Индийское общество может выглядеть весьма парадоксально в глазах представителей других цивилизаций.
Несмотря на стремительное развитие, в нем сохраняется то, что в большинстве стран считается пережитком далекого прошлого — кастовое деление.
И если подобная сегрегация по происхождению была свойственна в той или иной степени всем культурам, то наличие в Индии неприкасаемых и отношение к ним не перестают удивлять иностранцев.
Эти люди существуют вне каст или варн. Они считаются ниже самой низкой социальной лестницы.
И с наличием этой традиции в современной Индии не могут справиться ни закон, ни просвещение, ни современные технологии.
Страна, которую называют одним из самых крупных производителей программных продуктов и IT-чудом рубежа XX и XXI веков, отвергает 16% своего населения и ставит их вне рамок закона, культуры и цивилизации.
Таких людей здесь называют ачхут — неприкасаемые. К ним буквально нельзя притрагиваться. В разных районах в ходу и другие термины. Например — далиты.
Почему в Индии сохраняются предрассудки, связанные с кастовым делением?
Как живется ачхутам или далитам в этой стране?
Практика и теория отвержения
Нечто подобное кастам встречалось в разные исторические периоды в большинстве цивилизаций.
Наличие же неприкасаемых — индийский феномен.
Ачхут или далитами в Индии считают людей, занимающихся грязными видами труда. Причем нечистыми именно по местным поверьям. Кроме мусорщиков и чистильщиков канализации ачхут считают кузнецов, прачек, мясников, рыбаков, парикмахеров и представителей иных вполне уважаемых в других странах занятий.
Положение неприкасаемых в Индии несопоставимо с рабами в истории других стран.
С несвободными хозяева могли разговаривать. Неприкасаемый не может даже здороваться с представителями других варн. Исключение делается только для парикмахеров.
Рабы могли иметь шанс стать свободными. Ачхут — пожизненный статус, который они передают детям.
Ачхут не могут зайти в дома высших варн. Им запрещено находиться с ними в одном помещении за исключением случаев выполнения профессиональных обязанностей.
Есть две версии появления ачхут или далитов:
- Согласно одной ими становились завоеванные большинством и порабощенные им малые народы.
- По другой — табу было вызвано высоким уровнем заболеваний среди представителей профессий, связанных с мусором, грязным бельем или обслуживанием множества людей.
Без их услуг в обществе обойтись было невозможно. Но ачхут изолировали от других варн.
Пальцем нельзя, а кулаком?
Даже в маленьких поселениях ачхутов вынуждают жить изолировано — на окраине или в замкнутом районе типа гетто.
Действует странная логика.
Прикоснуться к ачхут, пустить его в дом или есть рядом в кафе — табу.
А вот насилие над неприкасаемыми и половые контакты грязными не считаются.
Поэтому ачхуты — отверженные, но это не защищает их от расправ.
Закон в Индии строго запрещает сегрегацию по происхождению.
Но в быту он практически не действует.
Страшный круг
Общины ачхут часто оторваны от образования и здравоохранения. Ведь чтобы учить и лечить — надо самому закончить учебное заведение. Высшие варны не станут преподавать здесь и стремятся не допустить ачхут в общие группы студентов.
Туристы думают, что их это не касается. Но местные и на иностранцев накладывают свои представления о принадлежности к чистым или нечистым.
Психология неприкасаемости
Большинство ачхут за века смирились со своей долей.
Некоторые ищут утешения в других религиях. Ведь в индуизме им нельзя посещать храмы.
Переходя в буддизм, ислам или христианство, ачхут хотя бы психологически чувствуют себя легче.