Артист встретил её нежданно-негаданно, придя на свидание с другой девушкой. Та взяла с собой подругу, увидев которую, Олег Анофриев моментально понял: она будет его женой.
Едва спасли руку
Олег Анофриев рано осознал, что если хочешь чего-то добиться, нельзя бояться невозможного. Научил его этому несчастный случай: в 1942 году, в разгар Великой Отечественной, двенадцатилетний школьник играл в подвале дома и подобрал боевую гранату, которых повсюду было множество. Взрыватель гранаты взорвался в левой руке мальчика.
Руку Олега удалось спасти только благодаря отцу, приехавшему домой на побывку. Врач по профессии, он быстро договорился об операции и уговорил хирургов не делать ампутацию. Руку оставили, но без указательного пальца. Средний палец не работал, кисть мальчик едва мог разогнуть.
Мама Олега, всегда мечтавшая, чтобы сын стал музыкантом, через пару лет все равно отвела его на прослушивание. Едва он сел за пианино, педагог возмутилась: «Вы зачем мне калеку привели?» С тех пор Анофриев не любил музыкальных педагогов и никогда не отступал перед трудностями.
Пьяное студенчество
В школу-студию МХАТ Олег поступил без проблем, но учиться не любил: признавался, что спал практически на всех лекциях, предварительно «надравшись пива». Удовольствие получал только во время игры в учебных пьесах и музицирования на пианино. Послушать Анофриева сбегалась вся школа-студия. «Все, что у меня есть — все исключительно от природы.
Чуть-чуть еще от родителей и от школы. Я пропил все студенческие годы, просто я был готовенький от природы эстрадный артист», — без ложной скромности говорил о себе Олег.
После выпускного на него претендовали сразу три театра, из которых Анофриев выбрал Центральный детский — словно зная, какую роль в его будущей популярности сыграют произведения для детей. Шесть лет в ЦДТ принесли ему первую любовь зрителей и подготовили для следующих профессиональных ступеней — Театру им. Маяковского и Театру им. Моссовета.
На сцене последнего он сыграл свою самую заметную театральную роль — Василия Теркина в одноименном спектакле.
«Когда играл Василия Тёркина — рвал сердце пополам. У меня в глазах мои родные братья стояли», — признавался Анофриев. Но, даже играя на сцене, он не бросал занятие, которое любил больше всего на свете — музыку.
Когда появились первые роли в кино, театр и вовсе ушел на второй план. В картине «Девушка с гитарой» Олег впервые не только играет, но и поет. Благодарить за это зрители должны жену актера — Наталью Отливщикову.
Случайная встреча
Они познакомились еще в студенчестве, причем весьма необычно. Отдыхая вместе с однокурсниками в Крыму, Олег завязал курортный роман с девушкой Кирой — тоже москвичкой. Расставаясь, они договорились созвониться и встретиться. Олег позвонил, свидание было назначено.
Но Кира пришла на него не одна, а в сопровождении подруги Натальи. «И как только я увидел ее, Кирка мне уже нужна была как вчерашний день. В одну секунду понял: только она, эта девушка, будет моей. Все остальное для меня закончилось…», — вспоминал Олег Анофриев их первую встречу. Чего нельзя было сказать о Наталье.
Студентка медицинского, она долго не поддавалась на обаяние и ухаживания начинающего актера. Олег водил девушку на свои спектакли, читал стихи, словом — осаждал, как неприступную крепость.
Против Анофриева была и ее семья: Наталье прочили в женихи видного профессора, а не бедного студента. Но она свой выбор сделала сама. Через год непрерывных ухаживаний Олег наконец добился своего: в 1954 году они поженились и больше не расставались.
Именно Наталья спасла его от самого себя, когда привычка выпить в компании друзей-актеров переросла в опасную зависимость. И именно жена однажды задала вопрос, который перевернул всю его профессиональную карьеру: «А почему ты не хочешь сам спеть песню в фильме?»
Трубадур
Спев в «Девушке с гитарой», Анофриев уже не останавливался: его голос зазвучал в фильмах «Улыбнись соседу», «Приключения желтого чемоданчика», а затем в «Земле Санникова», после чего на него обрушилась невероятная популярность.
Песня «Есть только миг» быстро стала известнее самого фильма. Но настоящую гордость он испытывал за свою работу в озвучивании мелодий к детским мультфильмам и передачам.
«Я записывал «Спят усталые игрушки» до седьмого пота — подбирал самые душевные интонации, чтобы каждое слово доходило до сердец…», — говорил Анофриев. А в мюзикле «Бременские музыканты» ему и вовсе доверили все музыкальные партии, кроме Принцессы.
Артист согласился с радостью, а когда работа была готова, обратился к Геннадию Гладкову, Василию Ливанову и Юрию Энтину с просьбой о вознаграждении. В ответ прозвучало встречное предложение: «Тебе — слава, нам — деньги». Работать над второй частью мультфильма Анофриев отказался.
«От Олега до Олега»
В последние десятилетия своей жизни Олег Анофриев отказался от актерской профессии. Изредка участвовал в телевизионных проектах, выпустил книгу стихов и воспоминаний «Солдат и балерина» и уехал из Москвы в деревню Козино.
Там, в большом доме, в окружении большой семьи, и прошли его последние годы. У Олега Анофриева и его жены Натальи родилась единственная дочь Мария, которая подарила родителям двух внучек. Мечтой главы семьи было дождаться правнука — и она сбылась. Когда родился маленький Олег (назвали, конечно, в честь прадеда), Анофриев сочинил стихотворение: «От Олега до Олега ровно 80 лет».
28 марта 2018 года Олег Анофриев скончался. Но его голос продолжает звучать в самых любимых мультиках и песнях.