«Когда ушла слава, дети обобрали ее до нитки и отправили психиатрическую клинику». Вия Артмане: жизнь с нелюбимым мужем и тайная любовь

Артур влетел в палату к жене с твердым намерением устроить скандал.

— Ты что, меня за идиота держишь? – шумел не обращая внимания на медсестер, которые вбежали следом за ним.

— Дорогой, не шуми, здесь роддом, а не театр!… Мы дома обсудим сложившееся положение, — Вия попыталась урезонить разъяренного супруга.

— Сложившееся положение?! Девочка не похожа на меня ни капли! Как ты это объяснишь? – Артур уже не просто кричал, он истошно орал, чем переполошил всю больницу…

«Пастушье детство»

Алида-Вия родилась в Латвии, в маленьком селении под названием Кайве. Родители девочки были батраками, что было сродни приговора. Да, в капиталистической Латвии она и мечтать не смела о том, чтобы стать кем-то значимым.

Её детство походило на какую-то смесь жуткого реализма и готической сказки: отец погиб, когда до её рождения оставалось четыре месяца, а мама, просто чтобы не оставаться совсем без средств к существованию, вышла замуж за человека, который жил под постоянным воздействием спиртного…

— Где вы, две мерзкие гадины, — кричал изрядно выпивший мужчина, мечась по дому, — выходите. Если найду сам – вам не поздоровится.

Вия и мама воинственных угроз не слышали. Узнав от соседей, что «муж» уже изрядно принял на грудь и собирается «строить сладкую жизнь» ей и дочке, мать, прихватив дитя, отправилась к подруге на другой конец села. Прятаться от пьяного сожителя по всем знакомым давно стало их образом жизни.

В условиях постоянных скитаний и «пряток» найти хорошую работу было проблематично. Девочка, как могла, помогала матери. В 10 лет Алида-Вия уже пасла стада, принадлежавшие зажиточным крестьянам…

Тогда-то маленькая Вия увидела странное для себя явление. Одна крестьянская семья, желая развлечь многочисленных ребятишек, прямо в сарае обустроили театр.

Детвора в свободное время не носилась по оврагам и полям, а собиралась в этом сарае и ставила самые настоящие постановки. Да, ради такого на многие неудобства можно было закрыть глаза.

Там-то Вия впервые вышла на «сцену», твердо решив, что когда-нибудь будет стоять на настоящих подмостках, а из зала на нее будут смотреть сотни восхищенных глаз.

В 15 лет Вия переезжает в Ригу, чтобы получить образование. К тому времени, насмотревшись на существующую в мире несправедливость, девочка уже отказалась от мечты стать актрисой. Теперь она твердо хотела быть юристом, чтобы защищать слабых и обездоленных. Она думала, что юристы именно этим и занимаются…

Но всего один поход в театр расставил все на свои места. Окончательно влюбившись в сцену, она сначала закончила школу, а затем поступила в школу-студию при театре им. Райниса. Именно этому театру актриса после отдаст более сорока лет своей сценической жизни.

Он – гений

В театре на тогда ещё скромную и застенчивую девушку сразу же обратил внимание Артур Димитерс, одна из главных звёзд театра. Он был типичным представителем рижской богемы тех лет: не знал отбоя от поклонниц, слыл ловеласом, но при этом воспитывал сына и был женат на художнице Джемме Скулма.

Недолго посидев на второстепенных ролях, Алида-Вия вскоре стала получать ведущие роли из классического репертуара: Ибсен, Шоу, Шекспир. Свое имя для звучности она сократила, оставив только вторую часть – Вия. В театре же ее быстро окрестили фиалкой

Димитерс, несмотря на семейный статус, по «фиалке» сходил с ума: писал любовные письма, поджидал у входа в театр и провожал актрису домой…

– Наши отношения начались не с любви. Скорее, я просто испытывала огромное уважение к Артуру, как к актёру… Он стал для меня кем-то вроде Станиславского: мы могли часами разбирать пьесы, иногда – ночи напролёт… – признавалась Вия позже.

Имел место и своего рода шантаж: Димитерс косвенно намекал Вие, что получение хороших ролей завязано на нем, а значит, актриса просто обязана быть с ним…

«Кошмарный брак»

Впрочем, дружеские чувства девушки вскоре переросли в любовь, и Вия приняла предложение Димитерса выйти за него замуж. С супругой актер быстро оформил развод.

