Пояс верности

«В крестовый поход сэр Персиваль отправлялся с тяжелой душой: дома оставалась его жена. Слишком молодая, слишком красивая, слишком нежно глядевшая на своего пажа. И пусть супругу рыцарь любил, доверять ей он не мог. Оттого и решился: приказал сковать для нее особый поясок. Закрепил его лично, замкнул, а ключ взял с собой.

Из похода сэр Персиваль не вернулся», — так, наверняка, вы представляли себе одну из главных средневековых страшилок. Действительно, от знаменитого пояса верности ничего хорошего ждать не приходилось. По крайней мере, женщинам.

Воспаление от постоянного трения, невозможность совершать гигиенические процедуры…а если вдруг, уезжая, рыцарь оставил супругу с невыявленной еще беременностью? Неудивительно, что сейчас ученые считают: пояс верности — лишь вымысел, шутка, принятая позже за чистую монету.

Первые упоминания о «поясах целомудрия» встречаются с 1000-х годов и выражаются в теологических конструкциях и метафорах, несущих идею верности и чистоты.

А вот первое описание пояса как вещи можно найти в книге инженера Конрада Кизера «Беллифортис», опубликованной в конце XIV века. К рисунку идет и соответствующая подпись: «это жесткий железный пояс флорентийских женщин, застегивающийся спереди».

Значимым доказательством существования поясов верности ранее считалось его отражение в искусстве. Вот, например, гравюра, созданная предположительно Хансом Бальдунгом в первой половине 1600-х годов. На ней — молодая красивая женщина, одетая лишь в пояс верности.

Она стоит между стариком, вероятно, ее мужем, и другим мужчиной. Пока старик пытается удержать ее, она тянет руку к его кошельку, чтобы второй пересыпать добытые деньги в ладонь любовника, предлагающего ей ключ от ее «проблемы».

Впрочем, подобная гравюра не была единственным изображением дамы с поясом. Были и другие, но все — либо сатирического, либо религиозного характера. Первые — смеялись над желанием мужей сдерживать жен, уверяя, что женщины всегда найдут возможность для прелюбодеяния, вторые, наоборот, демонстрировали опасность соблазнов, подстерегавших неосторожных дам.

*

*

Конечно, невозможно уйти и от упоминаний пояса верности в литературе. Так, например, француз Пьер де Брантом, живший во второй половине 16 — начале 17 века, в своих «Галантных дамах» писал:

«Во времена короля Генриха один жестянщик привез на ярмарку в Сен-Жермене дюжину неких железных приспособлений для запора женских врат; они представляли собою род пояса с полосою, проходящей между ног и замыкавшейся на ключ; устройство задумано было столь хитро, что женщина, его надевшая, никак не смогла бы предаваться сладким утехам.

Говорят, нашлось-таки пятеро или шестеро ревнивых мужей, которые купили эту штуку и привязали жен своих столь крепко и надежно, что тем только и осталось сказать: «Прости-прощай, счастливое времечко!»».

У Брантома эта история окончилась вполне хорошо: дамы нашли мастера, изготавливающего запасные ключи.

А кавалеры-придворные «строго пригрозили упомянутому жестянщику, сказав, что, ежели он и дальше станет торговать подобными гнусными изделиями, они его просто-напросто убьют, и посоветовали ему вернуться домой да выбросить все оставшиеся штуки; так он и поступил, и более о них никто не слышал».

*

*

Основным же подтверждением их существования являются, конечно, сами пояса верности, сохранившиеся до наших дней. И таких достаточно много: они есть в музеях Италии, Франции, Германии, Британии, Чехии, Австрии. Разных типов, форм и размеров. Порой совершенно очевидно: нормальную живую женщину в них не втиснешь, как ни старайся.

Оттого в последнее десятилетие большинство поясов были изъяты из публичного показа или перекочевали на небольшие выставки, рассчитанные на туристов, охочих до диковинок: подлинность этих поясов как предметов средневекового быта была поставлена под сомнение.

Современные историки считают, что эти «артефакты прошлого» датируются 19 веком — временем, когда стали появляться «музеи пыток» и прочие передвижные коллекции, рассчитанные на привлечение публики. Их создатели не заботились о происхождении экспонатов и их подлинности, порой заказывая наиболее занимательные предметы у мастеров.

Так и рождались на свет самые странные варианты «поясов верности».

*

*

В 2007 году Альбрехт Классен, медиевист с мировым именем, выпустил книгу «Средневековый пояс целомудрия:

Процесс мифотворчества» в которой подробно разобрал легенды, сложившиеся вокруг пояса, включая те, что гласят: клюнийский пояс (тот, что представлен на фото № 1 выше) был надет королем Генрихом II на его супругу, Екатерину Медичи, а хранящийся во дворце дожей (фото № 2), носила несчастная жена Франческо II, тирана Падуи, казненного в 1406 году по политическим причинам.

Изучив различные источники, упоминавшие пояс верности (от научных статей и искусствоведческих исследований до литературных свидетельств), Классен пришел к выводу о том, что этот предмет на протяжении веков имел исключительно аллегорическое значение.

И, хотя идея витала в воздухе, пояс верности отнюдь не был обыденным явлением: возможно, было создано лишь несколько штук за столетия — плоды чьей-то безумной ревности и извращенной фантазии.

Только в 19 веке, когда Средневековье стало привлекать интерес общества и, соответственно, нещадно эксплуатироваться, на основе легенд начали создавать вполне реальные вещи, призванные подпитывать людское воображение.

Оцените статью