Укрощение Чудовища. Безупречный брак Уинстона Черчилля

«ЭТО делать ни в коем случае нельзя, — твердо произнесла Клементина, — тогда вы будете счастливы». Она знала о чем говорила. Когда Уинстон предложил ей руку и сердце, в Лондоне хохотали: да они продержатся полгода, не больше! Черчилля считали Чудовищем, Клементину – ледяной Красавицей. Только в сказке бывает такое сочетание. И только в сказке оно приводит к счастливому финалу.

Сомнительная репутация

Даже мать не смогла бы точно сказать, кто настоящий отец Клементины. Девочка появилась на свет в апреле 1885 года, когда ее родители давно находились в ссоре. Пятидесятилетний сэр Генри подозревал свою красавицу-жену не случайно. Он поздно женился, но, разумеется, заводил отношения с женщинами. И за долгие годы у него так и не появилось ребенка на стороне! А Бланш начала рожать одного за другим…

Шептались, что Клементина была плодом любви Бланш и барона Редесдейла, мужа ее родной сестры. Другим вероятным отцом назвали капитана Миддлтона – рыжеволосого красавчика, который умудрился вскружить голову самой австрийской императрице Елизавете …

Так или иначе, официальным отцом называли сэра Генри Хозьера – мрачного, нелюдимого и всегда раздраженного.

В доме нельзя было громко говорить. Сэра Генри раздражал детский смех, поэтому малышей учили смеяться или в саду, или когда отца нет дома. Леди Бланш готова была взвыть от этой невыносимой обстановки… В 1891 году она ушла от мужа навсегда, хотя и не оформляла развода. Детей поделили: девочки поехали с матерью во Францию, а сын, трехлетний Уильям остался в отцовском поместье…

Мальчик никогда не чувствовал любви отца и безмерно тосковал по матери. Трудно сказать, оказало ли это на него свое роковое воздействие, но сэр Уильям Хозьер никогда не был женат, а позже, во цвете лет, наложил на себя руки…

Леди Бланш понимала, что приобрела сомнительную репутацию из-за своего разлада с сэром Генри. И это могло отразиться на девочках! Потому мать задумалась об образовании для дочерей. Китти, Клементина и Нелли – сестра-близнец Уильяма – обязаны были получить самое лучшее воспитание!

«Сначала мы учились дома, — позже вспоминала Нелли, — потом мама отдала нас в Эдинбургскую школу, затем мы учились в Хартфорде, а затем Клементину и меня отправили в Сорбонну».

Во французском университете не было только старшей девочки Хозьер – Китти. Она умерла от брюшного тифа 5 марта 1900 года. Сёстры были потрясены этой утратой.

На выданье

Леди Бланш принимали не во всех лондонских домах, но у нее хватало знакомых и родственников, чтобы не испытывать трудностей по этому поводу. Главной задачей стало вывести девочек в свет, и дебютантки Хозьер очень неплохо показали себя на своем первом светском сезоне.

Почти сразу Клементина получила предложение руки и сердца, но отказала претенденту. А затем влюбилась в сына виконта Пила и даже тайно обручилась с ним… Однако об этой партии нечего было и думать. Мать наставляла дочь: нужно метить гораздо выше!

Дело в том, что по всеобщему признанию, Клементина превратилась в настоящую красавицу. К 1904 году, когда она впервые встретила на балу Уинстона Черчилля, она уже трижды получала предложения и трижды отклоняла их.

— Она хорошенькая, — прокомментировал Черчилль.

Но разглядеть по-настоящему Клементину он сумел только четыре года спустя. На вечере, устроенном леди Сент-Хелиер, не только танцевали, но и говорили об искусстве и литературе. Очаровательная леди Клементина Хозьер поразила Уинстона своими познаниями. В тот раз они договорились о новой встрече.

Его называли Чудовищем – за неуклюжесть, за грубые шутки, за абсолютное нежелание нравиться другим. Он жил как хотел! Но Клементина сумела разглядеть под этой неприятной маской совсем другого человека. Пять месяцев пролетели как один день.

Они встречались в свете, ездили на прогулки, обменивались письмами, и, наконец, Клементину позвали в святая святых семейства Мальборо, к которому принадлежал Черчилль. Ее пригласили в роскошный дворец Бленхейм.

Это произошло 11 августа 1908 года, в летнем домике поместья. Неловко опустившись на одно колено, сэр Уинстон Черчилль сделал предложение леди Клементине Хозьер. И оно было сразу принято!

