Бедный мельник мечтал о помощнике. Таскать тяжеленные тюки становилось все сложнее: у него нестерпимо болела спина. Но мальчик, подрастающий на хуторе Мало-Хвощеватый, решительно не хотел становиться таким же мельником, как его отец.
У него была мечта. Во сне ему виделся великолепный город, с широкими улицами, с прогуливающимися нарядными людьми. Он не знал, как называется этот город, но его душа рвалась именно туда. Весной 1820 года это казалось просто сказкой.
Мальчик из провинции
Никита Орлов, подбоченясь, грозно смотрел на сына. Пимен опять рисовал целый день, позабыл совсем, что ему велели сделать по дому. Теперь мать плакала, отец убирал хворостину. Отходил он Пимена без всякой злобы, но для науки. Нельзя забывать, кто ты есть. Нельзя думать, словно ты лучше других.
Он не мог объяснить никому, что творится у него на душе. Почему этот родной дом кажется ему таким невыносимо тоскливым. Только мыслями Пимен все время был далеко-далеко… Какая там мельница! Какой огород! Он грезил совсем о других горизонтах.
Совсем мальчишкой, он решил уйти из дома. Боязно было, но еще страшнее – оставаться. Не мог мальчик себе представить такой же жизни, как у его родителей. Когда судьба случайно свела его с бродячим художником, решил, что это знак. Быстро сговорились, что дальше пойдут вместе: вдвоем легче пробиваться. А еще художник поможет мальчику раскрыть его талант…
Вместе они брались за разную работу: красили чужие заборы, помогали подновлять росписи в маленьких провинциальных храмах, делали на заказ наброски, рисунки… Самоучка Пимен Орлов в короткий срок достиг такого мастерства, что все вокруг диву давались.
Это же надо, чтобы в глуши возник такой самородок? А потом была еще одна судьбоносная встреча: предводитель местного дворянства, помещик Гладкий, увидел работы Пимена и остолбенел.
— Да тебе, братец, в столицу надобно! – воскликнул он.
Столица
Вот так и попал деревенский парнишка в петербургскую Академию Художеств. Приехав в столицу, ахнул: это же город из его сна! Да, точно он! Узнаваемые улицы, блестящие купола храмов… Щедрый Гладкий оплатил дорогу и проживание на первое время. А в Академии Пимен попал… в портретный класс самого Карла Брюллова. Это был еще один подарок судьбы.
Его называли «Великий Карл» еще при жизни. Он был признанным мастером, которому рукоплескали. И теперь Брюллов озадаченно смотрел на новенького. Неужели этот щуплый молодой человек так бесконечно талантлив, как о нем говорят?
Решил, для пробы, предложить Пимену нарисовать… котенка. И он, нисколько не смутившись, за несколько минут сделал такой живой набросок, что возле него столпились другие учащиеся.
Учеба давалась ему легко. К тому же, Орлов был потрясающе работоспособен. Все свободное время он проводил в мастерской, чтобы создавать портреты на заказ. Моментально впитал манеру мастера, Брюллова, и работал под его явным влиянием.
Не отказывал никому, брал скромно. Чуть позже, войдя в силу, повысил цену, что позволяло ему весьма безбедно жить. Вскоре об Орлове пошла такая слава, что к нему записывались в очередь. Он создавал портреты знатных дам и фрейлин императрицы, княжон и легкомысленных итальянок…
*
Его обожали и носили на руках. В 1836 году он удостоился серебряной медали второй степени за свои успехи. А годом позже окончил Академию с медалью уже первой степени: на мастеров живописи произвел впечатление портрет князя Голицына, который Пимен писал с натуры.
Италия
Считалось, что для становления каждого мастера необходимо какое-то время провести в Италии. В 1841 году за Орлова похлопотали – и он выехал за границу. Связи с родиной не терял, присылал свои работы. Академики показали несколько картин Пимена самому государю Николаю I и ему же рассказали о планах молодого художника: он собирается посвятить себя исторической живописи!
Будет рассказывать на своих полотнах о славном прошлом России и ее правителей… За это Орлову немедленно назначили содержание за счет императора.
То, что русский художник наделен невероятным талантом, поняли и в Италии. Пимена обожали буквально все – он завел широкий круг знакомств, его приглашали на свои виллы представители известных аристократических фамилий.
Из России намекнули, что пора было бы возвращаться назад, но он упросил дать ему шанс еще немного пожить в Италии. Говорили, что у него появилось серьезное увлечение – дочь графа. Связать свою жизнь с нею Пимен не мог, но хотя бы издалека любоваться…
Он был настолько поглощен своей работой, что мог целыми днями ничего не есть. Это напоминало одержимость. Однажды Пимену стало нехорошо, затем случился припадок. Короткое время спустя, русский посол приехал лично навестить Орлова…
Он был подавлен увиденным. На кушетке лежал человек с безумно горящими глазами, повторяющий какие-то бессвязные слова. Решено было, что художника надо определить в хорошую местную лечебницу. Он сошел с ума.
Говорили, что у него воспаление мозга. Помочь ничем было нельзя, только облегчить агонию. 24 сентября (6 октября по новому стилю) 1865 года Пимен Орлов закрыл глаза навеки. Обожаемый всеми, признанный при жизни, необычайно талантливый, он умер в Риме. К сожалению, его могила не сохранилась.
Но его прекрасные работы и по сей день украшают Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею и частные собрания…