«Когда деньги и пиар важнее красоты и преданности». Муза Клода Дебюсси Эмма Бapдaк

Эм­ма Бapдaк – тре­тья и по­с­лед­няя же­на фран­цуз­ско­го ком­по­зи­то­ра Кло­да Де­бюс­си. О ней из­ве­ст­но очень не­мно­го, по­сколь­ку ее по­ступ­ки те­ря­лись на фо­не бур­ной жиз­ни зна­ме­ни­то­го су­п­ру­га. А ме­ж­ду тем Эм­ма уш­ла от му­жа-бан­ки­ра к бед­ст­ву­ю­ще­му му­зы­кан­ту Де­бюс­си.

Она – бла­го­род­ных кро­вей, он – де­ре­вен­щи­на. Ей бы­ло 30 лет, ему – 40. За спи­ной ком­по­зи­то­ра – ре­пу­та­ция оба­я­тель­но­го ма­ло­го, лю­бим­ца жен­щин и ве­ч­но­го бед­ня­ка. Он пре­по­да­вал в бо­га­тых семь­ях и спал с жена­ми тех, кто ему пла­тил.

Десять лет Де­бюс­си про­жил в квар­ти­ре мо­ло­день­кой лю­бoв­ни­цы, ко­то­рая все эти го­ды ра­бо­та­ла для под­дер­жа­ния его шта­нов, по­ка он тай­но из­ме­нял.

По­том Де­бюс­си же­нил­ся на под­ру­ге сво­ей вер­ной лю­бов­ни­цы – Ли­ли Те­ксье (это был уже вто­рой брак). Бро­шен­ная де­вуш­ка пы­та­лась по­кон­чить со­бой.

Ли­ли ра­бо­та­ла мо­де­лью, но кра­со­та и пре­дан­ность не удер­жа­ли Де­бюс­си. Он ушел, как го­во­ри­ли, «к день­гам» — к Эм­ме Бap­дак.

Ли­ли два­ж­ды вы­с­т­ре­ли­ла в се­бя, пол­го­да ле­жа­ла в боль­ни­це, од­ну пу­лю так и не из­вле­к­ли, а по вы­хо­ду из боль­ни­цы она по­лу­чи­ла ко­лос­саль­ные сче­та за ле­че­ние (муж не оп­ла­тил ни од­но­го).

Па­риж раз­де­лил­ся на два ла­ге­ря: не­на­ви­дя­щих Де­бюс­си (твор­че­с­кая бо­ге­ма со­би­ра­ла день­ги, что­бы по­мочь Ли­ли) и по­та­ка­ю­щих ком­по­зи­то­ру (он был при­ят­ным в об­ще­нии че­ло­ве­ком). Вот та­кой «по­да­рок» вы­бра­ла Эм­ма Бар­дак. В сво­ем ли она бы­ла уме? От­вет еще бо­лее аб­сур­ден, чем вы­бор, но му­зы жи­вут по дру­гим за­ко­нам: Эм­ма уш­ла к Де­бюс­си, по­то­му что лю­би­ла его му­зы­ку.

Их ро­ман на­чал­ся с то­го, что у Де­бюс­си со­р­вал­ся де­ло­вой до­го­вор с му­жем Эм­мы. В уте­ше­ние она при­сла­ла ему кор­зи­ну роз. В от­вет Клод вме­сто «спа­си­бо» на­пи­сал Эм­ме лю­бов­ное при­зна­ние. Пер­вое сви­да­ние слу­чи­лось уже на сле­ду­ю­щий день. Де­бюс­си ле­тал! С по­я­в­ле­ни­ем Эм­мы свя­зан са­мый свет­лый му­зы­каль­ный пе­ри­од ком­по­зи­то­ра. Ка­ж­дый день он при­но­сил сво­ей му­зе то но­вый ро­манс, то му­зы­каль­ный эс­киз.

