Яжемать семьсот лет назад

Мальчик кидался камнями в людей. Однажды он, ради забавы, бросил голубя собакам. Но Мария Португальская была невозмутима. «Он же ребенок!» — говорила она, поджимая губы. Никто не смел возразить, никто не наказывал жестокого принца. В четырнадцатом веке в Кастилии жила классическая Яжемать. Если вы думали, что это современное явление, то вы ошибаетесь!

Мать и отец принца Педро возненавидели друг друга. Они были двоюродными братом и сестрой, и в 1328 году, ради мира между Кастилией и Португалией, их обвенчали в соборе Севильи. Однако, стоило Марии Португальской переступить порог королевского дворца, где ей надлежало стать хозяйкой, как ей быстро объяснили: она здесь не главная!

Дело в том, что у Альфонсо XI имелась давняя возлюбленная! Женщину звали Леонорой Гусман, и она имела неограниченное влияние на короля Кастилии. Именно она занимала место рядом с Альфонсо за столом. Ее осыпали подарками, титулами…

Вся семья Леоноры в кратчайшие сроки обзавелась новыми земельными угодьями. А бедная королева Мария рыдала от унижения и злости. Поведение короля Альфонсо стало настолько вызывающим, что в Португалии заволновались: нельзя так поступать с их дочерью!

Мужу Марии прислали письма от португальского короля. За молодую женщину заступался сам папа Римский. Но все было бесполезно. Альфонсо был человеком неуступчивым и жестоким, он расправлялся со всяким, кого подозревал в заговорах. И жене пригрозил: если она будет настаивать, то…

Просто удивительно, как в таких условиях Мария Португальская понесла. Перед родами она уехала в монастырь Лас-Уэльгас, и как раз там, 30 августа 1334 года на свет появился мальчик. Его назвали Педро, и он стал наследником своего отца.

Возвращаться ко Двору Мария не хотела. А ее никто и не звал обратно! Вся жизнь королевы сконцентрировалась вокруг маленького ребенка. Она обожала его, она баловала его, она прощала все его проступки и никогда не ругала. «Мамин пирожочек» оказался со своеобразной начинкой: с одной стороны, он унаследовал материнскую набожность, а с другой – отцовскую жестокость.

— Боюсь, вы слишком утруждаете его наукой, — обеспокоенно говорила Мария Португальская – учителям Педро. Но Васко Родригес де Карнаго и без того не слишком старался. Принц был ленив. Принц был небрежен. Единственное, что его интересовало – военное дело. Вот тут он слушал внимательно. И, конечно, учил слова молитв. На этом образование Педро исчерпывалось.

Губы Марии расплывались в улыбке, когда она видела своего ненаглядного сына. Если бы в Кастилии четырнадцатого века знали этот термин – Яжемать – они бы наверняка применили его к этой женщине. Королева не хотела ничего слушать про жестокость сына. Он рассек кому-то голову? Да бросьте, он играл. Ах, в колодце нашли собаку? Так она кусала ее миленького Педро!

Поскольку король и королева жили раздельно, то у Марии вскоре появился милый друг. Его звали Хуан Альфонсо де Альбукерке, и он во всем соглашался с Марией Португальской. Этот человек быстро раскусил, что из себя представляет принц. Нельзя было идти против него. Надо было ему всячески подпевать! Он ведь когда-то станет королем? Вот поэтому, лучше заранее стать для него лучшим другом.

Так что семьсот лет назад королева и ее возлюбленный отчаянно лепили из принца Педро… совершенно невыносимого человека. И одновременно, Мария Португальская со своим Альбукерке, принялись давить на короля – пусть он избавляется от Леоноры Гусман! Дело дошло то того, что мать Педро отправилась в Португалию и уговорила родню напасть на Кастилию.

Только после этого кастильский король испугался по-настоящему. Ему совершенно не хотелось воевать, ведь казна была истощена. И он согласился: пусть Леонора уезжает из дворца. Это была маленькая, но победа Марии Португальской.

26 марта 1350 года Альфонсу XI скончался от чумы. Королем, разумеется, провозгласили шестнадцатилетнего невоспитанного принца Педро. Первое, о чем попросила его Мария Португальская, едва сына короновали, это… казнить Леонору. Она хотела отмщения! Просьбу исполнили. Причем в очень показательном месте – в городе Талавера, который лично принадлежал Марии.

…Она очень поздно поняла, кого вырастила. Мария Португальская всегда защищала сына. Она думала, что действует в его интересах, что пытается во всем помогать ему. Оказалось, что Педро – человек, который не признает никаких рамок.

Когда мать женила его на французской принцессе Бланке (и тоже считала, что это во благо сына!), Педро взбунтовался. Ему не нужна была никакая Бланка! Он положил глаз на другую! Бедная невестка Марии Португальской была заточена в замке, а впоследствии лишена жизни, по приказу Педро.

Королева Кастилии впервые пришла в ужас, когда арестовали ее невестку. Она вырастила монстра! Попытавшись возразить сыну, она получила резкий ответ. Педро не нуждался в ее наставлениях больше!

И произошло восстание. Мария Португальская и Альбукерке выступили против короля, но не слишком успешно. Фаворит королевы после этого скончался при весьма подозрительных обстоятельствах, а Мария укрылась у своей родни. В 1357 году и она закрыла глаза навеки.

А Педро вошел в историю как Жестокий. В конечном счете, его правление спровоцировало еще одно восстание. В 1369 году король был разгромлен и убит. А на престол взошел его единокровный брат, сын той самой Леоноры Гусман… Если бы королева Мария Португальская иначе воспитывала своего сына, то, возможно, история Педро сложилась бы совсем иначе.

Оцените статью