«Ей шестнадцать. Самое время для брака»

Ей было шестнадцать, ему — сорок шесть. Красавица-актриса, юная и прекрасная, как утренняя заря, и знаменитый художник, — высокий, костистый, лысоватый мужчина с седой бородой.

Эллен Терри была польщена тем, что сам Джордж Фредерик Уоттс влюбился в нее. Покорить мужчину взрослого, опытного, известного всей Англии — это ведь не то же самое, что вызвать любовный восторг в сердце шестнадцатилетнего ровесника.

Но предложение Джорджа Фредерика о свадьбе испугало Эллен. Девушка начала представлять, что будет после того, как их объявят мужем и женой, и мистер Уоттс приведет ее в супружескую спальню.

Однако, отступать было уже поздно. Ее отец, ирландский театральный актер, был невероятно вдохновлен перспективой стать тестем самого Уоттса. На робкие протесты матери он отвечал:

«Ей шестнадцать. Самое время для брака».

И Эллен не захотела огорчать отца…

Элис Эллен Терри родилась 27 февраля 1847 года в Ковентри, городе на востоке английского графства Уэст-Мидлендс. Семья была исключительно творческой — отец и мать играли на театральной сцене вместе с пятью своими детьми.

Эллен дебютировала в 1856 году, в 9-летнем возрасте. Ее первым спектаклем стала «Зимняя сказка» Шекспира. Партнером Эллен по сцене был знаменитый актер Чарлз Кинг, а в зале среди зрителей сидела сама королева Виктория.

К шестнадцати годам Эллен Терри считалась одной из лучших исполнительниц ролей в пьесах Шекспира, она играла в самых известных театрах Лондона, Бристоля, Бате.

Но денег все равно катастрофически не хватало. Чтобы подзаработать, отец отправлял Эллен позировать художникам разной степени известности. В основном приятная, спокойная красота мисс Терри была востребована среди прерафаэлитов.

В 1864 году 16-летняя Эллен отправилась в мастерскую знаменитого художника Джорджа Фредерика Уоттса. Уоттс не считался прерафаэлитом, но в 60-х годах находился под сильным влиянием Данте Россетти — одного из отцов-основателей данного направления в живописи.

Сотрудничество с Эллен Терри, по замыслу Уоттса, должно было помочь ему стать популярным и среди поклонников прерафаэлитов.

В принципе, так оно и получилось. Написанная Уоттсом картина «Выбор» мгновенно стала классикой британской живописи, одним из самых известных полотен мастера.

Уоттс изобразил Эллен Терри, кажется, еще более молодой и прекрасной, чем она была на самом деле. На аллегорической картине мы видим юную, очаровательную девушку, делающую выбор между красными камелиями и фиалками.

Не секрет, что красные камелии во времена Уоттса считались символом земных радостей, безудержного веселья и развлечений. А вот фиалки символизировали тепло домашнего очага, семью, размеренный быт.

И вот как раз фиалки-то Уоттс и изобразил в руке у девушки — то есть, свой выбор она сделала. Делая предложение Эллен, художник и представить не мог, что он сильно ошибся.

16-летняя красавица выбрала красные камелии.

Свадьба состоялась осенью 1864 года. Гораздо позднее Эллен в своих мемуарах не смогла вспомнить об этом событии практически нечего, кроме того, какое на ней в тот момент было платье.

«В тот день на мне было коричневое шёлковое платье по эскизу Холмана Ханта, и белый стёганый капор, украшенный веточкой флёрдоранжа, и я куталась в прекрасную индийскую шаль».

Наряд дизайнерский, и невероятно дорогой — родители Эллен никоим образом не могли позволить себе купить дочери такой. Разумеется, все оплатил влюбленный художник.

Сразу после бракосочетания, художник повез молодую супругу к себе домой. Для Эллен первая брачная ночь стала самым травмирующим событием в жизни, о котором она неоднократно сожалела.

Девушка представляла себя одной из британских принцесс, которую против ее воли выдали замуж за престарелого короля. В какой-то момент в голове Эллен мелькнула мысль: «Зачем я это делаю?» — но было уже слишком поздно.

Брачная жизнь Эллен Терри и Джорджа Фредерика Уоттса оказалась короткой и несчастливой. Художник быстро понял, что за внешностью нежного ангела скрывается достаточно злой и сребролюбивый дьяволенок.

Эллен требовала у пожилого мужа денег на красивую одежду, на дорогую еду, на различные развлечения. Она хотела красных камелий, а он был готов предложить ей лишь бедные фиалки…

В результате уже через три месяца у Эллен появился другой мужчина — молодой лондонский денди, имя которого так и осталось неизвестным. Художник долго терпел выходки молодой супруги, но, в конце концов, осерчал, и самолично отвез ее в родительский дом.

Через десять месяцев после свадьбы был официально оформлен развод.

Много позднее Джордж Фредерик Уоттс пересмотрел свои взгляды на ранний брак. Его поступок по отношению к Эллен Терри, которая, по сути дела, была девочкой в тот момент, когда он сделал ей предложение, стал казаться художнику исключительно непорядочным и даже порочным. Мистер Уоттс просил у бывшей жены прощения — и она простила его.

Простила, но, видимо, только на словах. В своих воспоминаниях Эллен Терри неоднократно жаловалась на судьбу, на то, что ее «лишили детства».

Тем не менее, после развода с Уоттсом Эллен смогла оправиться и вернуться на сцену. На ее счету было еще множество превосходных ролей в постановках по пьесам Шекспира, Ибсена, Шоу.

С 1916 года, 69-летняя на тот момент Эллен Терри начала сниматься в немом кино: на ее счету роли в семи фильмах.

В середине 20-х годов Эллен потеряла зрение и была вынуждена оставить сцену. В 1928 году в возрасте 81 года великая актриса и натурщица скончалась.

Человек, который, по ее мнению, лишил ее детства, к тому моменту давно был в могиле: художник Джордж Фредерик Уоттс скончался в 1904 году в возрасте 87 лет.

Оцените статью
«Ей шестнадцать. Самое время для брака»
«Замуж за страшного короля»