Балерина с улицы Таврической. Судьба Татьяны Пилецкой: почему на её актерской карьере был поставлен крест

Ленинград, Таврическая улица, дом девять, квартира пять. Адрес ее детства. Сегодня все, конечно, перестроено, но старые стены ее помнят. Не как актрису Татьяну Пилецкую, а как будущую балерину Тату Урлауб.

Когда-то весь дом принадлежал ее бабушке, папиной маме: достался в наследство от второго мужа. Бабушка жила в квартире напротив — с невесткой Шарлоттой и внучкой Ниной.

Хотя бабушка занимала крошечную девятиметровую комнатку, если выходила во двор, в спину неслось презрительное: «Домовладелка!» Над ними жила семья Сергея Васильева, одного из «братьев», снявших легендарного «Чапаева».

Была у них и мебель красного дерева, и потрясающая библиотека, и картины, и великолепная посуда. Ее дед Егор Федорович Урлауб (урожденный Иоганн Георг Кристиан Урлауб) окончил в Петербурге Академию художеств, его картины висят в Русском музее, в Третьяковской галерее.

Почти все ее немецкие предки были художниками, архитекторами, актерами, музыкантами. Когда-то в Петербурге один из них имел самые известные мастерские оптики, а реклама магазина «Урлауб» висела над входом в знаменитый «Пассаж». Говорят, что в пенсне Урлауба ходил сам Антон Павлович Чехов.

Татьяна Пилецкая (Урлауб) родилась 2 июля 1928 года в Ленинграде.

Ее отец — Людвиг Львович Урлауб был инженером-химиком и работал на заводе «Фармакон». Он был необычайно образованным и творчески одаренным — прекрасно пел и рисовал. У него был великолепный баритон — он исполнял романсы, в том числе на французском и на итальянском языках.

У Тани был старший брат Володя. Самым большим праздником их детства был день папиной зарплаты. Отец обязательно покупал сардельки, ароматный хлеб и халву — и ничего на свете не было вкуснее…

В 30-е годы Людвиг дружил со знаменитым художником Кузьмой Петровым-Водкиным, который стал крестным отцом Татули (Танечки). Летом семья Урлауб часто гостила у Петровых-Водкиных в Царском Селе. В квартире художника собирались интересные люди — Алексей Толстой, Андрей Белый.

«Петров-Водкин был очень строгим человеком, никому не позволял присутствовать во время своей работы. Никому, кроме моего отца. На известной картине «Тревога» – спина моего папы…» — вспоминала Пилецкая.

Крестный на каждый Новый год устраивал большой праздник с елкой и подарками.

Мама Таты играла на рояле, а отец с женой Петрова-Водкина, Марией Федоровной пели дуэтом.

Когда будущая актриса еще училась в Вагановском училище, ее запечатлел в фарфоровой фигурке Ломоносовского завода известный скульптор Александр Пахомов.

Фигурка юной балерины хранится в Русском музее.

В 1937 году Кузьма Сергеевич, очарованный красотой крестницы, написал портрет девятилетней Тани. Дело было на даче в Сиверской. Тата сидела на веранде в кружевном платье и скучала: больше всего ей хотелось играть во дворе с детьми, а тут надо было позировать и сидеть неподвижно… Картина получила название «Девочка с куклой» («Портрет Татули»).

Прошло много лет и Таня с отцом побывали на выставке картин Петрова-Водкина в Русском музее и увидели знакомый портрет, а под ним подпись: «Дочь рыбака». Отец подошел к устроителям выставки и сказал: «Странно, но это портрет моей дочери, а я никогда не был рыбаком!» Оказалось, просто были перепутаны таблички.

В настоящее время картина хранится в коллекции Художественного музея Куму в Таллине (Эстония).

Идея отдать девочку в балетную школу также принадлежала художнику: «Татуля так легко кружится, как стрекоза! Надо отдать ее в балетное училище!» Мать с отцом поддержали крестного, и Татьяна стала ученицей знаменитого Вагановского училища.

