Любовь Хрущева. О женах первого секретаря ЦК КПСС

Никита Сергеевич Хрущев – пожалуй, самый одиозный советский политик. С его именем связывают десталинизацию и «оттепель», улучшение социально-экономической обстановки в стране, покорение космоса.

Однако при нем развернулась жестокая антирелигиозная кампания, началось более чем спорное освоение целины, была организована травля известных деятелей культуры, подавлено Венгерское восстание (в 1956 г.) и, наконец, разразился Карибский кризис в 1962 году, едва не приведший к ядерной войне.

За этими громкими событиями личная жизнь Никиты Сергеевича остается в тени, хотя она, безусловно, не менее интересна, чем его политическая карьера. Каким семьянином был Хрущев?

Короткое счастье с Фросей

Первой женой будущего первого секретаря ЦК КПСС стала милая, простая девушка, молодая гимназистка Ефросинья Писарева (1896–1919 гг.). Они познакомились до революции, в 1914 году. Фрося была дочерью управляющего клетью на шахте Юзовки (город Донецкой республики) Ивана Писарева.

Его семья не бедствовала, в доме часто бывали образованные люди. Фрося была старшей сестрой, она отличалась мягкостью и женственностью, которые пленили общительного рубаху-парня Хрущева. Сам он считался завидным женихом.

  • Во-первых, он хорошо зарабатывал – 30 рублей золотом. На эти деньги молодой человек приобрел дефицитные вещи – фотоаппарат, часы, которые придавали ему лоск.

«Поскольку у меня была очень хорошая профессия, я смог сразу же снять квартиру. В моей квартире была гостиная, кухня, спальня, столовая», – писал Никита Сергеевич.

  • Во-вторых, он подкупал своей общительностью, открытостью, неистощимой энергией и веселостью; к тому же всегда был хорошо, чисто, прилично одет, а главное, – не пил.
  • И наконец, в-третьих, Никита был очень хозяйственным человеком. У него были золотые руки, он был настоящим работягой, убеждённым тружеником. Он хотел учиться, любил общаться со старшими, заимствуя их опыт и знания. Неудивительно, что он сразу понравился Фросе.

Они поженились в год знакомства, в 1914 году. Хрущев получил приличную квартиру со спальней и кухней. Семейная жизнь как будто налаживалась. В 1915 году у супругов родилась дочка Юлия, а в 1917 году – сын Леонид, которыми Никита очень гордился. Он готовился стать примерным семьянином и заботливым отцом.

Его привлекала профессия инженера, он мог сделать хорошую карьеру. Что ему помешало? Нетрудно догадаться, что революция круто изменила жизнь Никиты Сергеевича. Впрочем, он еще до рокового 1917 года участвовал в рабочих демонстрациях и митингах. А в конце 1918 года, в разгар гражданской войны, он был мобилизован в Красную армию.

Когда Донбасс заняли немцы, ему пришлось отправить семью к родным – в деревню Калиновку под Курск. А сам отправился на фронт. Однако именно бедная Фрося стала жертвой маховика истории – она заболела тифом, который свел ее в могилу.

Хрущев не успел проститься с любимой женой: он приехал в деревню на следующий день после ее смерти, которая стала для него «большим горем», – как кратко записал он в своих мемуарах.

Хрущевская «Коробочка» и первая советская леди

После смерти Ефросиньи Хрущев ненадолго сошелся с женщиной Марусей, о которой почти ничего неизвестно. Судя по воспоминаниям родственников Никиты Сергеевича, они расстались из-за его матери, которая фактически выжила женщину из дома. Однако Хрущев не забыл ее и поддерживал материально.

Со своей второй женой Ниной Петровной Кухарчук (1900–1984 гг.) Хрущев познакомился в 1922 году, когда учился на рабфаке Донецкого техникума.

