«Гадости, которые доносят о Саше, меня совершенно не волнуют»: всепрощающая любовь 81-летней Людмилы Савельевой

— Надо любить друг друга. Любить и прощать,- сказала Людмила Савельева.

— Но ведь прощать бывает тяжело.

— Почему? Если любишь — прощаешь. Но прощение должно быть с обеих сторон…

Детство

Людмилу Савельеву всегда отличало особое упорство и целеустремленность. С самого раннего детства ей приходилось справляться с трудностями. Ведь она родилась в блокадном Ленинграде.

С началом войны мать, гостившая тогда с 3-летней дочерью Валюшей у родителей под Смоленском, бежала оттуда и с большим трудом добралась до Ленинграда, чтобы успеть проводить мужа на фронт. Мужчина дождался жену и ушел защищать Родину.

Женщина вынесла все тяготы. Сначала будучи беременной, а когда зимой 1942 года родила Люду, даже умудрялась кормить ту грудным молоком, благодаря чему малышка и выжила.

С детства Милочка была очень привязана к маме. Когда с фронта вернулся отец, поначалу относилась к нему очень настороженно. Да и потом у них близких отношений так и не случилось. Он был строгим и властным, и даже мысли не допускал, что средняя дочь решит заняться балетом.

А Люда просто грезила им. Однажды девочка встретила на улице балерину, была поражена ее красотой, грацией и захотела стать такой же:

— Вы ведь балерина? А что нужно для того, чтобы на нее учиться?- спросила она девушку.

— Для балета надо иметь тоненькую фигуру. Ну, это у тебя есть,- оглядев слабенького заморыша, ответила та. — А еще выворотность, шаг….

С тех пор Савельева начала заниматься. Поначалу дома: прыгала, гнулась, старалась ставить ноги. А потом отправилась на экзамены в Вагановское хореографическое училище, где сразу отметили ее превосходные способности. Педагоги считали Люду одной из самых перспективных учениц и прочили большое будущее.

И пусть детства у девчушки практически не было, — все время она проводила у балетного станка, а ведь нужно было еще учиться в школе, — Люда жила только балетом.

«Война и мир»

По окончании училища Савельевой было предложено место в Мариинском театре, что считалось невероятной удачей. Именно там она танцевала в балетах «Жизель», «Спящая красавица». Все шло к тому, что она могла стать настоящей примой Мариинки. Но в жизнь нашей героини внезапно ворвалось кино.

Ей было восемнадцать, когда в театр пришла ассистент Сергея Бондарчука, искавшая девушку на роль Наташи Ростовой в картину «Война и мир». Она остановила свой выбор на Савельевой, но последняя очень в себе сомневалась и поначалу даже растерялась:

— Наташу играла Одри Хепберн и лучше нее я не сыграю, — грустно заявила Люда.

— Наше кино будет лучше! И потом, что вам стоит? Познакомитесь с режиссером, увидите «Мосфильм»,- стала уговаривать ее ассистент. — Не получится, вернетесь домой.

И Савельева согласилась. Правда, Бондарчук поначалу ее не принял. Он искал на роль профессиональную драматическую актрису, а не балерину. К тому же Люда была блондинкой с голубыми глазами. Толстовская же героиня — «черноглазая», «большеротая», «некрасивая, но живая девочка», эдакий маленький порывистый живчик…

Но девушка не стушевалась, не испугалась серьезного режиссера. «Балет был и будет для меня важнее»: подумала она тогда. Правда, окунувшись в атмосферу съемок, уже не смогла забыть кино.

Признание

Шесть лет Бондарчук создавал свой шедевр, не жалея ни себя, ни членов съемочной группы. Сам он свалился с сердечным приступом. Некоторые причастные, не выдерживая, уходили. Гонорары за съемки были скудными, причем настолько, что денег даже не хватало на еду.

Нередко молодая актриса падала в обморок из-за постоянного недоедания и больших нагрузок. Видя ее старания и усилия, Бондарчук принял решение повысить оклад и оплачивать гостиницу.

Сегодня можно с уверенностью говорить: все лишения и муки Савельевой полностью окупились. Результат получился ошеломляющим.

Все призы престижных международных фестивалей были абсолютно заслуженными, а портрет тоненькой одухотворенной девочки, прижавшей к груди статуэтку «Оскара», мелькал на страницах не только советских газет и журналов, но и за рубежом.