Война перечеркнула все мечты и надежды 13-летней балерины, разрушила дружную семью Татьяны Урлауб. Татьяну вместе с училищем эвакуировали из блокадного Ленинграда в Пермь, где она прожила три тяжелых года.

Отца и мать выслали из города по приказу главнокомандующего Ленинградским военным округом, согласно которому все немцы и финны должны были покинуть город в 24 часа. Родители отправились на Урал, чтобы воссоединиться с дочерью.

Во время войны отец — Людвиг Львович работал на стройке в Добрянке, а затем был сослан в Свердловск. Его ссылка продлилась пятнадцать лет. Танин брат Владимир погиб на фронте в первые дни войны. Ему было двадцать лет.

Еще в эвакуации девушка решила, что не будет связывать дальнейшую жизнь с балетом. Таня с мамой вернулись в Ленинград. На двери их квартиры на Таврической по-прежнему сверкала табличка «Л. Урлауб», но там жили уже другие люди. Получив ключи в домоуправлении они заняли в собственной квартире одну комнату. Мебель из красного дерева была уже распродана.

В 17 лет Татьяна поступила в студию при Большом драматическом театре. Времена были тяжелые. Приходилось не только учиться, но и работать. Татьяна танцевала в Театре эстрады, в театре музыкальной комедии, подрабатывала манекенщицей в Доме моделей одежды.

Раз в квартал она демонстрировала туалеты в Ленинградском доме мод, триста рублей, которые платили за конференцию — так тогда называли показ одежды, стали для них с мамой серьезным подспорьем.

Но денег едва хватало. Однажды на репетиции знакомый актер предложил ей поучаствовать в массовках на «Ленфильме». Татьяна впервые оказалась на съемочной площадке. Таню пригласили на маленький эпизод в фильм «Солистка балета».

Мама за ночь сшила ей синее платьице из подкладки бабушкиного пальто и украсила его белым воротничком. Таня отправилась на съемки. Увидев себя на экране, она разочаровалась — не понравилась себе.

Первое время ролей никто не предлагал. Был лишь один эпизод в послевоенной «Золушке», где она танцевала на дворцовом балу в числе приглашенных.

Первую значительную роль Татьяна сыграла у Григория Михайловича Козинцева в фильме «Пирогов».

Сначала девушку пригласили сниматься в эпизоде. Героине необходимо было уверенно держаться в седле и Таня отправилась в Кавголово на ипподром.

В первый же день под руководством тренера девушке пришлось проехать верхом почти сорок километров, после чего она три дня не могла ни встать, ни сесть. Она почти падала от боли и усталости, но продолжала тренировки, настолько велико было желание сниматься в кино.

Всадницу она должна была играть в красивом наряде — черной амазонке, вуали. Она разъезжала верхом по аллеям парка, а за ней наблюдал режиссер. Вдруг он позвал Таню и велел художнику картины переодеть ее в костюм другой героини — Даши Севастопольской, главной помощницы великого хирурга.

С Тани сняли все великолепие, смыли грим и надели бесформенные мужские штаны, рваную тельняшку и солдатские сапоги. Козинцев оценивающе посмотрел на нее и сказал: «Очень симпатично!»

В то время у него стажировались на съемочной площадке Эльдар Рязанов и Станислав Ростоцкий. Подозвав молодых людей, режиссер им строго-настрого приказал: «Чтоб за неделю научили Таню говорить басом и гакать!»

Премьеры Таня не увидела: нужно было уезжать к месту службы мужа — лейтенанта военного училища. Таня уже уехала за Полярный круг, куда отправили служить военного-подводника Констаннина Пилецкого, когда пришло письмо от Ростоцкого:

«Уважаемая Татьяна Львовна! Понимаем, что сон молодых супругов нельзя тревожить, но сообщаем, что фильм «Пирогов» принят хорошо и особо отмечена работа молодой актрисы Татьяны Пилецкой».

Под именем Пилецкой Татьяны Львовны она и прославилась в кино и театре.

