Как сын помещика Лев Кулешов стал классиком советского кино

Лев Кулешов – классик советского кино, один из его создателей, и автор знаменитых фильмов «Проект инженера Прайта», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Луч смерти», «По закону», «Великий утешитель» и «Мы с Урала».

Родился Лев Владимирович Кулешов 1 января 1899 года в Тамбове в семье помещика. По профессии его отец был зодчим, а мать до замужества – сельской учительницей.

КИНО – НОВОЕ ИСКУССТВО

Среднее образование Лев Владимирович получил в Тамбовском реальном училище. Когда Кулешову было 12 лет, его отца не стало. Через три года после этого печального события Лев с мамой перебираются в Москву, где парень берет уроки живописи и поступает в Строгановское художественно-промышленное училище.

Через год, в 1916 году, он переходит на отделение живописи в училище зодчества. То есть идет по стопам отца.

В том же году Льва Кулешова принимают на кинофабрику акционерного общества «А. Ханжонков и Ко», и уже через год юный сотрудник фабрики публикует в журнале «Вестник кинематографии» свои первые работы по теории кино. Главная мысль Кулешова заключалась в том, что кинематограф нужно утвердить как новое самостоятельное искусство.

Лев Владимирович доказал, что художник может стать режиссером, в возрасте 19 лет он выпустил свой первый фильм «Проект инженера Прайта». Кулешов признавался, что его поразила возможность совмещать в одной произведении при помощи монтажа разные места действия.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ

После громкого дебюта Лев Кулешов возглавляет подотдел хроники и перемонтажа во Всероссийском фотокиноотделе Наркомпроса. Практической цели в перемонтаже не было никакой, это было просто место для экспериментов, опыты, позволявшие Кулешову и его коллегам освоить, и, по факту, создать, качественный монтаж.

Вот один из опытов Кулешова, который поразил его самого. Режиссер чередовал один и тот же кадр человека в лице актера Мозжухина с разными другими кадрами – девушкой, тарелкой супа, резвой собакой. И каждый раз переживания человека становились различными, хотя актер не менялся, ведь кадры повторялись.

Это открытие перевернуло воображение Кулешова, который после этого заявил, что монтаж – основа построения любой киноленты. По желанию режиссера монтаж придает нужный смысл содержанию. Позже во всем мире этот опыт Льва Владимировича назвали «Эффектом Кулешова».

В 1919 году в Москве создали первую государственную школу кинематографии (сейчас это ВГИК), куда пригласили преподавать Льва Кулешова. С этого момента его жизнь будет навсегда связана с преподаванием.

Здесь он встретил Александру Хохлову, которая стала его единственной супругой. Режиссер говорил, что с 1 мая 1920 года, то есть после оформления отношений, он и Александра всю жизнь жили вместе, работали вместе и думали вместе.

СНИМАТЬ КАК В ГОЛЛИВУДЕ

В октябре 1920 года Кулешов, Хохлова, а также их коллеги Барнет, Пудовкин, Фогель, Подобед и Комаров создали свой филиал Школы кинематографии, который называли «коллективом Кулешова».

— Мы любили жизнь, всеми помыслами стремились на производство кино. Несмотря на холод и голод, отсутствие пленки, на разрушенное ателье, мы стремились к одному – снимать и еще раз снимать. Чтобы наши киноленты смотрели зрители, — рассказывала Александра Хохлова.

В 1924 году Лев Кулешов снимает фильм «Необычайные приключения мистер Веста в стране большевиков». Режиссер признавался, что его коллектив стремился снять фильм, по техническим параметрам не уступающий тому, что делалось в те годы в США. И им это удалось.

Фильм снят в бедных производственных условиях, но по техническим моментам ни в чем не уступал западному кино.

В 1926 году Лев Владимирович снимает фильм «По закону», который стал признанным шедевром мирового кино. Кинолента создана по рассказу Джека Лондона «Неожиданное». Как писали критики, режиссер в этом фильме создал глубоко человеческие образы, которые до предела трагически напряжены.

СПОРТИВНЫЙ ФОРД ДЛЯ КУЛЕШОВА

Давайте немного отвлечемся от основной деятельности Льва Кулешова. Он был не только талантливым кинорежиссером, но и страстным автолюбителем. В 1927 году Лев Владимирович покупает новую спортивную модель «Форда».

На этом необычном для советских широт автомобиле режиссер вместе с супругой ездил из Москвы в Ленинград, Одессу и Таджикистан. Как-то Кулешов принял участие в одном из самых трудных автопробегов в СССР.

В 1928 году состоялась премьера фильма Кулешова под названием «Веселая канарейка». Это кино имело ошеломительный успех у зрителей. Режиссер признался, что после премьеры перестал в чем-либо нуждаться, так как он получал авторские отчисления с продажи билетов.

СЛУЧАЙНЫЙ АРЕСТ

При этом, пресса называла Льва Владимировича режиссером коммерческим и даже буржуазным, каковым он, конечно, быть не мог.

Через несколько месяцев Кулешова приглашают в Грузию для съемок историко-революционного фильма «Паровоз Б 1000». В момент съемок режиссера неожиданно арестовывают. Прошел слух, что вместо него на съемочной площадке работает самозванец.

В ситуации довольно быстро разобрались, однако пять дней в камере режиссеру все-таки пришлось просидеть. После этого он предпочел незамедлительно вернуться в Москву.

В 1932 году Лев Владимирович снимает свой первый звуковой экспериментальный фильм «Горизонт», в котором прорабатывали соотношение звука и изображения. Особенности синхронной записи звука.

Через год выходит кинолента «Великий утешитель», ставший вершиной творчества режиссера. Здесь псевдо-немые кадры сочетались с кадрами звуковыми, есть цветной эпизод, перед каждой сценой актеры подолгу репетировали, что ранее на съемочных площадках СССР не практиковалось.

В 1936 году Лев Кулешов становится кандидатом искусствоведения и профессором, через десять лет ему присвоят степень доктора наук за книгу «Основы кинорежиссуры».

В 1942 году в эвакуации в Сталинабаде Кулешов снимает фильм «Клятва Тимура» по книге Аркадия Гайдара. А еще через год выходит последний фильм режиссера «Мы с Урала» о работе молодежи в тылу.

ОСЕНЬ ПАТРИАРХА

В 1944 году Лев Владимирович возвращается в Москву, в его планах были новые кинематографические проекты, но в этот момент его назначают директором ВГИКа. Он согласился занять пост, но только на два года.

В 1946 году Кулешов занимает должность заместителя по творческим вопросам, при этом возглавляет также кафедру кинорежиссуры.

Большую часть времени он посвящал работе, а отдыхать любил на море, ездил с супругой в Коктебель, был увлечен охотой, а также балетом.

В последующие годы Лев Кулешов преподавал, писал мемуары, входил в жюри киноконкурсов и фестивалей. Он был признанным мэтром, одним из создателей советского кино.

Умер режиссер на руках своей супруги Александры Сергеевны 29 марта 1970 года у себя дома.

Оцените статью
Как сын помещика Лев Кулешов стал классиком советского кино
Кларой Лучко восхищался Пабло Пикассо. Как «Женщина тысячелетия» выглядела в молодости