Банщица для сёгуна

«Обслуживай этого господина с особым старанием, — напутствовал старик-владелец бани сэнто самую красивую из своих юн, пятнадцатилетнюю О-Нацу. — Самурай явно знатный да богатый, глядишь, и на вечер останется».

Девушка, поглядывая в щель в перегородке, собирала банные принадлежности, одергивая прилипающую к ногам рубашку. Господин, и правда, выглядел как человек благородный: таких О-Нацу еще не доводилось видеть. Расшитое золотом кимоно, горделивая осанка, нетерпеливое выражение лица…

Красавица О-Нацу и не догадывалась, что скоро из общественной бани сэнто она переместится в «райские кущи» Ооку.

Ооку или «дальние покои» дворца сёгунов Эдо — это не просто место проживания жен и наложниц главы клана, но целый мир, полный тайн, интриг, изысканной неги и невиданной жестокости. Ооку в замке Эдо были возведены в 1607 году по приказу Токугаве Хидэтаде, 2-го сёгуна сёгуната Токугава.

Токугаве заметил, что из-за тлетворного влияния города нравы в его гареме пошатнулись, несмотря на большое количество верных евнухов. В результате сёгун издал закон, отделяющий его «дальние покои» от внешнего мира. Так появились Ооку.

Живущим в Ооку женщинам строго-настрого запрещалось покидать замок без евнухов. Мужчина мог попасть в святая святых замка Эдо только в сопровождении сёгуна.

Несмотря на столь строгие правила, многие японские девушки мечтали попасть в Ооку. «Дальние покои» замка Эдо представлялись им райским садом, в котором можно жить беззаботно, как птичка.

Девушке с низким статусом попасть в Ооку было практически невозможно. В основном обитательницами дальних покоев становились красавицы из знатных семей. Даже у бедных юношей было больше шансов оказаться в «райском саду» Ооку, правда, в качестве евнуха. Многие юные крестьяне соглашались на крайне болезненную и опасную операцию, чтобы иметь шанс построить карьеру во дворце Эдо.

Тем не менее, время от времени и незнатные девушки — горожанки или крестьянки — удостаивались внимания от самого сёгуна. Так, девушка по имени О-сидзу-но-ката дочь простого плотника, была наложницей сёгуна Хидэтады. Согласно историческому документу XVIII века «Рюэй фудзё дэнкэй», сёгун Иэмицу влюбился в дочь зеленщика О-Тама-но-ката и та родила ему сына Цунаёси.

Однако наиболее интересна история возвышения красавицы О-Нацу, которая была простой банщицей в традиционной японской общественной бане сэнто.

Бани сэнто изначально назывались Юя, что можно перевести как «лавка горячей воды». Особенностью сэнто был способ омовений: сначала человек мылся в отдельном помещении, а затем долго лежал в мелком бассейне.

В Японию Юя пришли из Китая в период Нара — с 710 по 794 гг. н.э. Поначалу в банях имели право мыться только буддистские священники, но в период Камакура (1185-1333 гг.) в них были допущены все желающие. В основном общественными «лавками горячей воды» пользовались небогатые горожане, так как у аристократов в поместьях уже были собственные бани.

Японские бани были смешанными, то есть, мыться в них могли и мужчины и женщины одновременно. Такая особенность сохранялась до конца периода Эда (примерно до 1867 года), когда общественная мораль потребовала разделения бань на мужские и женские. Владельцы сэнто исполнили закон самым простым образом: просто установили перегородку, разделяющую помещение на две половины.

Особой популярностью бани сэнто пользовались у мужчин. Дело в том, что основными сотрудницами «лавок горячей воды» были молодые девушки-банщицы, которых называли юнами. Работа юн делилась на две части: дневную и вечернюю.

Днем девушки помогали посетителям мыться, следили за порядком в помещениях. Вечером юны получали возможность подработать, продавая гостям то, чем их так щедро наделила природа.

Одной из таких банщиц-юн и была красавица О-Нацу. Девушка происходила из небогатой семьи, к тому же, ее отец рано умер. Чтобы заработать на жизнь, 15-летней О-Нацу пришлось устроиться в сэнто, где она сначала подавала посетителям полотенца, мочалки, пемзу и средства для бритья, а затем была повышена до юны.

Обыкновенно посетителями бани, где трудилась О-Нацу, были небогатые и незнатные горожане. Аристократы заглядывали очень редко и только вечером: дневные услуги сэнто их не интересовали.

Именно поэтому хозяин бани и все девушки-юны были крайне удивлены, когда однажды днем в их сэнто вошел господин в расшитом золотом кимоно, которое, впрочем, сильно испачкалось после долгой дороги.

Это был не кто иной, как Токугава Иэмицу, 3-й сёгун из династии Токугава, правивший Японией с 1623 по 1651 годы.

Владыка возвращался из дальнего похода и сильно торопился домой к своим многочисленным женам и наложницам. Иэмицу так погонял коня, что значительно опередил свое войско. Оказавшись в столичном граде Эдо (старое название Токио), сёгун обнаружил, что он сильно вспотел и пропитался дорожной пылью.

В таком виде Иэмицу не желал показываться на глаза своим женам, поэтому он решил искупаться в ближайшей ко дворцу общественной бане.

Хозяин сэнто — верткий, хитрый старик, — не догадался, что перед ним сёгун, но сразу смекнул — господин знатный и богатый. Старик надеялся, что богач задержится в бане до вечера, тем самым, принеся в карман владельца дополнительные средства. С этой целью хозяин отправил к Иэмицу свою самую красивую юну — О-Нацу.

План старика сработал. Сёгун был покорен красотой и услужливостью банщицы. Вымывшись, господин потребовал, чтобы О-Нацу помогала ему и в бассейне.

Утром Иэмицу открыл хозяину, кто он такой и изъявил желание забрать девушку в «райский сад» Ооку. Старик не мог противиться владыке, лишь попросил немалые «отступные» за свою лучшую юну. Сёгун мог бы ничего не давать банщику, но, рассмеявшись, Иэмицу бросил старику кошель с золотыми монетами.

Так О-Нацу стала жить во дворце Эдо в «дальних покоях» Ооку в качестве одной из жен сёгуна. Иэмицу относился к своей «банщице» с добром и любовью.

В О-Нацу владыка гарема нашёл преданного и верного друга: в отличие от других жен сёгуна бывшая юна не участвовала в подковерных играх, всячески избегая интриг и конфликтов.

Так сложилась судьба женщины, которая из общественной бани сэнто попала в «райский сад» Ооку и смогла завоевать уважение и любовь сёгуна.

Оцените статью