В титрах этой картины впервые указали фамилию молодой актрисы – Татьяна Пилецкая. Кроме фамилии, актриса поменяла и отчество. Чтобы не подвергать себя гонениям в связи с положением «дочери врага народа», Таня вписала в паспорт отчество Львовна.

В документах имя ее отца было — Лев Людвиг Эрих Мария. Мама порекомендовала Тане поменять отчество с Людвиговна на Львовна. Татьяна написала папе письмо и сообщила об этом, он не обиделся, все понял. Отец не был против такого решения.

Вскоре у молодых супругов родилась дочь Наташа. Под Мурманском Татьяна прожила год. Мороз, холод, бесконечная полярная ночь… Константин Всеволодович часто уходил в длительные походы, по нескольку месяцев Таня оставалась одна с маленьким ребенком.

Чтобы не сойти с ума, активная и деятельная Татьяна нашла работу на радио — в обеденный перерыв читала «Блокнот агитатора», организовала самодеятельность в Доме офицеров, ставила спектакли со школьниками.

Северный быт, да еще с кастрюльками и пеленками, показался ей слишком тяжелым. К тому же выяснилось, что роль исключительно жены и матери ее тяготит, хотелось большего.

И едва следующей после приезда зимой в страшные морозы Константин Всеволодович отправился в очередное плавание, Таня схватила дочку в охапку и уехала домой. Вскоре в Ленинград вернулся и муж — учиться в адъюнктуре Ленинградской Военной Академии.

Судьбоносной для творческого роста актрисы стала встреча с великим русским шансонье Вертинским. С ним дружила подруга матери Татьяны.

Таня с мамой и ее подругой отправились в Театр эстрады на концерт Вертинского. «С такой внешностью надо обязательно сниматься в кино», — сказал артист при первой встрече с Пилецкой, и Татьяна поняла, что с выбором профессии не ошиблась.

Чуть позже с легкой руки Александра Николаевича она получила роль Веры в «Княжне Мери» Исидора Анненского. Снимали фильм на фоне сказочной природы в Пятигорске и Кисловодске.

У Татьяны было три восхитительных наряда из шуршащей тафты — алый, синий и черный. Ее партнером был замечательный актер Анатолий Вербицкий.

На роль в «Разных судьбах» Пилецкую взял режиссер Леонид Луков, увидевший ее на съемках «Княжны Мери».

Актриса настолько вошла в образ, так достоверно изобразила корыстную, самовлюбленную Таню, что многие решили, что и в жизни Татьяна Пилецкая именно такая. Прочитав сценарий, Таня была уверена, что ее роль — положительная Соня. Режиссер рассмеялся: «Почему Соня? Вы будете играть Таню!»

После выхода картины Пилецкая стала знаменитостью. Ее популярность была сумасшедшей. Фотографии на обложках журналов, гастроли, встречи. Модницы позаимствовали у ее героини фасоны платьев с пышными бантами на талии и блузки с кружевными воротничками и рукавами-буфами.

После премьеры зрители накинулись на Пилецкую: «Как вы могли так поступить с хорошим парнем?» Ее раз и навсегда соединили с экранным образом.

Татьяна побывала в составе советской делегации на Венецианском фестивале, где оказалось, что в Италии предстоит прожить целый месяц.

«Перед поездкой сшила себе два новых платья, но переодеваться приходилось трижды в день! Я брала муаровое черное платье, отпарывала верх, надевала низ с белой блузочкой. На следующий день распарывала другое платье, надевала черный верх с белой юбкой. Щеголяла в четырех красивых нарядах…» — говорила Пилецкая.

Но режиссеры не спешили приглашать Татьяну в свои картины. Многие ассоциировали «злое лицо и злые глаза» Огневой — Пилецкой с самой актрисой и не хотели давать ей другие роли. Образ стервы прилепился к ней намертво…

Так мимо нее прошли многие фильмы — «Овод», «Дама с собачкой», «Отелло», «Первые радости». На пробы приглашали, а на роли не утверждали. Единственным исключением стало приглашение от режиссера Григория Никулина в фильм по рассказу Чехова «Невеста».