К слову, с момента премьеры и по сей день «Война и мир» Бондарчука — весьма спорный фильм. Изначально многие критики вообще говорили о его провале. Якобы, по сравнению с самим романом картина выглядит бледной, убогой, нет целостности, — скорее, это собрание отдельных удачных сцен и т.д.

Образы героев также вызывали много споров и нареканий: Тихонов, который не знал, куда деть руки; Наташа — живая, темпераментная, эмоциональная и горячая у Толстого, а Савельева — холодная, сдержанная. А уж об Ирине Скобцевой в роли Элен только ленивый не говорил. В своё время даже анекдоты ходили про «жену режиссера».

Да и про то, что замахнувшийся на экранизацию Толстого «придворный режиссер Бондарчук» талантом не вышел, — тоже говорили в узких кругах.

Тем не менее всего лишь за первый год показа фильм посмотрело более пятидесяти миллионов зрителей, сама же лента заняла 33 место среди наиболее кассовых проектов отечественного кинематографа.

Именем «Наташа» называли новорожденных девочек, а саму Людмилу Савельеву признали лучшей актрисой 1966 года. В 25 лет ее удостоили Орденом Трудового Красного Знамени, в 27 она уже носила звание заслуженной артистки.

Жизнь после успеха

После такого триумфа, Людмила не могла себе позволить размениваться по мелочам, поэтому очень избирательно относилась к работе. Из-за этого ей было весьма непросто найти достойную роль, но понижать планку она не желала.

После успеха «Войны и мира» актрисе поступали предложения от зарубежных режиссеров. Например, ее хотели снимать Клод Отан-Лара в фильме «Люсьена Левена» по роману Стендаля; Ив Чампи в «Драме на охоте» по Чехову. Итальянец Серджио Леоне приезжал в Москву и предлагал ей роль Скарлетт О’Хары в «Унесенных ветром».

Тогда чиновники из Госкино всё решили за нее. А вот режиссер Витторио Де Сика все же сумел заполучить артистку в свою картину «Подсолнухи», где ее партнерами стали Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Актеры очень подружились.

А сам итальянец по-настоящему проникся симпатией к русской актрисе, называя ее исключительно amore mio ( моя любовь) и хотел еще раз с ней поработать. Но этого не случилось, Де Сика скончался.

Савельева ждала предложений и на родине. И, наконец, дождалась Серафимы Корзухиной в «Беге» по произведению Михаила Булгакова. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов задействовали потрясающий актерский состав: Михаил Ульянов, Алексей Баталов, Евгений Евстигнеев, Владислав Дворжецкий. Успех фильма был очевиден.

После этого последовало еще несколько знаковых ролей, в очередной раз доказывающих талант и мастерство артистки: «Всадник без головы», « С вечера до полудня», «Черная роза- эмблема печали, красная роза- эмблема любви».

Девяностые годы актриса встретила простоем: и в стране, и в кино был кризис. Лишь в начале 2000-х зрители вновь увидели ее в фильме-притче Владимира Наумова «Тайны Нардо, или Сон белой собаки» и у Сергея Соловьева в картине «Нежный возраст». В 2009 последний вновь доверил ей роль княгини Щербацкой в «Анне Карениной».

На сегодня в копилке Савельевой 25 картин, но для миллионов зрителей она так и осталась Наташей Ростовой.

Единственный

Хрупкая, нежная, романтично-возвышенная, с огромными глазами, Людмила восхищала зрителей, особенно их мужскую половину. Но по жизни остановила свой выбор только на одном. И всегда была ему верна.

Ее избранником стал знаменитый сердцеед — актер Александр Збруев, к тому времени уже состоявшийся и популярный. Они случайно встретились в начале 60-х в ресторане, куда девушку пригласили друзья-актеры, которые и познакомили ее с Сашей, сидевшим за соседним столиком.

Обаятельный, со смешинкой в глазах он сразу же ей понравился:

— Вы очень похожи на моего любимого персонажа из повести Каверина «Два капитана» Саню Григорьева. Удивительно, что и зовут вас Саней… Сашей… — смутилась она.

Молодой человек не знал, что его новая знакомая снимается в «Войне и мире». И был очень удивлен, столкнувшись с ней позже на «Мосфильме».

