Георгий Данелия. Кот ушел, а улыбка осталась

Гия Данелия родился в семье, которую можно назвать «артистическая династия». Его мать, Мери Данелия была родной сестрой великой грузинской актрисы Верико Анджапаридзе, а мужем сестры был не менее великий и известный режиссер Михаил Чиаурели. Двоюродная сестра Гии, Софико Чиаурели, была талантливой и популярной актрисой Советского Союза.

Именно в этой семье в Тбилиси Георгий вместе с мамой пережил тяжелые годы войны до 1943 года. Отец, инженер, метростроевец, строил во время войны укрепленные блиндажи для высшего командования. Надорвавшись, он заболел туберкулезом.

В своих автобиографических книгах Данелия с теплой грустью и огромной любовью вспоминает Грузию, своих многочисленных двоюродных братьев и сестер, уклад жизни Анджапаридзе-Чиаурели.

В 1943 году мама решила вернуться в Москву. До этого же была одна история, которая перевернула сознание будущего режиссера. Он в очень раннем возрасте понял и решил для себя навсегда, что он — главная опора и защита матери. По этой же причине он отложил свой побег на фронт. «Как будет мама без меня»? — такой он задал сам себе вопрос.

Воссоединившись, семья поселилась в Уланском переулке. Георгий рос, как все дети послевоенного поколения — шпана-шпаной. Отец вернулся к работе в Метрострой, мама работала на киностудии «Мосфильм». Вскоре семья получила комфортабельную квартиру на Чистых прудах, прямо рядом с театром «Современник». В этой квартире режиссер проживет всю жизнь.

Когда пришло время определиться с выбором профессии, отец, сторонник строгого воспитания, предложить выбрать ВГИК. «А куда его, дурака, еще девать?» — таково было мнение Николая Данелия. Но Георгий поступил для начала в архитектурный. Он умел и любил рисовать, поэтому большого отторжения ВУЗ не вызывал.

Закончив институт, Данелия успел поработать в конторе, занимавшейся планированием новых городов. Но однажды, гуляя с другом, он увидел в газете объявление о наборе на курсы режиссеров. Это было начинание Ивана Пырьева, который широко и по-имперски распорядился организовать специальные курсы с полным довольствием для новых кинокадров.

Перед собеседованием перед маститой комиссией Данелия отправился к Михаилу Калатозову, другу семьи. Он вяло отвечал на вопросы о том, почему им выбрана новая профессия. Калатозов отчаялся услышать что-то разумное. Положение спасла папка, в которой Данелия нарисовал полную раскадровку фильма по рассказу А. Чехова «Хамелеон».

Так или иначе, собеседование с комиссией Данелия прошел и приступил к обучению. Одним из его студенческих работ была экранизация сцены из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Играть эту сцену он пригласил студентов актерского факультета ВГИКа Евгения Евстигнеева и Галину Волчек…

Первые фильмы молодого режиссера «Сережа» и «Путь к причалу» очень обаятельные, теплые. О том, как проходила работа, можно прочитать в автобиографических книгах режиссера.

К тому времени он пристрастился к алкоголю. Пил много, часто, иногда занимал деньги на выпивку у друзей. Алкоголь на долгие годы станет допингом. На склоне лет Данелия решится на кодирование у известного нарколога Довженко в Феодосии. Как признавался сам режиссер, без алкоголя жизнь и творчество станут пресными.

К этому времени он станет отцом Николая Данелия, гражданским мужем актрисы Любови Соколовой. Данелия был любвеобильным, многочисленные романы будили творческое вдохновение. Мери Данелия волевым решением перевезла Любовь Соколову и внука в квартиру на Чистых прудах.

Семья должна быть полной, решила она. Тем более, грузинская семья. Кроме того, она надеялась, что семья поможет сыну остепениться.

Фильм, который вознес режиссера на Олимп киноиндустрии, стал «Я шагаю по Москве», поставленный по сценарию Геннадия Шпаликова. Фильм долго обсуждали на худсовете, считали его бессюжетным. Режиссер предложил свой вариант жанра картины «лирическая комедия», и фильм наконец был принят. Так что Георгий Данелия считается родоначальником нового жанра.

В сотрудничестве с молодой сценаристкой Викторией Токаревой режиссер поработал на сценарием фильмов «Мимино» и «Джентльмены удачи». Викторией режиссер увлекся не на шутку. Роман их продолжался более 20 лет. Мери Данелия благосклонно отнеслась к новому увлечению сына — работая с Токаревой, Данелия забывал о бутылке.

Отношения Данелия-Токарева были сложными, оба были несвободны, оба хотели оставить свой след в искусстве. Так или иначе, творческий тандем удался, благодаря чему в золотом фонде киноискусства находятся два замечательных фильма.

Фильм «Тридцать три», задуманный на борту теплохода, сценарий к которому был написан за месяц, был положен на полку. Но актер Евгений Леонов стал на долгие годы талисманом режиссера. По признанию Данелия всякий раз, когда задумался новый сценарий, режиссер прикидывал «А что будет играть Леонов». Именно Евгений Леонов в фильме «Афоня» предложил много интересных находок для своего персонажа.

Автобиографичным режиссер считал фильм «Осенний марафон». Сценаристом фильма был Александр Володин, которые переживал любовный треугольник. То же самое происходило в жизни режиссера. На роль Бузыкина Данелия хотел пригласить Александра Калягина, но тот был занят на съемках.

Помощник режиссера по кастингу Лена Судакова несколько раз предлагала посмотреть Басилашвили, но режиссер не видел артиста в этой роли, хотя на пробы согласился. И актер был утвержден, чему режиссер впоследствии был очень рад.

Картина «Слезы капали» никак не подходит под описание «лирическая комедия». Режиссер снимал фильм о себе. В его жизни наступила черная полоса. Сын Николай, выпускник режиссерского факультета ВГИКа, скоропостижно скончался.

Причины не установлены до сих пор. Мать, Мери Данелия, угасла в тбилисской больнице после инсульта. Самого режиссера и его гражданскую жену Любовь Соколову больше никакие узы не удерживали и они расстались.

Но жизнь продолжалась, и Данелия стал готовить новый фильм, который полюбили миллионы зрителей — комедию «Не горюй», где снялась его любимая двоюродная сестра Софико Чиаурели и фантастическую комедию «Кин-дза-дза».

А вот постперестроечное кино у режиссера не задалось — «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна». В утешение можно сказать, что фильмы позднего Данелии все же лучше фильмов позднего Гайдая и Рязанова.

Оцените статью