Всеволод Васильевич был великим советским актёром, создающим потрясающе человечные образы, навсегда оставшиеся в нашей памяти и сердцах. Он сыграл за свою долгую жизнь около 100 киноролей, каждую из которых сделал правдивой, яркой и незабываемой, будь то звёздная роль или крохотный эпизодик.
Немногие знали, что за кадром жизнь Санаева была трудной и временами безнадёжной, но он никогда не показывал вида, всегда был улыбчивым, приветливым и бесконфликтным — его уважали коллеги и любили поклонники.
*
*
Родился будущий актёр в Туле. Его отец, дед, прадед и другие родственники по мужской линии были мастерами по изготовлению гармоней, и сам Всеволод с 14 лет уже работал в семейной артели.
Как-то в местный театр приехал с гастролями МХАТ, и парню довелось увидеть их постановку «Дядя Ваня», после чего он буквально заболел театром, стал посещать драмкружок при Патронном заводе.
По вечерам он приходил в театр и готов был исполнять любую работу, чтобы хоть немного прикоснуться к этому удивительному миру. Постановщики заметили видную фактуру парня, отметили его неподдельный интерес, и стали выводить на сцену сначала в массовке, а потом и на небольшие роли с репликами.
Всеволоду было уже 20 лет, когда он созрел для поступления в театральное училище и отправился в Москву, где сначала учился на театральном рабфаке, а после окончания легко прошёл в ГИТИС, и уже на втором курсе получил небольшую роль в картине «Частная жизнь Петра Виноградова».
Став дипломированным актёром, он был принят в труппу МХАТ имени Горького, в котором прослужил 6 лет.
*
*
Продолжил он и сниматься в кино, фильмография пополнилась такими замечательными фильмами как «Волга-волга», «Если завтра война», «Девушка с характером», «Сердца четырёх», и другими.
Молодого актёра заметил сам Иван Пырьев и доверил ему главную роль в своей драме «Любимая девушка», где партнёршей Всеволода стала жена режиссёра Марина Ладынина.
В 1938 году на гастролях МХАТа в Киеве Санаев познакомился с красивой и серьёзной девушкой Лидией Гончаренко, студенткой филологического факультета университета.
У неё было много поклонников, на которых она смотрела слегка свысока, но актёру удалось завоевать расположение неприступной красавицы – ради него она бросила учёбу и уехала в Москву.
Вскоре в семье родился первенец Алексей, Сева и Лида были невероятно счастливы, хоть бытовые условия оставляли желать лучшего – они ютились в крохотной комнатке в бараке, где не было никаких удобств, даже воду приходилось носить с колонки.
Потом началась война, и Санаев отправил жену с сыном в эвакуацию в Алма-Ату. Через несколько месяцев малыш заболел дифтерией, инфекция протекала очень тяжело, спасти ребёнка не удалось.
Обезумев от горя, Лидия стала пробираться обратно к мужу, они смогли встретиться в Борисоглебске, потом Санаев переправил женщину в Куйбышев и устроил на время у знакомых. Там в 1942 году Лидия родила дочь Елену, ставшую впоследствии актрисой.
После войны супруги вернулись в Москву и получили комнату в коммуналке, Лида не торопилась устраиваться на работу – она всё ещё не могла отойти от потери сыночка, не спускала с дочки глаз, всячески оберегая её и не отпуская от себя ни на минуту.
Всё-таки не уберегла – Леночке было 6 лет, когда она заболела гепатитом, за несколько дней осунулась и пожелтела, и бедная мамочка уговорила врачей оставить её у постели дочери в больнице.
*
*
Она выходила девочку, но вскоре случилась новая беда – как-то Лидия рассказала политический анекдот на своей коммунальной кухне, и одна из соседок на неё донесла. В квартиру нагрянула проверка, стали выяснять личности Лидии Антоновны и Всеволода Васильевича, хотели даже арестовать женщину.
Тогда за семью вступился друг семьи Сергей Владимирович Михалков, смог устранить проблему, но из-за этого случая у Лиды стала развиваться мания преследования, она постоянно плакала и замыкалась в себе.
