Весь французский двор посмеивался над новой фрейлиной Мадам Генриетты Стюарт, герцогини Орлеанской. Наша главная героиня, Луиза Франсуаза де ла Бом ле Бам, родилась в обедневшем дворянском роде. Своё свободное время она проводила за чтением книг на природе. О, гулять на свежем воздухе Луиза любила больше всего, но особенно — кататься на лошадях.
Однажды Луиза неудачно упала с лошади. Она повредила позвоночник и бедро. Чудо, что вообще осталась жива и не сделалась полной калекой. На тот момент ей было всего 11 лет. Подростковая травма оставила след на всю жизнь — Луиза стала хромать.
Провинциальная девушка вскоре попала ко двору. А при королевском дворе, как мы знаем, неказистых дам особо не любили. Женщины были лицемерными сплетницами, желающими посмеяться над более слабой мишенью. Особенно высмеивали отсутствие манер и внешность.
Но спешу вас разуверить, Луиза была очаровательной юной особой! У неё были очень густые, длинные и светлые волосы, нежный взгляд голубых глаз, благородное лицо с румянцем на щеках и спокойный характер. Она была терпима к окружающим и весьма грациозна, несмотря на свою особенность.
В то время у Людовика XIV был роман с Генриеттой Стюарт, женой брата короля. Романтическая связь со своей невесткой при дворе не поощрялась, ведь Людовик и Генриетта фактически были родственниками. Тогда Генриетта Стюарт предложила королю сделать вид, что он ухаживает за её хромоногой фрейлиной. Невестка короля даже не думала, что эта скромная особа годится ей в конкурентки.
Лично я считаю Луизу самой благонравной и воспитанной фавориткой Людовика XIV. Ей не нужны были богатства и титулы, наоборот, она этого чуралась! Ведь её роман с женатым человеком противоречил божьим законам.
Однажды в королевском саду король подслушал странный разговор. Луиза беседовала со своими фрейлинами. Девушка воскликнула: «разве можно замечать других, если рядом король. Ах, если бы он был просто Людовиком…». Короля этот разговор впечатлил. Неужели его могут любить просто так: как человека, как мужчину?
*
Людовик XIV начал добиваться взаимности от очаровательной фрейлины. Луиза его избегала. Она даже не отвечала на его записки. Однажды король пошёл не рискованный поступок: взобрался по водосточной трубе в покои фрейлин, лишь бы поговорить с Луизой. Девушка была впечатлена. Она согласилась стать королевской фавориткой, хотя яро этого не желала.
Я думаю, что такой простодушной, утонченной особе было не место при дворе. Она была слишком добра, слишком наивна для такого завистливого общества. Генриетта Стюарт была разочарована. Король предпочел её, принцессу Англии, какой-то хромоногой фрейлине. Королева Мария Тереза была вне себя от ревности. А давняя фаворитка Людовика, Олимпия Манчини, и вовсе пыталась отравить Луизу.
Весь этот круговорот не очень нравился королеве-матери, которая к тому времени была ещё жива. Анна Австрийская наблюдала, как в жизни сына появляется новая звезда — маркиза Монтеспан. Королева-мать сказала: «не попадите в тот же бардак, что и малышка Луиза. Сколько горя она принесла моей бедной Марии Терезе!».
О, знатные дамы, на что они только не были готовы пойти ради власти и денег при дворе! Луиза старалась всего этого избежать. Однако, вскоре у неё с королем появились внебрачные дети. Позднее, королевским указом они были узаконены, как «дети Франции». В качестве подарка Людовик подарил своей фаворитке два баронства и герцогства: де Вожур и ла Вальер (это произношение будет более правильным).
Бумаги о присуждении герцогского достоинства Луизе сделали её центром обсуждения в строящемся Версале. Королева Мария Тереза заливалась слезами, сидя красная как свекла. Маркиза Монтеспан напротив — побелела.
Частенько этот веселый квартет путешествовал в одной карете: королева Мария Тереза, Генриетта Стюарт, Луиза де ла Вальер и маркиза де Монтеспан. Многие придворные над этим посмеивались, зная личную жизнь короля-солнца.
Мне удалось сфотографировать в Версале картину (выше), как раз таки изображающую всех дам в одной карете. Людовик стал единственным мужчиной в жизни Луизы. Но рано или поздно всему приходит конец.
У Луизы он пришелся не только из-за своей подруги маркизы Монтеспан, но и потому, что она сама стала утомлять короля своей чрезвычайной набожностью. Однажды она сбежала в монастырь. Король её вернул, как драгоценное сокровище, завернутое в плед. А второй раз…Людовик XIV разрешил покинуть ей двор.
Красоту Луизы унаследовала её дочь Мария Анна де Бурбон. Ей досталось всё обширное состояние матери и титулы. Сама Луиза де ла Вальер прожила 65 лет. Свою жизнь она провела в монастыре кармелиток. Перед уходом она слезно просила королеву Марию Терезу о прощении, а будучи уже монахиней общалась с Монтеспан, как со старой подругой.
Для меня Луиза — девушка, которая не была предназначена для роли королевской фаворитки. Слишком эта должность, как по мне, для хитрых и проворных дам. Герцогиня де ла Вальер такой не была. Ей бы выйти замуж, жить в уютном гнездышке вдали от королевского двора и растить детей.
Но её красота, несмотря на её ногу, стала роковой. Она была далека от политических и дворцовых интриг. А за связь с королём — чувствовала вину.