Лицо его было вымазано сажей, а в волосах запуталась солома. «Король!» — вскричала мадмуазель де Виллар. Она была единственной, кто узнал в этом пахнущем, грязном человеке нового французского короля. Вторая красавица, сидевшая подле мадмуазель, быстро вскочила и склонилась в реверансе. «Он пришел не просто так», — прошептала де Виллар. И она была совершенно права!
Его жену любили другие. А он, в самые лучшие времена, испытывал к ней только дружескую симпатию. Генрих Наваррский и Маргарита де Валуа были обвенчаны ради династических целей. Королевская семья Франции не хотела, чтобы маленькое государство у ее границ обрело большую самостоятельность… Вот поэтому нелюбимая дочь Екатерины Медичи пошла под венец 18 августа 1572 года.
Она была поклонницей роскоши и блеска, обожала тонкие ароматы духов и ученые беседы. Маргарита была полной противоположностью Генриху! Поэтому-то их семейная жизнь не сложилась… В итоге, каждый жил, как хотел. У Генриха были десятки увлечений, и со временем их становилось все больше. Его интересовали и придворные дамы, и веселые крестьянки. Главное, чтобы девушка была хороша собой!
В 1589 году монах Жак Клеман убил последнего короля из династии Валуа. С той поры государем стал… Генрих Наваррский. Когда-то ему напророчили, что он упокоится в гробнице французских королей спустя неделю после своего предшественника. Поэтому тело Генриха III не перевезли в усыпальницу Сен-Дени. Новый правитель относился к предсказаниям с большим вниманием…
Но он остался верен себе. Ему надо было усмирить половину Франции, не желавшей признавать его королем, а он все равно смотрел по сторонам, выискивая хорошенькие лица!
«Однажды вечером, — писал французский историк XVII века Анри Соваль, — король, беседуя о красоте дам, стал безмерно расхваливать монмартрскую аббатису. Он заявил, что ранее никогда не видел никого более очаровательного.
Присутствовавший при этом разговоре герцог де Бельгард сказал королю, что тот изменил бы свое мнение, если б увидел мадемуазель д’Эстре. И показал ему портрет! Изображение тут же вызвало у короля желание увидеть оригинал».
Бедный Бельгард не знал – он зря похвастался своей невестой. Король загорелся идеей не просто встретиться с названной девушкой, но и… заполучить ее. По просьбе Генриха IV ему быстро составили «досье» на эту красавицу. И оно было впечатляющим!
Габриэль д’Эстре принадлежала к знаменитому «семейству смертного греха» — так его называли по числу детей. Девушки из этой фамилии отличались красотой и легким отношением к нравственности. А что касается Габриэль, то с ней все было еще интереснее.
Она родилась в 1571 году (по другим данным, в 1573-м) и в возрасте 16-ти лет родная мать уступила ее королю Франции за шесть тысяч экю. Чуть попозже выяснилось, что у сделки был посредник, который и нагрел на этом руки – присвоил себе две тысячи.
Красота девушки, действительно, поражала современников.
Хотя она носила платье из белого атласа, оно казалось серым по сравнению с природной белизной ее тела. Глаза ее небесного цвета блестели так, что трудно было определить, чего больше в них: сияния солнца или мерцания звезд. Лицо ее было гладким и светящимся, точно драгоценная жемчужина чистой воды.
Подле короля – не перепутайте, речь идет о предшественнике Генриха IV – Габриэль пробыла недолго. Затем ее уступили кардиналу де Гизу, а после она перешла в ведение герцога де Лонгвиля… И уже потом влюбилась в Роже де Бельгарда. Влюбилась так, что Лонгвиль благородно отступил. Ведь Бельгард собирался не просто так проводить время с Габриэль. Он хотел на ней жениться!
Именно этот человек был самой большой любовью Габриэль. И именно этот человек так неосторожно похвастался перед Генрихом IV. Король потребовал отвезти его в замок Кевр, где находилась девушка. И, едва увидев ее, влюбился сразу.
— Увы, сир, вы неприятны мне. – сморщив носик, ответила Габриэль.
Генрих Наваррский так спешил, что позабыл привести себя в порядок. С ним это случалось регулярно…
Он пытался ухаживать. Но девушка не собиралась сдаваться. А еще она сообщила королю, что любит Бельгарда…
Бедняга Роже! Король потребовал от него немедленно отказаться от Габриэль. И Бельгарду пришлось согласиться. Теперь он, как когда-то Лонгвиль, отступал прочь. Но сама-то девушка не отвечала благосклонностью корою!
Ему говорили, что это безумие. Что мчаться через леса и поля в замок – это слишком рискованно. Вокруг противник! Но Генрих IV никого не желал слушать. Ему надо было во что бы то ни стало видеть Габриэль.
Он взял в спутники еще восемь дворян. Вместе они решили изображать крестьян – вымазались грязью, накидали на голову солому и отправились в путь. Приблизившись к замку, король увидел, что в одном из окон сидят две женские фигуры – мадмуазель де Виллар и красавица Габриэль.
Девять незнакомцев – да еще в таком виде! – испугали девушек. Одна из них уже хотела крикнуть прислугу, чтобы прогнали незваных гостей, как вдруг громко вскрикнула:
— Король!
Пять минут спустя двери отворялись и Генриха IV пустили в замок. Габриэль присела в реверансе, но при этом едва сдерживала смех. Переодевание пахнущего короля показалось ей на редкость забавной авантюрой.
Ледок между ними начал таять. И все равно мадмуазель д’Эстре не соглашалась становиться возлюбленной французского государя. И тот пошел напролом – выбрал высокую должность для ее отца, затем осыпал милостями еще нескольких родственников. В конце концов, родитель Габриэль взял ее за руку и лично привез к Генриху IV. Теперь отступать было уже некуда.
Красавица сдалась. Она получила и титулы, и богатства, родила королю детей. И, впоследствии едва не стала королевой – влюбленный государь ради Габриэль был готов на все. Однако незадолго до предполагаемой свадьбы молодая женщина скончалась, и в этом многие увидели происки врагов.
Да, помните о предсказании? Генрих IV решил все-таки перенести останки своего предшественника в Сен-Дени, к другим французским королям. И сделал он это в 1610 году. А спустя несколько дней Генрих IV пал от руки Равальяка…