Изольда Извицкая: актриса с именем кельтской принцессы и судьбой не нашедшей себя женщины

Эта актриса с необычным именем была очень популярна в 50-60-е. После ее блистательного триумфа в фильме «Сорок первый» на нее возлагались надежды, ей прочили будущее кинозвезды. Однако судьба сложилась по-иному…

Изольда Извицкая родилась в 1932 году в небольшом городке Дзержинске, что под Нижним Новгородом, в семье учительницы и инженера.

Интересная история вышла с ее именем. Некоторые утверждают, что образованные родители назвали дочь в честь романтической кельтской принцессы из средневекового романа «Тристан и Изольда».

Другие утверждают, что все было куда проще. Когда новорожденную принесли из роддома домой, все поразились ее коже: необыкновенно белой, как будто прозрачной. Кто-то воскликнул: «Да она как будто изо льда!». Так и назвали…

Изольда росла девочкой активной, творческой. Все свободное от учебы время проводила во Дворце пионеров. Благо, там работала ее мать. Юная Изольда шила, рисовала, конструировала макеты самолетов, но больше всего любила заниматься в драмкружке.

О профессии актрисы мечтала втайне, но в себе уверена не была. В 16 лет записала в своём дневнике: «Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы всё это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня – и вдруг артистка?!».

Однако, как правильно говорят, вселенная знает о наших мечтах. И часто помогает в их осуществлении. Так случилось и с Изольдой. Помог случай – в одной из постановок драмкружка ее заметил главный режиссер Дзержинского театра. И стал заниматься с ней индивидуально. Эти занятия, кстати, очень помогли потом девушке поступить во ВГИК.

Роли

Будучи еще студенткой, Изольда Извицкая в 1954 году дебютировала в роли официантки Настеньки в приключенческом фильме «Богатырь» идёт в Марто». Роль эта небольшая. Но юная Извицкая запоминается благодаря своей искрящейся красоте и зажигательному народному танцу, который исполняет в фильме вполне профессионально.

Последующие два года Извицкую охотно снимают. Это небольшая роль в фильме о революционной борьбе «Тревожная молодость». А в 1955г. – уже главная роль в киноленте об освоении целинных земель «Первый эшелон». А еще была комедия на производственную тему – «Доброе утро».

Ну, конечно, все это было лишь прологом к главному фильму в кинобиографии Извицкой.

«Сорок первый»

В 1956 году Изольда Извицкая сыграла главную роль в героико-революционной драме Г. Н. Чухрая «Сорок первый» по одноименной повести Б. А. Лавренева.

И зрители, и строгие критики у нас в стране и за рубежом были единодушны в своем восторге от игры молодой актрисы. Извицкая мастерски передала трагедию красноармейки Марютки, наивной крестьянской девушка, поверившей в революцию и светлое будущее, но в то же время оказавшейся во власти глубокого чувства к своему врагу….

Один из критиков писал:

«Изольда Извицкая успешно преодолевает большие трудности роли… Её характер строится на контрастах: внешняя грубость — и девичья чистота, малограмотность — и житейская мудрость, суровость — и нежность…».

Фильм «Сорок первый» принес Изольде Извицкой всесоюзную и всемирную славу.

На X Международном Каннском кинофестивале в 1957 году фильму присудили специальную премию «За оригинальный сценарий, гуманизм и высокую поэтичность». Извицкую ждал оглушительный успех. Ее интервью поместили на своих страницах французские и американские СМИ, она была приглашена на множество приемов, устроенных в ее честь.

А все критики и зрители отмечали талант актрисы, а также ее привлекательную внешность, в особенности – удивительные светло-изумрудные глаза и вьющиеся каштановые волосы. Американские и французские газеты называли ее «русской Мэрилин Монро», «советской актрисой номер один». А в Париже в честь Изольды даже было открыто кафе.

Извицкая стала персоной известной за пределами Советского Союза. Ее назначили членом Ассоциации по развитию культуры в странах Латинской Америки. И впоследствии она объездила почти всю Европу и Америку.

