Пётр Алейников, притягательный советский артист, часто выпивал, попадал в неловкие ситуации и неделями не ночевал дома, но, при этом, он был кумиром многих наших дедушек и бабушек, отцов и матерей. Секрет его успеха заключался не в каком-то большом таланте, а в том, что он оставался самим собой – пусть и балагуром, но зато с доброй и открытой душой.
Глядя на его жизнерадостную улыбку, сложно было не улыбнуться в ответ. В статье мы познакомим Вас с его тяжелой, но яркой и интересной жизнью.
Детские годы Петра Алейникова прошли не сладко. В шестилетнем возрасте он остался без отца, а спустя год потерял и маму. В этот тяжелый период он жил в посёлке под названием Кривель вместе со старшим братом и сестрой, которые совсем за ним не следили. Из-за их безответственности, наш герой в одиночку скитался по родному селу и просил у соседей милостыню.
Неравнодушные сельчане кормили и одевали мальчика, а иногда и вовсе впускали его на ночлег, если видели, что он бродит в ночи. Как-то соседи провели собрание и пришли к общему выводу, что Петра нужно забрать у брата и сестры, и отдать его в школу-интернат.
В школе-интернате тоже было нелегко. Петр Алейников рассказывал, что дети постарше постоянно над ним издевались – били, обзывали и закрывали в туалете. Единственное, что его спасало – это комната, где раз в неделю дети смотрели кино. В отличии от других воспитанников, Петр заглядывал туда ежедневно.
Он общался с киномехаником, который в подробностях рассказывал ему, как снимаются фильмы, как работает камера и плёнка, кто такие актёры и режиссёры. Вся жизнь нашего героя изменилась после одной сказанной киномехаником короткой фразы: “Хорошее кино у нас снимают только в Москве”.
Вскоре двенадцатилетний парень сбежал из школы-интерната и попытался доехать до столицы, надеясь, что там он сможет стать киноактёром. Вот только при себе он не имел ни гроша. Петр “зайцем” доехал до Белгорода, где его поймали сотрудники милиции и отправили в трудовую детскую колонию.
Петр Алейников со счастливой улыбкой на лице вспоминал о годах, проведённых в трудовой колонии. В этом, казалось бы, страшном месте, он получил всё, о чём мечтал. Его хорошо кормили, давали возможность играть в драматическом кружке, а также там у него появились первые верные друзья.
В 1931 году он освободился и отправился в Ленинград, имея при себе положительную характеристику, выданную администрацией коммуны. Благодаря этой характеристике, Петр без каких-либо сложностей поступил в техникум сценических искусств на курс молодого Сергея Герасимова. Во время обучения он снялся в главных ролях в картинах: “Крестьяне”, “За Советскую Родину” и “Комсомольск”.
В 1938 году, уже после окончания техникума, ему посчастливилось исполнить одну из значимых ролей в фильме Ивана Пырьева – “Трактористы”, на съёмках которого он близко подружился с Борисом Андреевым и Николаем Крючковым.
Когда Пётр Алейников, Борис Андреев и Николай Крючков, вместе проводили время – от них можно было ожидать что угодно. Они часто и много пили, и нередко попадали в отделении милиции в пьяном состоянии. Например, однажды они напились настолько сильно, что ночью сломали дверь продуктового киоска и легли спать в обнимку прямо на витрине.
Под утро их забрали стражи правопорядка, но на этом веселье не закончилось. Когда начальник отделения узнал, что его коллеги арестовали актёров, сыгравших главные роли в фильме “Трактористы”, он приехал туда вместе с друзьями, прихватив с собой закусок и спиртного.
Ещё был случай, когда Пётр Алейников проиграл друзьям спор и на протяжении часа голышом стоял на набережной, за что его тоже, понятное дело, арестовали. Подобных пьяных и неадекватных выходок у этой троицы было очень-очень много.
Стоит упомянуть, что они придерживались правила – не пить на гастролях и съёмках, но режиссёры, зная об их разгульном образе жизни, всё равно перестали давать им большие роли.
Любовь к выпивке у Петра Алейникова появилась задолго до знакомства с Андреевым и Крючковым. Виной всему была любовь к очаровательной артистке Тамаре Макаровой, которой он не смог признаться в чувствах. Пока актёр думал, как подступиться к этой женщине, она начала романтические отношения с Сергеем Герасимовым, а вскоре вышла за него замуж.
Именно по этой причине Алейников ушёл в свой первый запой. Сложно представить, как сложилась бы его судьба, если бы он не встретил на киностудии “Ленфильм” Валентину Лебедеву, работающую монтажером. Она ругала его за пьянки, а также приходила к нему домой, чтобы приготовить ему поесть и убраться в грязной квартире.
Наконец, Алейников, который рос без матери, смог почувствовать, что такое настоящая женская забота. Впоследствии он прожил в браке с этой женщиной тридцать лет. В 1938 году у них родился первенец – Тарас, а вскоре семью пополнил сын Коля. В годы войны их второй сын, которому едва исполнился год, остался под присмотром бабушки в Ленинграде.
К сожалению, во время блокады мальчика не стало, и из-за этого несчастья наш герой снова схватился за рюмку. А в 1943 году у Петра Алейникова родилась замечательная дочка Арина, которая сыграла несколько запоминающихся ролей в советских фильмах.
В последние годы жизни Петр Мартынович стал пить ещё чаще из-за того, что режиссёры не хотели с ним работать. Постоянные гулянки привели к тому, что он оказался в больнице в тяжелом состоянии, и только через три месяца лечения смог пойти на поправку. Врачи предупредили его, что даже одна выпитая рюмка может стать последней.
Однако Петр Мартынович их не послушал – всё также продолжал выпивать вместе с друзьями. В 1965 году, в возрасте 50 лет, актёра не стало. Борис Андреев отдал лучшему другу своё место на Новодевичьем кладбище. Во время прощания он, рыдая, сказал: “Это место предназначено для народного артиста. Петя, как никто другой, достоин этого звания”.