Артемизия: поруганная честь

Второй час длился этот унизительный допрос. В сотый раз подряд она рассказывала в деталях, как именно этот мерзкий Тассо ее изнасиловал. Но было ощущение, что судьи упиваются своей властью, и снова и снова заставляют переживать ее тот вечер, тем самым наказывая ее…

Первая среди женщин художниц

В XVII веке, когда историю искусства творили мужчины, Артемизия Джентилески стала первой женщиной-художницей, к которой уместно применять эпитет «выдающаяся». Искусство этой женщины тесно переплетается с ее яркой и драматичной жизнью.

Художница смогла занять в развитие культуры место, наравне с известными в Европе и России мастерами мужчинами.

Любовь к рисованию Артемизия унаследовала от своего отца, известного итальянского живописца — Орацио Джентилески. Свое первое известное полотно «Сусанна и старцы» девушка написала в 17 лет. Талантливую девочку приняли во Флорентийскую академию художеств, в которой обучались только мальчики.

Поруганная честь

Трагедия, получившая огласку после судебных разбирательств, в судьбе молодой художницы разыгралась неожиданно. Отец Артемизии обратился к известному в Европе художнику Агостино Тасси, с просьбой обучить его дочь. Пейзажист имел жестокий и жесткий нрав. Ему приглянулась молодая ученица и он ее изнасиловал.

Отец Артемизии, узнав о произошедшем, потребовал, чтобы мужчина женился на его дочери, восстановив таким образом справедливость. Тасси дал обещание. Но вскоре выяснилось, что женитьба невозможно, так как совратитель оказался женат.

Единственное, что оставалось разгневанному отцу, обратиться в суд. Только так он мог восстановить честь дочери.

По настоянию отца молодая женщина прошла через страшные, публичные суды, где ее допрашивали о произошедшей ситуации в мельчайших подробностях. Было проведено несколько осмотров медиками.

В суде Тасси тоже не молчал и обвинил девушку в распутстве. Он заявил: «Никогда не имел я плотских отношений и не пытался иметь их с упомянутой Артемизией… Я никогда не был в доме Артемизии наедине с нею».

Кстати, это не первое подобное обвинение в адрес Тасси, прежде он сталкивался с законом, когда изнасиловал свою невестку и одну из прежних жен.

Суд вынес приговор Тасси и назначил 8 месяцев заключения. После тюрьмы пейзажист вышел на свободу и продолжал распускать слухи про девушку. Спустя несколько лет Тасси убивает свою жену и попадает в тюрьму повторно. Это не мешало ему оставаться одним из самых выдающихся мастеров того времени.

Обесчещенная и поруганная обществом Артемизия уезжает во Флоренцию, где выходит замуж.

Внутреннее состояние женщины прослеживается в ее картинах. Артемизия предпочитает писать портреты либо поруганных и униженных женщин или девушек — воительниц. Среди ее работ выделяются портреты Сусанны и Вирсавии, пострадавших от мужчин, Эсфирь, и Юдифь, которые взяли верх над мужчинами.

*

Вернуться во Флоренцию женщина решилась только спустя десять лет. Поздний период творчества мастера тесно связан с ее другом — известным испанским художником Хусепе Риберой.

Хорошо известна ее работа «Благовещение», где ангел буквально разрывает пространство своими огромными крыльями и несет весть смиренной Мадонне. Все ее работы буквально пропитаны ненавистью и агрессией в сторону мужчин. Поэтому Артемизия стала символом для многих феминистских организаций.

В 1970 году именем Артемизии называли не только феминисток, но и крупные «женские отели». Заинтересовались живописью художницы только в конце 90-х. До этого ее работы рассматривались только с точки зрения феминизма.

Эта сильная женщина, прошедшая через страшные публичные суды и насилие, смогла стать известной художницей и воплощением воинствующего феминизма.

Оцените статью