Эм­ма при­гла­ша­ла лю­бов­ни­ка к сво­им друзь­ям – из­ве­ст­ным из­да­те­лям, пи­а­ни­стам, му­зы­кан­там и как бы слу­чай­но про­си­ла сы­г­рать Де­бюс­си что-ни­будь из но­вых про­из­ве­де­ний.

Та­лант ком­по­зи­то­ра не­ме­д­лен­но ока­зы­вал­ся вос­тре­бо­ван­ным. Так Эм­ма «рас­кру­чи­ва­ла» ге­ний сво­его воз­люб­лен­но­го.

Од­на­ж­ды она по­еха­ла с друзь­я­ми от­ды­хать в Лон­дон. Де­бюс­си на­гнал ком­па­нию и… ук­рал Эм­му. Они уе­ди­ни­лись в ка­ком-то оте­ле, где, уви­дев в хол­ле ро­яль, не­ме­д­лен­но пе­ре­та­щи­ли ин­ст­ру­мент в но­мер. То­г­да Эм­ма и Клод ре­ши­ли боль­ше не рас­ста­вать­ся и, вер­нув­шись до­мой, объ­я­ви­ли сво­им по­ло­ви­нам о раз­во­де. Бо­ясь, что Клод мо­жет пе­ре­ду­мать, Эм­ма ре­ши­лась ро­дить вне­бра­ч­ное ди­тя.

Ход был по-жен­ски то­ч­ным: Клод впер­вые стал от­цом, ес­те­ст­вен­но, са­мым сча­ст­ли­вым. Его «ро­ман» с до­че­рью, ко­то­рая с го­ди­ка с удо­воль­ст­ви­ем слу­ша­ла па­пи­ну му­зы­ку, вдох­но­вил Де­бюс­си на но­вые силь­ные и свет­лые про­из­ве­де­ния.

Эм­ма ог­ра­ди­ла му­жа от вся­ко­го не­га­ти­ва, свя­зан­но­го с по­я­в­ле­ни­ем ди­тя: ком­на­та до­ч­ки бы­ла рас­по­ло­же­на в са­мом даль­нем уг­лу до­ма, и па­па ни­ко­г­да не слы­шал дет­ских слез и ка­при­зов. Че­рез год ро­ди­те­ли рас­пи­са­лись, на го­но­ра­ры (бла­го­да­ря хло­по­там Эм­мы Де­бюс­си стал по­пу­ля­рен) был ку­п­лен дом, у Кло­да по­я­вил­ся свой ка­би­нет для твор­че­ст­ва – сбы­лись все меч­ты! Он да­вал кон­цер­ты по Ев­ро­пе, Эм­ма по­до­з­ре­ва­ла му­жа в из­ме­нах и рев­но­ва­ла да­же к му­зы­ке, он пи­сал:

«Это му­зы­ка дол­ж­на рев­но­вать к те­бе, без мо­их воз­люб­лен­ных – те­бя и до­че­ри – ее бы не бы­ло».

Бо­га­тые да­мы ча­с­то по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли бед­ным ху­до­ж­ни­кам, но ис­то­рия Эм­мы и Кло­да не вы­гля­дит по­шлой, не­смо­т­ря на иде­аль­ную сю­жет­ную ли­нию, от­ве­ча­ю­щую тре­бо­ва­ни­ям буль­вар­ных ро­ма­нов – с су­и­ци­дом, вне­бра­ч­ны­ми деть­ми, стра­стя­ми и день­га­ми. Их ре­а­би­ли­ти­ро­ва­ла кра­си­вая му­зы­ка и ис­крен­ние чув­ст­ва друг к дру­гу. К сло­ву ска­зать, Клод умер в 55 лет, и вско­ре уш­ла из жиз­ни его ма­лень­кая дочь. О судь­бе Эм­мы био­гра­фы умал­чи­ва­ют.

Оцените статью
«Когда деньги и пиар важнее красоты и преданности». Муза Клода Дебюсси Эмма Бapдaк
Гете: возрастной «юноша», влюбленный в семнадцатилетнюю девушку