Российская авантюристка XVIII века

«Её длинная, полная движения жизнь, страшное богатство встреч, столкновений образовали в ней высокомерный, не лишенный печальной верности взгляд. У нее была своя философия, основанная на глубоком презрении к людям…» А. И. Герцен

Ольга Александровна Жеребцова стала известна в петербургском обществе благодаря своему брату Платону Зубову. Ольга не была титулованной дворянкой от рождения, однако оставила яркий след в истории России.

Отец и брат Ольги были возведены в дворянское достоинство, однако сама девушка использовать сей титул не имела права. В 15 лет Ольга вышла замуж за богатого и родовитого Александра Жеребцова. Желая приблизиться к аристократическому обществу она именовалась, как мадам Жеребцофф, на французский манер.

Жизнь Ольги протекала размерено: дом, быт и четверо детей. Лишь в 1789 году Ольга была принята при дворе благодаря своему многообещающему брату Платону Зубову. Екатерина II приняла сестру своего последнего фаворита со всей добротой, и вскоре Ольга пользовалась большим успехом в светском обществе.

В число её поклонников вошли самые сливки петербургского двора, а так же сам великий князь Павел Петрович. Ольге льстило внезапно обрушившееся на неё внимание. Через пару лет, в гостях своего брата, она познакомилась с английским дипломатом. Его звали Чарльз Уитвор.

Жеребцова произвела на Чарльза сильное впечатление, и тот решил во что бы то не стало заполучить её благосклонность. Чарльз Уитвор приковывал к себе внимание благородных дам со всей Европы, что даже Мария Антуанетта была расположена к этому английскому джентельмену. О его внешности высказался ещё сам Наполеон.

«Во все периоды его жизни королевы, герцогини и графини осыпали его знаками внимания» Н. Бонапарт

Ольга Жеребцова стала меньше времени уделять мужу и детям. Для неё теперь это было второстепенно. Балы и новый роман вскружили её голову. Александр Жеребцов стал жить отдельно от жены в своём имении, занимаясь детьми, а Ольга — в Петербурге с английским дипломатом.

Что Ольгу привлекло в иностранном дипломате? Ну, явно не богатство. Чарльз был беден, как церковная мышь, на фоне Ольги, у которой появилось весьма внушительное состояние от её брата. Она оплачивала все расходы и поселила своего возлюбленного в своём доме на английской набережной в Петербурге. Законный муж обо всём знал.

С воцарением на троне Павла I все Зубовы мигом оказались в опале. Ольгу императорская кара миновала. Например, после кончины императрицы Платон Зубов съехал из своих апартаментов в Зимнем дворце к своей сестре на английскую набережную.

Вскоре Павел I подарил бывшему фавориту своей матери роскошный дом за сто тысяч рублей (дом Мятлевых на Морской), но уже через неделю Платон Зубов был лишён всех чинов и привилегий, позже — отправлен в заграничный отпуск, а имения отобраны в пользу государства.

Придворные мигом смекнули, что беззаботная жизнь Ольги Жеребцовой подошла к концу, а её дом на английской набережной временно опустел. Позднее, несмотря на запрет Павла I о роскоши, изумительный дом Ольги и её званные вечера всё же прославились на весь Петербург.

Ольга и Уитвор старательно избегали всех заговоров против императора Павла I. В 1799 году Павел I стал более склонен к Наполеону Бонапарту и союзу с Францией, что не нравилось Великобритании. Под влиянием Чарльза Уитвора, английского дипломата, Ольга была втянута в заговор.

Заговорщики поставили своей целью принятие конституции, отречение Павла I от престола в пользу его сына Александра. Для этой цели Чарльз Уитвор, с разрешения своей возлюбленной, сблизился с Анной Толстой.

Она была подругой Елизаветы Алексеевны, жены будущего Александра I, а её муж был камергером при великокняжеском дворе. Другую часть сведений об императоре Ольга добывала у Анны Лопухиной, известной своей болтливостью.

