Калинин, Всесоюзный староста, обесчестил ее ученицу,совсем девочку. Гельцер запустила в него увесистой чугунной статуэткой и лишилась работы

Осеннее утро 1929 года в одной из московских квартир Брюсовском переулке выдалось неспокойным. Екатерина Гельцер, прима-балерина Большого театра проснулась, встревоженная странным сном. Она пыталась вырвать красный цветок, похожий на мак, а он защищался, бился стеблем и источал яд.

Хозяйка Большого театра

Именно сегодня балерина должна танцевать свою партию в «Красном цветке». По сюжету, ее героиня, китаянка Тао Хоа влюбляется в капитана советского парохода, но умирает после того, как выпивает яд, предназначенный для ее возлюбленного. Символом этого спектакля является цветок красного мака. Как бы этот сон не принес несчастья!

53-летней балерине и так танцуется с каждым годом все сложнее. По театральным меркам, она не то, что старая, она перезрелая. Кроме того, уже не так легко получается поддерживать вес и находить партнеров. Одни партнеры перестают танцевать и становятся хореографами, другие партнеры срывают спины, поднимая балерину.

Многолетний партнер по сцене Василий Тихомиров стал директором Большого театра. Сейчас ей остается танцевать только с Игорем Моисеевым, молодым, сильным, подающим надежды артистом. Он очень честолюбив и готов таскать по сцене народную артистку, пока не станет известным.

Екатерина Васильевна – уже народная артистка, блиставшая на лучших сценах мира. Она перевоплощалась и в финскую рыбачку, и в страстную француженку, и, вот, в китаянку. По сюжету, в «Красном цветке» китаянка юна, но возраст артистки смогли скрыть шелковым кимоно, сложной прической и набеленным личиком.

А недавно Фаина Фельдман, которую публика знала, как Раневскую, рассказала, что у Гельцер появилась соперница. На ленинградской сцене в «Красном цветке» блистала прима-балерина Елена Люком, которая не только младше Екатерины Васильевны на 15 лет, но и стройнее и грациознее ее.

Фаина Фельдман лично съездила в Ленинград, чтоб побывать на этом спектакле и оценить невскую танцовщицу. Теперь Фаина Георгиевна уверяла, что Елена Люком и пальца Екатерины не стоит. Выступление ее сложно назвать большим искусством.

Конечно, Фаина Георгиевна не стала рассказывать, как виртуозно исполняла свои па ленинградская балерина, а когда она взмывала ввысь, словно пушинка, то зрители громко вздыхали всем залом. Фаина не могла огорчить великую балерину, ведь помнила, что своей известностью обязана именно ей.

Когда 15-летняя Фанни Фельдман приехала в Москву учиться на артистку, то балерина взяла ее под свою опеку. Екатерина Васильевна уже тогда была звездой Императорского театра, дружила с Маяковским, Цветаевой, Мандельштамом. Юная Фаина поселилась у Екатерины Васильевны, выезжала с ней в Художественный театр, на светские мероприятия.

Артистка по праву рождения

Екатерине Гельцер с рождения было суждено было стать великой артисткой. Отец ее, Василий Федорович, был артистом и режиссером Большого театра, дружил с Чайковским. Мать Екатерины – ближайшая родственница художника Нестерова.

Сначала Екатерина пыталась покорять Петербург. Но после пары сезонов в Мариинке вернулась в Москву. Петербуржцы принимали ее холодно, а москвичи, наоборот, восторженно. Именно ей удалось спасти Большой театр после краха царской империи.

Гельцер завела дружбу с Луначарским, который познакомил ее с Лениным. Екатерина Васильевна сумела убедить вождя пролетариата, что балет может стать искусством для рабочего народа. Так, Большой театр был спасен, несмотря на то, что большевики считали балет пережитком прошлого.

Теперь все постановки приходится связывать с советским настоящим. Так и «Красный цветок» поставили к 10-летию Октябрьской революции и сделали символом пролетариата.

Большая роковая любовь

В 1898 году в Петербурге Екатерина познакомилась с Карлом Густавом Эмилем фон Маннергеймом. Красивый офицер, потомок шведских и финских аристократов подошел к ней в Мариинке, где она танцевала в «Спящей красавице».

Карл никогда не считался завидным женихом: отец его был разорен, поэтому сын был отправлен в Петербург делать военную карьеру.

  • В России он быстро женился на дочери генерала Арапова. Но это не мешало ему закрутить роман с графиней Шуваловой, а заодно и с балериной Тамарой Карсавиной. Казалось бы, наглый драгун не должен был вызвать у Екатерины Гельцер интереса. Но она пропала с первого взгляда на Карла. И уже вскоре она брала у него уроки верховой езды.

И именно с Карлом был связан ее «Красный цветок». После русско-японской войны Карл, уже будучи полковником, был отправлен секретным заданием в Китай. Там он разработал план русского вторжения в Поднебесную. Жизнь в Китае оказала на Маннергейма огромное влияние.