В то время она преподавала политэкономию в партшколе Юзовки, и за ее плечами уже был приличный жизненный опыт: тяжелые физические работы на ферме (в современной Польше), учеба в Мариинском женском училище в городе Холм и в Коммунистическом университете имени Свердлова в Москве, преподавание в Таганроге, подпольная работа по партийной линии (была агитатором среди женщин Западной Украины).

Они оказались удивительно гармоничной парой. Нина Петровна была отличной хозяйкой и прекрасной матерью. Она содержала дом в образцовом порядке, заботливо ухаживала за детьми, в том числе, – от первого брака Хрущева. Чем-то она напоминала мать Никиты Сергеевича; была такой же мудрой, строгой и распорядительной.

В 1929 году в Киеве Нина Петровна родила дочь Раду. Потом в Москве, куда перевели Хрущева, появились на свет Сергей (1935 г.) и Елена (1937 г.). В 1938 году Никита Сергеевич пошёл на повышение – стал первым секретарем ЦК партии Украины. Супруги, которые так и не оформили отношения, перебрались в Киев.

Нина Петровна не заболела звездной болезнью. Она всецело сосредоточилась на семье и хозяйстве. На ее попечении оказалась Юля, дочь погибшего на фронте Леонида Хрущева. Охранник Хрущева полковник Кузовлев так о ней вспоминал:

«Молчаливая, но предельно требовательная – охрана, повара и водители прозвали ее Коробочка».

После смерти Сталина Никита Сергеевич стал главой СССР, и «Коробочка» превратилась в первую леди. Она сопровождала мужа в зарубежных поездках и встречалась с первыми лицами других государств, что было новшеством для Советского Союза. Как Нина Петровна справилась с новой ролью?

Надо отдать ей должное – она не потерялась на большой политической арене. В статусе жены руководителя страны она участвовала в официальных мероприятиях. Она встречалась с президентами США – Дуайтом Эйзенхауэром и его женой Мейми (в 1959 г.) и с Джоном Кеннеди и его женой, эталонной Жаклин (в 1961 г.).

Злые языки едко высмеивали ее полную фигуру, простое лицо и скромное платье. Однако Нину Петровну ничуть не смущали эти «пустяки». Почему? Во-первых, Нина Петровна была образованной женщиной, говорила по-английски (а также на польском, украинском и французском), прекрасно держалась в светском обществе.

Во-вторых, ее искренность и простота подкупали всех, кто с ней общался. И наконец, в-третьих, Нина Петровна была напрочь лишена амбиций: все ее заботы были сосредоточены на семье, а не на внешнем лоске.

Это сказывалось на ее манерах и поведении и вызывало уважение. Она произвела впечатление даже на известного американского миллиардера Дэвида Рокфеллера, который после беседы с ней отметил, что первая советская леди неплохо разбирается в экономике.

Но и это еще не все. По словам Ирины Гришиной, жены первого секретаря московского горкома партии Виктора Гришина, жена Хрущева:

«интересовалась искусством: посещала театры, выставки, концерты… была умной женщиной».

Супруги прожили почти полвека – 47 лет и были счастливы. Никита Сергеевич прислушивался к советам своей мудрой жены; «хочешь убедить Хрущева – сначала поговори с Кухарчук», – говаривали в партийном аппарате.

С годами они привязывались друг к другу, как родные люди. Они и внешне были похожи; у них даже был одинаковый размер ноги! По словам секретаря ЦК КПСС Александра Шелепина:

«Нина Петровна… очень скромная, всегда в стороне… бывала иногда на приемах, но очень редко и вела себя скромно».

Тем удивительнее, что свои отношения они официально оформили только в 1965 году – уже после отставки Хрущева, которую Нина Петровна переживала очень тяжело.

Почему они так поздно узаконили свои отношения? Из-за большой, настоящей любви? Или политические перипетии бурной эпохи заставили их позабыть обо всем на свете?

Оцените статью
Любовь Хрущева. О женах первого секретаря ЦК КПСС
«Я тебя искал, жил и верил в чудо»