Жена декабриста

Судьба Екатерины Ивановны была полна драмы. Её отец, граф де ла Валль, бежал с семьёй в Россию из Франции во время французской революции. В России ла Валль стал называться Иваном Степановичем Лавалем. Матерью Екатерины была Александра Козицкая, богатая наследница, обладавшая пару десятками тысяч крепостных душ, горнодобывающего завода на Урале и золотых приисков.

Екатерина Лаваль ни в чём не нуждалась и не знала отказа от родителей. Семья была поистине богата. Однако утонченной внешностью Екатерина не славилась: полноватая и невысокая девушка компенсировала свои недостатки прекрасным звонким голосом и добрым характером.

Несмотря на внешность, Екатерина считалась завидной невестой. Ещё тогда цесаревич Николай Павлович танцевал с этой очаровательной мадемуазель на балу, назвав её «самой просвещенной девицей высшего света».

В 19 лет Екатерина Лаваль познакомилась в Париже с князем Сергеем Петровичем Трубецким. Он был старше Екатерины на десять лет. Его описывали, как замкнутого человека с неприятными чертами лица. Однако князь был умён, начитан и с хорошей родословной.

Трубецкого так же считали завидным женихом для придворных дам. Однако именно Сергей и Екатерина как никто подходили друг другу. Им было интересно обо всём разговаривать, обсуждать науку и искусство. В 1820 году молодые сыграли свадьбу.

Сей идеальный союз был омрачён бездетностью. Тогда все знатные дамы уезжали лечиться на воды. Спустя несколько лет после брака Екатерина узнала, что её мужа арестовали из-за повстанческих действий. И хоть Трубецкой особо не скрывал от Екатерины своей политической активности, всё же она надеялась, что муж одумается.

«Ради Бога, подумайте о том, что вы делаете, вы погубите нас и сложите свои головы на плахе» — Екатерина Ивановна Трубецкая.

14 декабря 1825 года арестованного доставили в Зимний дворец. Император был недоволен. Он испытывал симпатию к Екатерине Лаваль и понимал, на какую участь обрекает её супруга. Но иначе было нельзя. Изначально Николай I приговорил Трубецкого к плахе, а после заменил наказание на пожизненные каторжные работы в Сибири.

Екатерина любила Сергея. К тому же она была воспитана в более патриархальной семье, потому решила во что бы то ни стало последовать за мужем. Во время аудиенции у Николая I, Екатерина высказала своё желание отправиться за мужем в Сибирь. Император отговаривал, считая сей порыв безрассудной идеей, грозя княгине, что лишит её дворянских привилегий.

Николай I даже говорил, мол, вы свободная, богатая женщина, считайте себя уже разведенной, живите полной жизнью, выйдите снова замуж и наслаждайтесь своим статусом. Однако Екатерина стояла на своём. Императору ничего не оставалось, как выписать ей разрешение последовать за мужем на каторгу. Императрица Александра Фёдоровна была тронута, сказав, что на месте княгини сделала бы то же самое…

Мать Екатерины дала ей с собой немного денег. Родителям было жаль отпускать дочь в холодный край. Но сама княгиня Трубецкая не сомневалась в своём решении, она пошла бы на всё, лишь бы быть рядом с мужем.

19 января 1827 года Екатерина подписала отречение от своего дворянского достоинства и имущественных прав на крепостных. Её будущие дети так же бы не имели никаких дворянских привилегий. Согласно описи она сдала в казначейство на хранение все ценные вещи, деньги и драгоценности.

Жизнь Екатерины была сложной. Отныне бывшая княгиня сама вела хозяйство, топила печку, носила воду и готовила еду. Свидания с заключенными были редкими и проходили под надзором. Денег не хватало, лекарств и теплой одежды не было. Екатерина не падала духом.

Выросшая в роскоши среди нянек и придворных она познала другую, обратную сторону жизни. Осенью 1827 году супругов перевели в Читу. Там жить было несколько легче. Вскоре у пары появилась первая дочь. Это было большой радостью, спустя девять лет брака в плохих условиях жизни наконец-то стать родителями.

Вскоре семья Трубецких поселилась в деревне Оек, близ Иркутска. Всего у пары родилась девять детей, однако в суровых условиях жизни выжили только трое. Екатерина обучала детей языкам, грамоте, письму и пению.

Как только две старшие дочери подросли, то Екатерина испросила разрешение переселиться в Иркутск и отдать девочек в институт в Иркутске. Вскоре и Сергею Трубецкому разрешили присоединиться к семье в их новом доме.

Всем был известен дом Трубецких, в котором никогда не отказывали нуждающимся в еде или лекарствах. Бывшие аристократы пытались помочь всем. Екатерина скончалась за два года до амнистии. Трубецкого восстановили в дворянстве, но без княжеского титула  его могли использовать только его дети.

Сергей сильно оплакивал жену, не желая уезжать из Иркутска. Он уехал только ради образования сына, покину Сибирь навсегда.

Оцените статью