Его дом в Финляндии был полон китайских сувениров. Кате он много рассказывал о тибетских святынях и восточных обычаях. Возлюбленной он подарил набор тростниковых зонтиков и китайских вееров. Он учил Катерину, как ими пользоваться, как ими общаться.

А в 1927 году Василий Тихомиров поставил «Красный цветок», правда, добавив в классический восточный сюжет пролетарского настроения. Но что поделать, такое было требование времени.

  • Театральные критики высоко оценили Екатерину Гельцер в роли Тао Хоа, они и не подозревали, насколько родная ей эта история.

В результате любви Карла и Екатерины в 1902 году родился сын Эмиль. Его быстро окрестили и отправили на воспитание к дальней родственнице под Димитров. Самой Екатерине было некогда заниматься воспитанием сына, ее карьера была в самом расцвете, и балерину пригласил сам Сергей Дягилев в Париж на «Русские сезоны».

Жизнь в советское время

Семья Маннергейма развалилась. Жена его, узнав о появлении внебрачного ребенка, забрала двух их дочек и покинула Россию. Теперь она жила в Париже. Но Карл, впрочем, и Эмилем не занимался. Когда ребенок подрос, Екатерина отправила его в Швейцарию, в дорогой пансион. Эмиль рос, ощущая себя полным сиротой.

В 1924 году Карл и Екатерина тайно обвенчались в маленькой церквушке на Поварской. Они собирались уехать в Европу, но Екатерина заболела, так как накануне участвовала в траурной процессии по случаю смерти Ленина и простояла на морозе почти сутки.

Карл уехал в Финляндию, так как в России ему нельзя было оставаться. В Финляндии он лично вырезал большевиков, и только смерть Ленина внесла суматоху, позволяющую ему недолго не прятаться.

В этот день 1929 года, оттанцевав «Красный цветок», Екатерина Васильевна вернулась в свою квартиру. Она знала, что среди зрителей присутствовал красивый иностранец. Это был ее сын Эмиль. После спектакля балерина могла только Фанни Фельдман расспрашивать о том, как он выглядит, ведь со сцены она не видела его.

Карла Маннергейма, будущего теперь маршалом, Екатерина больше не видела. До нее доходили слухи, что он встречался с польской княгиней Любомирской, а в 30-ых годах помирился с женой.

Зимой 1939-1940 года маршал Маннергейм лично руководил оборонительной линией на Карельском перешейке, где была разбита советская армия. Зная о связи Гельцер и Маннергейма, советские чекисты тут же пришли к балерине с обыском.

Нашли и изъяли их переписку, портреты Карла и Эмиля. Екатерина Васильевна знала, что неспроста за нее взялись: она перешла дорогу самому Калинину, всесоюзному старосте.

  • Недавно Екатерина Васильевна узнала, что он совратил ее несовершеннолетнюю ученицу. Балерина не побоялась прийти к этому кремлевскому развратнику и запустить в него чугунной статуэткой. Сталин Калинина не наказал, а вот Гельцер уволили из Большого театра.

Это не сломило великую артистку. Она продолжала танцевать, хоть ей было почти 70 лет. Екатерина Васильевна объездила весь Советский Союз, и ей до сих пор рукоплескали залы.

Жизнь после балета

Уйдя со сцены, Екатерина ослепла и слегла в постель. Рядом оставалась только преданная Фанни. От нее балерина узнала, что 77-летний Карл Маннергейм стал президентом Финляндии. С его 75-летием Карла поздравлял сам Гитлер. Теперь в стране Карла ему стоит памятник, а сам Карл умер в 1951 году через год после смерти сына Эмиля.

Когда Гельцер узнала о смерти сына, она даже не дрогнула, казалось, уже ничто не может сделать ей больно. Только однажды она громко рыдала, узнав, что на встречу с Гитлером Карл брал их внука Карла Густава-младшего.

Она рыдала от того, что сын ее был фашистом. И винила в этом себя и тот проклятый «Красный цветок». Тогда, в 1924 году она бы ни за что не уехала из России, даже если бы была здоровой. А тем временем Карл, связавшись с нацистами, Эмиля уже отправил на учебу в Мюнхен.

В 1958 году внук балерины прибыл из Бразилии в Россию. Он часто навещал бабушку, мало что уже помнившую, и все расспрашивал об их отношениях с дедом. Уже в наши дни станет известно о его связях с нацистами. Так, после войны он прятал у себя на ранчо сбежавшего Бормана.

Карл Густав-младший уезжал из Советского Союза в полном разочаровании. Ему казалось, что великая бабка станет ему родной, но Екатерина была уже не в этом мире. А в 1961 году она упорхнет из этого мира навсегда.

Оцените статью
Калинин, Всесоюзный староста, обесчестил ее ученицу,совсем девочку. Гельцер запустила в него увесистой чугунной статуэткой и лишилась работы
Почему Нина Русланова не захотела встречаться с родственниками, которых очень долго искала