«Чтобы грязь, что вокруг, не прилипала к нам»: правила жизни и испытания неистового Евгения Матвеева

Евгений Семенович Матвеев – один из главных мастеров отечественного кино. Коллеги называли его «Неистовый Матвеев» за его честность, прямоту и верность принципам в деле служения искусству. Ушел Мастер 20 лет назад – летом 2003 года.

Он часто спорил, негодовал, иногда ошибался, часто побеждал, но, самое главное, всегда оставался самим собой. Евгений Семенович не только стал одним из самых ярких и талантливых советских актеров и режиссеров, но и сыграл важную роль в жизни Союза кинематографистов СССР.

Евгений Матвеев сыграл десятки ролей в кино, а еще сам поставил 13 кинолент, включая легендарные советские фильмы «Любовь земная», «Победа» и «Судьба», а также трилогию «Любить по-русски», снятую на народные деньги в непростые 90-е годы.

Коллеги отзывались о Евгении Семеновиче, как о человеке душевном. Это настоящий русский актер с мощным темпераментом. Особая заслуга Матвеева, как говорят его коллеги старой закалки, в том, что он возглавлял совет старейшин в Союзе кинематографистов, делая многое для того, чтобы ветераны кино жили в достойных условиях.

Детство Евгения Матвеева было непростым – он родился в селе Виноградово под Херсоном. Отец ушел из семьи практически сразу после рождения сына, и мать с Женей отправилась в родную деревню, где растила сына одна.

В таких условиях Евгению пришлось рано повзрослеть – он помогал по хозяйству матери, трудился в колхозе, в общем, получил хорошую закалку и не боялся физической работы.

В школьные годы Евгений Матвеев вместе с мамой едет жить в город Цюрупинск, где он парень записался в драмкружок, а после 9 класса перебирается в Херсон, поступает в театральную студию и делает первые шаги на сцене городского Драмтеатра.

С дипломом актер два года учится в школе при Киностудии в Киев, где его учит сам Александр Довженко. Но начинается Великая Отечественная война, и Матвеев просится добровольцем на фронт, но его направляют в Первое Тюменское училище, где он преподает.

Несколько раз Евгений Семенович писал в Москву, чтобы его отправили на фронт, но туда она так и не попал. В годы работы в училище Матвеев заведовал художественной самодеятельностью, играл в постановках, создавал сценарии.

В 1952 году Евгений Матвеев приезжает в Москву и поступает на службу в Малый театр. Его первая роль на этой сцене – Незнамов в драме «Без вины виноватые» по Островскому.

В кино актер пришел только в 33 года. Матвееву, можно сказать, повезло – в начале кинокарьеры он получил две по-настоящему яркие роли, сыграв Макара Нагульного в «Поднятой целине», также князя Нехлюдова в фильме Михаила Швейцера «Воскресение».

— Во всех своих фильмах я ставлю женщину на пьедестал, женщина – самое божественное явление. Любовь – это не заслуга, это дано природой, чтобы ее уберечь, надо учиться, — говорил Евгений Матвеев.

Именно любовь к женщине стала главной темой в лучших фильмах Евгения Матвеева «Судьба» и «Любовь земная».

Немало испытаний выпало на карьеру Евгения Матвеева. Так, например, весной 1986 года случился скандальный Пятый Съезд Союза кинематографистов СССР, во время которую гвардию в лице Сергея БондарчукаЕвгения Матвеева и других низложили, выгнав из руководства.

С трибуны Матвееву и его коллегам кричали в лицо, что он всю жизнь лгал и снимал неправду. Евгений Семенович принял события этого съезда очень близко к сердцу. Болел.

В кино после этого съезда пришла свобода, гласность, но создал ли кто-то из молодой поросли шедевры уровня фильмов «Судьба человека», «Война и мир», «Служебный роман». Талант подменили пошлостью, стремление научить, воспитать, порадовать зрителя желанием заработать.

Но Евгений Матвеев не сдался, во второй половине 80-х годов он в статусе народного депутата объехал десятки городов, где помогал простым людям решать вопросы с жильем, местами в детских садах, защитой имущественных прав.

В 90-е он снял трилогию «Любить по-русски», снял на деньги, которые собрали зрители. На вторую часть режиссер продавал билеты на еще не снятый фильм. И сдержал обещание.

— Я хочу заразить человека лучшим и прекрасным. Чтобы вся та грязь, которая нас окружает, не прилипала бы к нам. За это надо бороться, — говорил Евгений Матвеев. И был прав.

Оцените статью
«Чтобы грязь, что вокруг, не прилипала к нам»: правила жизни и испытания неистового Евгения Матвеева
Элем Климов и Лариса Шепитько: два сердца, бившиеся в унисон