Кто не помнит простодушного шофёра Кондрата из фильма «Живёт такой парень»? Этот образ, созданный Балакиным, поражает своей цельностью и подлинностью.
В каждом жесте, в каждом взгляде сквозила такая искренность и теплота, что невозможно было не проникнуться симпатией к его герою. К сожалению, судьба распорядилась так, что творческий путь Бориса Балакина оказался совсем недолгим.
Творческий путь
Борис Балакин родился в 1913 году в семье простого рабочего. И, казалось, судьба его была предопределена: фабричный гудок по утрам, тяжёлый труд у станка, как у отца. Он и пошёл поначалу по стопам родителя, устроившись на завод.
Но творческая жилка давала о себе знать. Борис обладал замечательным голосом, с удовольствием пел и с азартом участвовал в заводской самодеятельности.
И вот, спустя 10 лет упорного труда на заводе, Борис принимает решение, которое круто изменит его жизнь: поступает в Оперно-драматическую студию им. Станиславского.
Шли тяжелейшие годы Великой Отечественной войны. Фронту нужны были не только солдаты, но и артисты, способные поддержать боевой дух. И Борис с однокурсниками отправляется с концертами на передовую.
Сразу после окончания войны молодой актёр становится артистом Театра имени Станиславского, а четыре года спустя переходит во МХАТ имени Горького, которому и будет верно служить до конца своих дней.
Его путь на большой экран начался уже в зрелом возрасте, когда за плечами был богатый опыт театральной сцены. Но и на этом поприще судьба отвела ему скромную роль. В 1955 году он снялся сразу в двух картинах: «Попрыгунья» и «Мать». Увы, его имя даже не внесли в титры — слишком малы и незначительны были эти роли.
Прошло долгих пять лет, прежде чем Балакин вновь получил шанс появиться на экране. В фильме «Алёшкина любовь» он сыграл Илью — роль, пусть и небольшую, но запомнившуюся зрителю.
Далее в знаменитом фильме «Я шагаю по Москве» Борис Иванович предстал в образе таксиста. А спустя год актёра пригласили на съёмки мелодрамы «Живёт такой парень» — дебютного полнометражного фильма Василия Шукшина.
Последняя роль Бориса Балакина
Василий Шукшин был не только режиссёром этого проекта, он ещё сам придумал сюжет и даже написал сценарий. Заманить же на съёмки известных актёров ему, вчерашнему выпускнику ВГИКа, было ох как непросто! Мало того, что съёмки планировались на несколько месяцев, так ещё и не где-нибудь, а на Алтае!
Рассказывают, что на роль шофёра Кондрата Степановича, надёжного друга и напарника главного героя Пашки Колокольникова, Шукшин мечтал пригласить самого Игоря Ильинского!
И тот, вроде бы, даже заинтересовался, но плотный график Малого театра не позволил ему принять участие в съёмках. Впрочем, поговаривали, что Ильинский просто не хотел рисковать репутацией, снимаясь у дебютанта.
Как бы то ни было, Шукшину пришлось искать другого актёра. И в итоге эту роль получил Борис Балакин.
Все, кто видел эту картину, наверняка помнят трогательную и смешную сцену сватовства Кондрата, когда Пашка Колокольников решает женить своего неженатого товарища на собственной тёте Анисье.
Помните, как трогательно растерялся Кондрат за столом, как не мог вымолвить ни слова? А на его лице даже проступали капли пота.
Зрители верили каждому жесту, каждому взгляду актёра, не подозревая, какой ценой даётся ему этот образ. Дело в том, что в это время Балакин боролся с тяжёлой формой гриппа, превозмогая жар и слабость, и эта сцена не просто сыграна, она прожита актёром.
Никто из окружающих не подозревал о его состоянии, а он, как истинный служитель искусства, не мог подвести своих коллег. Он прекрасно понимал, сколько людей, сколько труда стоит за каждым съёмочным днём, и, превозмогая себя, продолжал работать.
После трёх дублей этой сцены киногруппа с чувством выполненного долга отправилась на обед, а усталый Борис Балакин остался за столом. Когда же все вернулись, Борис Иванович лежал на полу бездыханный. Сердце актёра, не выдержав напряжения и борьбы с недугом, остановилось.
Василий Шукшин долго винил себя в случившемся. Он укорял себя за то, что не обратил должного внимания на плохое самочувствие актёра, не заметил, какой ценой даётся ему каждый съёмочный день.
А для Бориса Ивановича актёрский долг, ответственность перед коллегами всегда были превыше собственного благополучия. Эта сцена сватовства стала одной из самых ярких и пронзительных в фильме.
Ещё одна сцена с участием Бориса Ивановича так и осталась неснятой. Найти замену Балакину было невозможно, и Шукшин принял решение просто убрать этот эпизод из фильма.
Борису Балакину было всего 50 лет. Впереди могло быть ещё столько ролей, и он уже успел дать согласие на съёмки в фильме «Ко мне, Мухтар!», где должен был сыграть сотрудника милиции. Но судьба, увы, вмешалась в эти планы, оборвав историю жизни талантливого актёра на самом интересном месте.