Вскоре Чарльз Уитвор был выдворен обратно в Великобританию. Он так и не успел дождаться бумаг от Павла I о присвоении ему баронского титула. Его неосторожное письмо о том, что император не в своём уме, было перехвачено людьми Павла I. Ольга продолжала и далее интриговать против императора.

Жеребцова сумела вовремя сбежать из России, когда ей заинтересовалась Тайная канцелярия. Через две недели после её побега Павел I пал от рук заговорщиков. По одной из версий, Ольга Жеребцова вывезла с собой из России немало денег.

С 1801 года начались странствия нашей авантюристки. Ольга находилась в Данциге, ныне Гданьск, когда узнала о кончине Павла I. Её сын Александр Жеребцов, действующий камергер, был отправлен к Фридриху Вильгельму III уведомить, что в России ныне новый император. Мать и сын встретились в Берлине.

Сперва Ольга Жеребцова с сыном отрицали свою причастность к заговору против Павла I, после — стали открыто этим хвастаться.

Ольга мечтала воссоединиться со своим возлюбленным Чарльзом Уитвором. Однако оказалось, что тот женился на богатой вдовствующей герцогине Дорсетской. Видимо, вот для чего Чарльз хлопотал перед Павлом I, чтобы выцыганить титул барона, и его будущий брак с герцогиней был бы не такой неравный.

В Берлине Ольга всем жаловалась на непутёвого и неверного фаворита. Мол, она-то, между прочим, собиралась разводиться с мужем, да и лорд Уитвор ей денег задолжал.

В 1802 году Жеребцова приехала в Лондон. «Московитская графиня», как её называли в Великобритании, повсюду преследовала своего возлюбленного Уитвора, пока тот не выхлопотал для себя миссию в Париже, лишь бы сбежать с супругой от назойливой Жеребцовой.

Ольга ждала. Через пять месяцев Уитвор с женой должны были вернуться в Лондон, и чтобы Жеребцова не докучала супругам, герцогиня Дорсетская вручила Ольге 10 тысяч фунтов, дабы спокойно жить со своим мужем.

Приключения Ольги продолжались. Буйный характер не приемлет спокойной жизни. Жеребцова тщетно пыталась попасть к великобританскому двору, однако представлять её пуританскому обществу ни у кого не возникло желания.

Но эта женщина не видела преград, лишь обходные пути. Вскоре она не только попала в центр аристократического общества, но и стала фавориткой Георга IV, принца Уэльского. Он был у её ног.

Вскоре связи Ольги Жеребцовой при английском дворе понадобились российским посланникам. Не без её помощи в 1805 году был подписан Петербургский мирный договор.

Через год у Ольги родился внебрачный сын, названный Джорджем Нордом. Кем был его отец доподлинно неизвестно, хоть Жеребцова и старалась выдать ребёнка за бастарда Георга IV.

В 1810 году 45-летняя Ольга приехала в Россию. Она продала свой дом и ныне избегала императорского двора, да интриг. Временами она путешествовала, снимала жильё, так как предпочитала постоянные перемены. К тому времени уже скончался её законный супруг. Единожды он навестил свою авантюрную супругу в Лондоне вместе с детьми.

В 1812 году именно Жеребцова внесла огромный вклад в Московское ополчение. В боевых действиях участвовали два её сына, один из них храбро пал в бою. Ольга Жеребцова пережила практически всех своих родственников: родителей, братьев, двух бывших фаворитов, большинство детей, участников заговора при Павле I и друзей молодости.

Из юной дамы Ольга превратилась в статную и холодную женщину, будто статую. Она входила в салоны с прямой осанкой, а её взгляд и манеры показывали непоколебимость её характера. С возрастом нрав Ольги отличался ворчливостью.

Она любила журить цареводов 40-х годов. Мнения современников об авантюристке XVIII-XIX века разнится. Кто-то жалеет женщину с разбитым сердцем, а кто-то считает её красоту такой же холодной, как и её расчёт.

Оцените статью
Российская авантюристка XVIII века
Парижская камелия