В начале 60-х работы в кино для Пилецкой не стало. К тому же ее аристократическая внешность не подходила для изображения советских работниц и крестьянок.

В семейной жизни тоже начались проблемы. Сначала Константину нравилось, что у него красивая и известная жена.

Открытки с ее изображением продавались в каждом киоске Союзпечати». Но вскоре его стало раздражать повышенное внимание, которое оказывали Татьяне.

Если они ужинали в ресторане, то Пилецкой приносили записки с объяснениями в любви и стихи…

В итоге бесконечные расставания и разность интересов отдалили супругов. Первый брак актрисы продлился пятнадцать лет.

«Человек он интеллигентный и глубоко порядочный, к тому же отец моей единственной дочери, так что ни одного худого слова о нем не скажу. За пятнадцать лет вместе пережили множество счастливых мгновений…» — вспоминала Татьяна Львовна.

За Пилецкой ухаживали многие — Олег Стриженов, Марк Бернес, но выбрала она Вячеслава Тимошина, солиста Ленинградского театра музыкальной комедии. С ним Татьяна прожила десять лет. Муж ей изменил с Людмилой Сенчиной. Она, как в анекдоте узнала об этом последней.

Кстати, Тимошин и Сенчина потом поженились и тоже прожили десять лет, в этом браке родился сын — Вячеслав Вячеславович Тимошин…

В 1963 году Татьяна совершенно случайно получила предложение попробоваться в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола. В этом театре она осталась на многие годы. Татьяна Львовна сыграла более 100 ролей в театре.

В кино Татьяна Пилецкая вернулась в 80-х годах. Тогда ее вновь заметили режиссеры. У Яна Фрида она снялась в трех картинах: «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом», «Сильва».

Когда Татьяне было за сорок, она познакомилась с с артистом-мимом Борисом Агешиным. Он был на двенадцать лет моложе.

Пилецкая была против того, чтобы в третий раз идти замуж. Тем более что ей было неловко представлять общественности избранника, который на много лет ее младше.

«Надо мной будут смеяться», — говорила Татьяна, однако Борис убедил ее в том, что она никогда не столкнется с осуждением или насмешками.

Ее третий брак продлился более сорока лет и сделал Пилецкую счастливейшей женщиной на свете.

В 2018 году Бориса не стало.

Дочь Наташа окончила университет, занимается туристическим бизнесом. Внучка Елизавета, окончив Мухинское художественное училище, стала художницей и работает в Русском музее. Внучка зовет свою знаменитую бабушку Таточкой.

До восьмидесяти трех лет Пилецкая лихо водила машину, за рулем провела много лет, любила быструю езду.

Она пишет книги воспоминаний, причем отказывается называть их «мемуарами», так как это по ее убеждению отдает нафталином. Также Татьяна Львовна пишет сценарии и стихи.

Удивительно, но в настоящее время Татьяна Львовна сохраняет ясный ум, чувство юмора и выходит на сцену.

В июле 2023 года актриса отметила 95-летний юбилей.

*

«Кошмар, как летит время! В 1946 году, только окончив хореографическое училище, я снималась в легендарной «Золушке»: танцевала на балу. Мне специально сшили голубое парчовое платье. Несколько лет назад, когда эту картину решили раскрасить, журналисты поинтересовались, как я к этому отношусь.

Ответила, что отрицательно, — в те годы уже снимали цветные фильмы, если режиссер предпочел черно-белую пленку, это было его решение. Спустя время получаю газетку, читаю: «По счастью (!) оказалась жива Татьяна Пилецкая, ассистент режиссера, ей уже девяносто девять лет в обед, но она помогла составить палитру картины».

И рядом кадр из раскрашенного фильма, где я в том самом платье, только цвет его — розовый. Обхохочешься!» — из интервью с Татьяной Пилецкой.

Оцените статью
Балерина с улицы Таврической. Судьба Татьяны Пилецкой: почему на её актерской карьере был поставлен крест
«Спящая красавица»