Последующие кино-работы

А вот с кино вышла странная история. Казалось бы, после такого успеха актрису должна захлестнуть волна интересных предложений от режиссеров. И, действительно, начиная с 1957 по 1969 годы фильмография актриса весьма внушительна и разнообразна…

Стоит лишь вспомнить ее обворожительную, искрометную Ирину из лирической комедии 1957г. «К Черному морю».

Не менее притягательна и нежная, преданная Фенечка из тургеневской экранизация 1958г. «Отцы и дети».

Также запомнилась Извицкая и своими волевыми, решительными героинями.

Так, в революционной драме «Поэт» 1957г. актриса предстала в образе большевички Даниловой.

В киноповести 1957г. «Неповторимая весна» актриса сыграла археолога Анну Бурову, которая вместе с мужем отправляется на раскопки в Среднюю Азию, в самый эпицентр чумы.

В военной драме «Вызываем огонь на себя» 1964г. Извицкая играет роль партизанки Паши Бакутиной.

Можно увидеть также Извицкую в таких фильмах 50-60-х, как «Человек с будущим», «Очередной рейс», «Человек меняет кожу», «Цепная реакция», «По тонкому льду», «Мир входящему», «Каждый вечер в одиннадцать» и тд.

Но все это, если вдуматься, не тот масштаб. Извицкая хотела ролей уровня той самой Марютки из «Сорок первый». Но такого в ее творческой биографии больше не случилось…

Личная жизнь и личная трагедия

Актрисе очень подходило ее редкое имя.

«Изольда» в переводе с кельтского означает «красавица», «та, которой любуются». И Извицкой нельзя было не любоваться. Она обладала миловидной, нежной красотой и тем внутренним свечением, которое добавляет дополнительное очарование внешности.

«Изу все любили, она была веселая, красивая – влюблялись в нее повально. Она была очень ярким человеком», – вспоминала одна из приятельниц актрисы.

Конечно, у Извицкой были поклонники. Однако в личной жизни не везло…..

Ее первая любовь – Вячеслав Коротков. Изольда познакомилась с ним еще во время учебы: Вячеслав учился в Ленинградского института кинорежиссеров. Однако эти отношения не продлились долго.

А вот на съемках «Первого эшелона» Изольда познакомилась с молодым актером Эдуардом Бредуном. Любовь между ними вспыхнула мгновенно, и вскоре они уже были женаты.

Говорят, именно Эдуард Бредун сыграл роковую роль в жизни актрисы. Утверждают, что именно он ее приучил к алкоголю.

Отношения Извицкой и Бредуна были сложными. Муж беспрестанно ревновал жену…. к успеху. Попрекал тем, что ее охотнее и чаще приглашают сниматься, чем его, что зрители ее узнают и любят.

А вот когда Извицкую перестали приглашать на съемки из-за обострившихся проблем с алкоголем, Эдуард Бредун практически открыто стал ей изменять, а затем и вовсе оставил ее. В нищете и во власти безжалостного «зеленого змия».

Финал Изольды Извицкой был печален. Неделями она не выходила из дома, ни с кем не общалась. И пила, пила….

3 марта 1971 года актрису обнаружили у нее дома мертвой. Причина смерти не выяснена до сих пор. Утверждают, что она последние дни голодала и много пила. До самозабвения, до потери сознания…

Ей было всего 38 лет..

Когда задумываешься над судьбой Изольды Извицкой, приходишь к выводу, что она относится к женщинам, не нашедшим себя. Оттого и пристрастие к страшной привычке. Скорее всего, и в профессии после триумфа она была разочарована.

Не получила душевной радости и в личной жизни. Растерялась. Не смогла собраться. Не было внутреннего стержня. И некому было поддержать. Покатилась ее жизнь по наклонной.

Горькая судьба….

Оцените статью
Изольда Извицкая: актриса с именем кельтской принцессы и судьбой не нашедшей себя женщины
Платья королеве не давать