— Ого! Ты у Бондарчука снимаешься?! А я в соседнем павильоне в фильме «Чистые пруды». А пойдем сегодня вечером в «Ленком»,- по-будничному просто предложил он ей.

С тех пор они больше не расставались. Разлучить их могли только съемки или гастроли. Но им было несложно это пережить, ведь они очень друг друга любили. В браке родилась дочь Наташа, названная в честь любимой героини Савельевой.

Предательство

До Людмилы Збруев уже был женат на известной актрисе Валентине Малявиной. Но та изменила ему — он простить не смог. Однако… и сам оказался неверным.

На слухи о том, что Збруев крутил интрижки с коллегами по сцене, Савельева лишь отмахивалась:

— Гадости, которые доносят о Саше, меня совершенно не волнуют, — отвечала она всем.

И если бы ей тогда сказали, что впереди их семью ждет очень серьезная проверка, она бы рассмеялась.

На репетиции спектакля «Именем Земли и Солнца» у актера начался роман с замужней Еленой Шаниной. Они играли влюбленных на сцене и совсем скоро перенесли чувства в жизнь. О том, что у мужа другая, Людмила узнала, когда та уже ждала от него ребенка.

Но, что интересно, публичных скандалов не устраивала, хотя это известие стало жесточайшим ударом не только для нее, но и для их дочери Наташи. Предательство отца, а следом и последовавшее за ним прощение матери —оказали негативное влияние на неокрепшую детскую психику.

Кроме того, в юном возрасте девушка сама пережила личную драму из-за несчастной любви.

Переживания оказались настолько сильными, что у девушки возникли серьезные проблемы со здоровьем. Она несколько раз лежала в психиатрической клинике, но победить болезнь так и не смогла.

А ведь у нее могла бы неплохо сложиться творческая карьера. Еще подростком Збруева-младшая неплохо сыграла в фильме Михаила Козакова «Если верить Лопотухину». Да и в школе дела шли отлично. У Наташи имелись способности к языкам, она мечтала стать военным переводчиком.

Увы, ничего этого воплотить в жизнь девушка не смогла. Теперь учеба давалась ей с большим трудом. Кое-как окончив школу, она попыталась работать, но надолго нигде не задержалась.

Нелегко было и Людмиле Михайловне, но она смогла взять себя в руки: сохранила брак, смогла найти в себе силы не упрекать мужа, попыталась понять и даже в чем-то простить.

Тем более сам он разводиться не собирался и буквально вымолил прощения у жены. Но и дочь Таню, рожденную от него Еленой Шаниной, не оставил. Помогал ее воспитывать и вместе с женой боролся за здоровье старшей дочери.

Здоровья красивой Женщине!

Сейчас, когда у Савельевой спрашивают про те отношения Збруева, она объясняет его поведение своим невниманием, вечной занятостью, неумением вести должным образом быт. Словом, ищет любые оправдания, лишь бы не рушить созданную семью.

На вопрос о том, как он общается с внебрачной дочерью, отвечает:

— У него одна семья. И дочь у нас одна — Наташа. Про других я ничего не знаю…

Младшая дочь Александра Збруева Таня, повзрослев, взяла фамилию отца и теперь тоже выступает на сцене «Ленкома». Сам актер всячески оберегает ее от назойливых журналистов и фотографов.

А вот судьба Натальи сломана: нет профессии, нет здоровья, нет семьи. В 56 лет женщина по-прежнему живет с родителями, и они стараются всячески контролировать ее эмоциональное состояние. Оставлять ее одну в квартире просто опасно.

Сегодня о Людмиле Савельевой почти не пишут. А если такое и случается, то вспоминают ее Наташу Ростову. А мне бы хотелось говорить о ней как о красивой женщине, верной супруге и замечательной матери.

Она сумела простить! А это дорогого стоит. Сумела сохранить хрупкий брак. Ей хватило мудрости не выносить сор из избы.

И пусть сегодня у 81-летней народной артистки грустные глаза, а душа полна горечи и нестерпимой боли, она по-прежнему Женщина!

Оцените статью
«Гадости, которые доносят о Саше, меня совершенно не волнуют»: всепрощающая любовь 81-летней Людмилы Савельевой
«Насильно женили»