Девочку с невинными глазами называли то русской Эммануэль из-за смелых сцен, то Лолитой за неравный брак: актриса Анна Назарьева

— Аня, режиссеры всем делают такие подарки?! — мама недоуменно разглядывала красивую юбку.

— Мама…, — Анна вздохнула. — Послушай… Я ведь замуж выхожу за Александра Николаевича.

— Что?! — мать всплеснула руками. — Да он тебя на 30 лет старше!

Анна Назарьева — звезда постперестроечного кино. Зритель легко вспомнит ее в фильмах «Обнаженная в шляпе», «Идеальная пара», «Приморский бульвар», «Криминальный талант», «Игра на миллионы».

Назарьева, родившаяся в Москве в 1969 году, впервые снялась в кино еще в детстве. Однажды Анечка гуляла с папой, мамой, дедушкой и бабушкой по ВДНХ. Девочка убежала вперед по аллее. Малышку окликнула женщина и спросила, не хочет ли она сняться в кино.

— Кино? Не зна-а-а-аю, — важно ответила Аня. — Я мультики люблю!

Женщина оказалось ассистенткой режиссера и, переговорив с родителями, пригласила на кинопробы на студию Горького.

Члены худсовета изумленно разглядывали ребенка, декламировавшего лермонтовского «Демона»: «Печальный Демон, дух изгнанья, летал над грешною землей…». Папа читал ей на ночь не сказки, а стихи русских классиков, поэтому ничего заучивать специально для проб девочке не пришлось.

Назарьеву утвердили на роль, и она снялась в 1976 году в своей первой картине «Огненное детство» Юрия Швырева, сыграв Маньку, дочку комиссара Красной армии.

После этого Анна попала в актерскую картотеку, и через четыре года ее пригласил Сергей Герасимов в свой фильм «Юность Петра» (1980). Назарьева снялась в роли Саньки Бровкиной в детстве, а взрослую героиню сыграла Любовь Полехина.

— Как приятно было заработать приличные деньги! — улыбалась Назарьева. — Я на них купила зимние сапоги и страшно гордилась, что сама за них заплатила.

Герасимов запомнил одаренную девочку и, когда ей было 14 лет, пригласил посещать их с супругой, Тамарой Макаровой, мастерскую актерского факультета ВГИКа.

— Уже когда Сергея Аполлинариевича не стало, я узнала, что он собрал всех парней и строго предупредил: «Аня — школьница, несовершеннолетняя. Не дай Бог кому-нибудь приударить за девочкой. Тут же отчислю!» Переживал за меня как за дочку. А ребята относились ко мне как к дочери полка!

Сергей Герасимов ушел из жизни в 1985 году и свое официальное образование Анна получила уже в мастерской Алексея Баталова, окончив ВГИК в 1990-м. И будучи вольнослушателем у Герасимова, и студенткой у Баталова, Назарьева продолжала сниматься в кино.

В перестроечном кинематографе «обнаженка» редкостью не была, но впервые актриса обнажилась на экране еще в 1985 году в фильме «Танцплощадка» Самсона Самсонова. И в этот фильм она попала благодаря Герасимову.

Он летел с Самсоновым с международного кинофестиваля, и Самсон рассказал, что для своей картины ищет школьницу-девятиклассницу. Сергей тут же посоветовал взять Назарьеву.

— В «Танцплощадке» снималась, когда мне было всего 15. Режиссер Самсон Самсонов сказал: «Надо». Ну, я и сделала. Героиня Александры Яковлевой сорвала с меня платье, и на экране сверкнула грудь, — рассказывала актриса. — Я тогда еще в школе училась и жутко переживала, как к этой сцене отнесутся окружающие. Но вроде все спокойно отреагировали!

Но в комсомол Анну не приняли не из-за того, что она сверкнула наготой на экране.

— Я была вольным слушателем на курсе Герасимова и Макаровой во ВГИКе, разучивали там этюды, песни. Одна из них «Ехали цыгане да с ярмарки да домой, домой, и остановилися под яблонькой густой. Эх, загулял, загулял, загулял парнишка молодой, молодой, в красной рубашоночке, хорошенький такой».

