«Доронина стала кинозвездой, но не стала киноактрисой». Почему так мало снимали великую актрису

Вы удивитесь, если узнаете, что у великой актрисы Татьяны Дорониной всего 13 главных ролей в кино. Из них гениальных, по моему скромному мнению, всего две — Нюра из «Тополей на Плющихе» и Шура Оливанцева из «Мачехи».

Доронина — большая актриса с удивительной индивидуальностью, уходящая эпоха, которой нет сегодня равных ни по таланту, ни глубине понимания ролей и жизни.

Но почему ее так мало снимали в кино?

На самом деле Доронина всегда знала, что ее творческий крест — это театр. После 8 класса она пошла поступать в театральный институт, нисколько не сомневаясь, что ее примут сию же минуту. И была разочарована, когда ей, такой талантливой, дали от ворот поворот и послали доучиваться.

Окончив десятилетку, Татьяна уехала из родного Ленинграда в Москву и там сделала «ход конем» — отдала документы сразу во все театральные вузы столицы. И была принята во все. Но выбрала Школу-Студию МХАТ.

После окончания учебы Доронина, конечно, собиралась работать во МХАТе, но ей отказали.

Почему?

При всем безумном таланте у актрисы был тяжелый характер и специфическая игра. Не каждый режиссер мог предложить молодой сложной творческой натуре роль той глубины, которую Доронина могла воплотить на сцене.

Тем более, что в 1950—1960-х годах МХАТ переживал кризис режиссуры: и выбор пьес для постановки, и выбор исполнителей часто определялся интересами ведущих актеров. Не было продуманной репертуарной политики, театр ставил пьесы-однодневки.

Впрочем, МХАТ еще увидит Доронину. Она не только станет его примой, но и разделит на две части.

Это случится через 20 лет, а пока молодая актриса вместе с мужем Олегом Басилашвили уезжает в Сталинград. Но ненадолго.

Супруги возвращаются в Ленинград, где Доронина три года играет в Театре им. Ленинского комсомола.

«Золотой» режиссер для Татьяны Дорониной

Георгий Александрович Товстоногов пришел в БДТ в 1956 году. Ему достался театр в таком же плачевном состоянии, в каком был и МХАТ. Раздутый штат, плохие пьесы. Режиссер тут же уволил 30 человек, сделав ставку на молодежь.

Через три года Товстоногов ставит пьесу Максима Горького «Варвары» и приглашает на роль Надежды Монаховой Татьяну Доронину.

Это была ее роль. В дуэте с Евгением Лебедевым она создала потрясающий образ женщины, тщетно ожидающей великой любви. Мизансцены варьировались и усложнялись, содержали в себе всю трагикомедию супружества: его не утихающие гложущие подозрения, ее напрасную, грозную, никому не нужную смелость, его кривляющуюся, крадущуюся трусость…

Конечно, после премьеры «Варвар» Доронина проснулась настоящей театральной звездой. Теперь она выбирала театры. И, кстати, выбрала все тот же МХАТ, куда ее теперь уже взяли с распростертыми объятиями.

А вот с кино все было не так успешно. Режиссеры не спешили приглашать Татьяну Доронину в свои картины все по той же причине, почему когда-то талантливую актрису не взяли во МХАТ.

Она была слишком сложной, слишком оригинальной. Актриса могла быть разной — полной королевского достоинства, понятной и трогательной, зажигательной или просто красивой. И все же кино — это не театр, в котором есть голый нерв — вот актер, вот зрителю. Кинорежиссеры просто боялись этой специфической, во многом, театральной Доронинской игры.

Стала кинозвездой, но не стала киноактрисой

В 1967 году выходит художественный фильм «Еще раз про любовь» с Дорониной в главной роли. Как скажет потом Эдвард Радзинский —сценарист картины и муж Татьяны Васильевны на тот момент: «Доронина стала кинозвездой, но не стала киноактрисой».

Киноактрисой, которую полюбили без преувеличения миллионы, она станет после выхода картины «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой.

Изначально Татьяна Михайловна хотела пригласить на главные роли Нонну Мордюкову и Николая Рыбникова, но у тех не было «химии». А вот Доронина с Ефремовым уже на стадии проб доказали, что могут сыграть зарождение чувств и вошли в историю кино как образцовый лирический дуэт. Кто бы мог подумать, что через 19 лет они окажутся по разные стороны баррикад.

Доронина блестяще сыграла Нюру именно, как актриса кино, а не театра. Вспомните сцену возвращения домой из столицы — вроде бы внешне никаких изменений, а внутренне это совсем другой человек. Зритель понимает, что прежней эта женщина уже не будет никогда.

Фильм получился на века. Но вот Лиознова немало натерпелась от выходок Дорониной. Татьяну Михайловну за глаза называли «железной леди советского кино», но она шла на уступки, и не единожды потакала взбалмошным требованиям актрисы ради конечного результата.

Татьяна Васильевна Доронина — великая актриса, непревзойденная в эмоциональной экспрессии. Сложный характер? Да.

Но мне иногда кажется, что гениальные актрисы и актеры не могут быть другими. Смелые, открытые, прямые, напористые… Вспомните Наталью Гундареву, Александру Яковлеву, Людмилу Гурченко и многих других артисток с непростым нравом.

А Татьяну Доронину, на самом деле, не доснимали. И это очень жаль.

Оцените статью
«Доронина стала кинозвездой, но не стала киноактрисой». Почему так мало снимали великую актрису
Отец не одобрил выбранную Павлом Пестелем невесту. История сорванного брака