— Они продержатся полгода, не больше, — шептались в свете.

Они поженились через месяц.

Счастливый муж

«Я женился в сентябре 1908 года и с тех пор был счастлив», — написал Черчилль в своем дневнике. Он нисколько не преувеличивал. Клементина оказалась той самой идеальной женой, о которой можно было только мечтать. Предупредительная, умная, тактичная и благожелательная, она сама вывела формулу идеального брака:

Никто и никогда не должен заставлять другого делать ЭТО. А именно – подчиняться другому. Нельзя ломать человека, подстраивать под себя, и при этом нельзя растворяться и жить только его интересами. Клементина Черчилль считала, что сделает мужа счастливым, если позволит ему быть самим собой. И оставалась собой тоже!

— Она укротила Чудовище! – удивлялись в Англии. Бежали годы, а брак, которому давали всего 6 месяцев от силы, так и держался.

Клементина спокойно воспринимала привычку Уинстона не вынимать сигары изо рта. Она поддерживала его в художественных начинаниях – Черчилль неплохо писал пейзажи. Уже в 1909 году на свет появилась их старшая дочь, Диана. Затем пришел черед Рэндольфа и Сары, а потом Мэриголд и Мэри. К сожалению, в 1921 Черчилли оплакали трехлетнюю Мэриголд.

Когда началась Первая мировая, леди Клементина Черчилль организовала бесплатные столовые для рабочих. А еще занималась агитацией, когда ее муж был болен! Мало кто догадывался, но блестящие публичные речи Уинстона редактировала именно жена.

Безупречный брак

«У нее роман, — уверенно говорил в Лондоне, — она точно увлечена другим».

Повод для разговоров возник в 1931-м, когда Клементина поехала кататься на яхте с искусствоведом Теренсом Филиппом. Сразу вспомнили, как оступалась ее собственная мать. Но Клементина знала то, о чем нельзя было говорить в английском обществе того времени – Теренс не проявлял интереса к дамам. Они дружили, а еще Теренс коллекционировал произведения искусства, чем занималась и Клементина тоже.

С Уинстоном им часто приходилось бывать в разлуке, и за годы совместной жизни они написали друг другу почти 1700 писем. Клементина называла мужа «мой мопсик», он ее – «моя нежная кошечка». Был ли знаменитый политик хорошим отцом? Нет, он практически не занимался детьми. «Легче управлять нацией, чем своими потомками», — говорил он.

Но в семье не было принято осуждать его за это. Черчилль делал политическую карьеру, а это считали делом куда более важным. Клементина поддерживала его во всем, и лишь однажды позволила себе резко высказаться:

«Ты невозможен, Уинстон!» — однажды произнесла она, когда муж, по ее мнению, занял слишком непримиримую позицию в политике.

9 мая 1945 года Клементина встретила… в Москве. Она была награждена лично Иосифом Сталиным за помощь советским людям в годы Великой Отечественной. Дело в том, что леди Клементина организовала Фонд помощи России Красного Креста. За это она получила государственную награду СССР и бриллиантовый перстень.

Однажды Уинстона спросили, кем бы он хотел стать, если бы не был Черчиллем. И он ответил:

— Тогда я бы хотел стать вторым мужем леди Клементины!

И это была чистая правда.

В 1965 году Клементина овдовела. Да, Уинстон к тому времени долго болел, но это всё равно стало для нее огромным ударом.

— Маму нельзя оставлять одну, — обеспокоенно говорили дети.

Она собралась с большим трудом, чтобы… продолжить дело мужа. Разбирала его записи и дневники, что-то публиковала, собирала архивы, и… уничтожила портрет Уинстона Черчилля, который ему не нравился при жизни. До самого конца Клементина оставалась настоящей женой своего знаменитого супруга.

— Никогда не делай ЭТО, — повторяла Клементина своей дочери Мэри, которой суждено было ее пережить. – Тогда ты будешь счастлива.

Мэри Спенсер Черчилль последовала заветам матери. Она вышла замуж один раз и на всю жизнь. Она же написала биографию леди Клементины, которая угасла у нее на руках 12 декабря 1977 года…

Оцените статью
Укрощение Чудовища. Безупречный брак Уинстона Черчилля
На первый план, помимо любви и верности, вышла тема судьбы людей вернувшихся из плена