Я эту песенку в школе исполнила, играя на рояле, — рассказывала актриса. — А педагоги услышали и посчитали слова аморальными, нехорошо девочке-комсомолке такое исполнять. Меня и не взяли. Сказала об этом Сергею Аполлинариевичу Герасимову, а он мне: «Не переживай, зато тебя во ВГИК возьмут».

В том же году 15-летняя Аня влюбилась! С режиссером Александром Полынниковым Назарьева познакомилась, когда ей было 11 лет. Анну пригласили на пробы в его картину «Просто ужас!». Полынников не утвердил девочку, сказав, что у нее слишком взрослый взгляд, поэтому она не смотрится рядом с мальчиком, игравшим главную роль.

Но девочку Александр запомнил, и через четыре года она снялась у него в фильме «Поживем — увидим» (1985).

— Анечка как хвостик за Полынниковым ходит, — судачили актеры. — Влюбилась что ли? Рано еще о любви думать!

Но актриса утверждала, что именно тогда влюбилась впервые и бесповоротно.

— Все видели, какие взгляды я на него бросаю! — делилась Назарьева. — Саша тоже все понял и в шутку сказал: «Вот исполнится тебе 18 — поженимся».

Через три года Полынников позвал Анну на главную роль в «Приморском бульваре», снимавшемся в Одессе. Актриса не скрывала своих чувств, и Александр, ранее уже побывав в браке, закончившимся разводом, решился вновь попытаться устроить свое личное счастье.

— Мы гуляли по городу и в каком-то одесском дворике Саша меня поцеловал, — вспоминала актриса. — И сказал: «Выходи за меня замуж!» Я была необыкновенно счастлива, моя мечта сбывалась! Вспоминая Герасимова и Макарову, я так хотела, чтобы с Сашей мы прожили всю жизнь как они! Сколько хороших фильмов можно снять вместе.

И вот Анна вернулась после съемок в Москву с подарками. Александр передал родителям Назарьевой дыню с арбузом, а невесте купил юбочку. Объяснение девушки с родителями вышло ужасным. Жених был старше не на тридцать лет, но близко — на 28.

Папа так переживал, что прихватило сердце, и он лег в больницу. И все же, поразмыслив, Назарьевы решили дочке не перечить: «Бесполезно ее переубеждать. Пусть женятся! Поживут вместе года два и разойдутся».

— Представьте себе, что и Александр Николаевич так думал, считая, что надоест мне через год! — улыбалась Назарьева. — Ошибался!

Выйдя замуж, Анна действительно стала сниматься в каждом фильме Полынникова.

«Повод», «Возьми меня с собой», «День любви», «Обнаженная в шляпе», «Идеальная пара», «Кумпарсита», «Мужчина легкого поведения», сериалы «Дружная семейка», «Возвращение Мухтара» и «Крестная» — все это те картины, в которых режиссер с удовольствием снимал свою жену.

Правда, она жаловалась, что Александр был к ней требователен вдвойне, а на площадке придирался без меры! Не хотел, чтобы упрекали за то, что снимает супругу.

— Конечно, я снималась и у других режиссеров, но самыми яркими своими работами я обязана Саше! — признавалась Назарьева. — Интересно, что иногда режиссеры проявляли ко мне мужское внимание, но я «включала дурочку» и прекрасно избегала щекотливых ситуаций.

Детей у пары не было. Сын Полынникова от первого брака моложе Анны на два года, он всегда близко общался с отцом, работает кинооператором.

— Бог не дал детей! — объясняла актриса. — Не получилось с ребенком, ничего не поделаешь. Вроде есть все — друзья, родственники, сестра, племянники, крестная дочка, но вот ребеночка своего нет — грустный момент.

Александр Полынников ушел из жизни в 2022 году на 82 году жизни. С супругой они прожили в счастливом браке 34 года до самой его смерти. В последний раз Анна Назарьева появилась на экране в сериале мужа «Крестная» в 2016 году.

Оцените статью
Девочку с невинными глазами называли то русской Эммануэль из-за смелых сцен, то Лолитой за неравный брак: актриса Анна Назарьева
— Я больше не пущу твою мать к нам домой — Заявила Лида своему мужу