Довольно скоро стало понятно, что ей необходимо серьёзное лечение, и Санаев через знакомых смог устроить её в хорошую клинику. Тогда ему пришлось очень нелегко, он практически оставил театр и сосредоточился на кино – там больше платили, хватало и на лечение жены, и на няню для дочки. Пришлось столкнуться и с непониманием коллег:
— В частности, актёр Сергей Лукьянов просил совершенно серьёзно: «Зачем тебе больная жена, не бросай театр, а брось её» — вспоминал Всеволод Васильевич.
*
*
Он очень много работал, в то время стал плодотворно сотрудничать с Василием Шукшиным, и очень гордился возникшей между ними дружбой и доверием.
В 1963-м к актёру пришла настоящая известность, вышли сразу три картины с его участием, в двух из них он сыграл главные роли: «Это случилось в милиции» — майор Николай Сазонов и «Оптимистическая трагедия» — Сиплый.
Потом были такие полюбившиеся зрителям ленты, как «Ваш сын и брат», «За нами Москва», «Возвращение Святого Луки», «Печки-лавочки», «Там, за горизонтом», «Версия полковника Зорина», и многие другие.
Между тем, дома Всеволоду покоя не было – лечение практически не помогало Лидии, психическое заболевание прогрессировало, она либо находилась в глубокой депрессии, либо в состоянии чрезвычайной активности и агрессии, и доводила домашних придирками и скандалами.
Актёр старался не допускать крайностей, пытался шутить, веселить жену, не замечать её постоянного недовольства, но однажды и его терпению пришёл конец, и он всерьёз задумался о разводе.
Как раз тогда к ним приехала погостить его мать, и он долго плакался ей на кухне, признавался в своей беспомощности и отчаянии, а потом сказал, что хочет разойтись с Лидией. Мама слушала сына, гладила его по голове, а по поводу развода сказала: Нет, сынок! Санаевы так не поступают. Теперь это твой крест.
Он смирился, а со временем понял, что и сам не смог бы бросить женщину, подарившую ему свою молодость и родившую двоих детей. Он понял, что ещё потеря сына дала толчок психическому заболеванию жены и отчаянно её жалел.
Теперь он уже не раздражался на её приступы, старался уделять побольше времени, гулять, ездить отдыхать куда-нибудь.
Тем временем выросла Елена (актриса Елена Санаева), пошла по стопам отца, окончила ГИТИС, вышла замуж, родила сына Павлика. Уезжая с театром на гастроли, она часто просила мать посидеть с Пашенькой, и Лидия Антоновна с удовольствием соглашалась.
Она совершенно преображалась рядом с маленьким внуком, как будто забывая о своей болезни, но, когда дочь приезжала его забрать, долго и нудно выговаривала ей, что она плохая мать, и вместо того, чтобы заниматься собственным сыном, занимается всякой ерундой
В начале 80-х у Лидии Антоновны обнаружили склероз мозга, а ещё через несколько лет ей понадобилась сиделка – муж и дочь работали и не могли постоянно находиться с женщиной, а одну её оставлять стало невозможно.
Всеволод Васильевич был всё также очень востребован в кинематографе, в те годы вышли фильмы «С вечера до полудня» и «Белые росы», где он сыграл главные роли, а также и другие замечательные картины с его участием – «Тайна Чёрных Дроздов», «Мёртвые души», «Первый парень», «Забытая мелодия для флейты» и другие.
Последний фильм, «Ширли-мырли», в котором актёр предстал в образе меломана вышел на экраны в 1995-м.
В том же году Санаев похоронил жену, с которой прожил в горе и радости 57 лет, а в последние годы она была как маленький ребёнок, он её кормил с ложечки, читал перед сном и пел колыбельные. Актёр очень тяжело перенёс уход жены, и так и не смирился с этой потерей, не смог без неё жить:
«Он так плакал. Я-то думала, что после смерти мамы он сможет быстро вернуться к жизни, найдёт себе новые интересы, но он пережил её всего на 10 месяцев. Вскоре ему диагностировали рак, метастазы распространялись очень быстро» — рассказала Елена Санаева.