Вот только ожидаемой сказки не случилось. Получив актрису, Димитерс даже не собирался строить счастливую семью. Да, он развёлся и сочетался браком с Артмане, но на этом посчитал дело сделанным.

— Ты опять днем куда-то ходила. Где ты была? – муж кричал так, что соседи за стеной притихли, прислушиваясь к намечающемуся скандалу в звездном семействе.

— Артур, я не понимаю, что происходит? Я была в ателье, после мы с Анной выпили по чашечке кофе, — Вия действительно не понимала причину ярости супруга.

— У тебя любовник! – уже почти визжал Артур, – я знаю, мне все рассказали. Ты не с Анной кофе пила, ты была у него…

Артур ревновал ко всем: к партнерам по театру, к зрителям, к соседям. Из квартиры актеров постоянно доносились шум и крики. Соседи, пугаясь за жизнь молоденькой Вии, частенько вмешивались в ход событий.

Как часто бывает в таких случаях, Вия искренне надеялась, что муж изменится после рождения ребёнка. В 1957 году у пары родился сын Каспар, но ситуация в семье только ухудшилась.

«Республиканская звезда» не хотел пальцем о палец ударить ради семьи. Он упивался своими ролями, театром, богемной жизнью, а вот домашние дела и хлопоты были совершенно не про него. Более того, Димитерс их попросту презирал.

Артмане успевала везде: и бегать на репетиции, и выступать, и следить за порядком в доме, и готовить обед. Всё это – с ребёнком на руках. А вечером муж настаивал на внимании к собственной персоне, говорил только о работе, так могло продолжаться до глубокой ночи…

Настоящая любовь

В 1958 году Вия Артмане получила главную роль в фильме «Чужая в посёлке». Сыну был всего годик. Её заметили кинорежиссёры, но настоящий успех задержался ещё на пять лет.

Он пришёл после выхода военной мелодрамы «Родная кровь», а вместе с ним в жизнь актрисы пришла и настоящая любовь: не сковывающая по рукам и ногам зависимостью и уважением, а всепоглощающая страсть, неотвратимая, приносящая одновременно и боль, и наслаждение…

Евгений Матвеев и Вия Артмане играли в фильме влюбленную пару. Органичным это всё выглядело не только потому, что они были великолепными актёрами, но и потому, что между ними действительно возникло подлинное чувство.

О романе говорили все, кому не лень. Зрителям всегда хочется, чтобы любовная пара в кино оказывалась таковой и в жизни. Иначе, зачем это всё? Красивая история должна тянуться вечно. Слухи ползли и в актёрской среде, а после рождения дочери Кристианы, похожей на Матвеева, ни у кого не оставалось никаких сомнений…

Сомнений не было и у Артура Димитерса. Он устроил самый настоящий скандал, который едва удалось замять: супруги договорились сохранить всё в тайне, Артур официально признал Кристиану своей дочерью…

Что касается любви между Вией и Евгением, то они вынуждены были оставить все, как было ради собственного благополучия и спокойствия.

Продолжение карьеры

Восхождение Артмане на творческий Олимп продолжалось. Она великолепно сыграла в своём следующем фильме «Никто не хотел умирать», где её партнёром выступил Донатас Банионис. Роли следовали одна за другой, а в 1969 году Вия Артмане получила звание народной артистки СССР.

В 70-е годы наибольший успех принесли съёмки в экранизации Сомерсета Моэма «Театр» и роль Екатерины Второй в исторической драме «Емельян Пугачёв».

Постепенно Артур Димитерс всё больше уходил в тень на фоне славы супруги. Его некогда бешеный успех среди поклонниц сходил на нет. Всё-таки возраст давал о себе знать. Зато карьера Вии шла в гору, и конца этому не было видно.

Постепенно Артур, уставший от того, что теперь уже про него говорили, как о приложении к жене, стал выпивать. Он умер в 1986 году.

Закат…

Карьера и личная жизнь Артмане, к сожалению, оказалась под влиянием политических событий.

После выхода прибалтийских республик из состава СССР неизбежно последовала реакция и в начале 90-х годов Вию вдруг… попросили оставить свой собственный дом.

– Я не собиралась сдаваться… Конечно, мне предлагали переехать в Москву, но ведь тут (в Риге – прим. автора) был мой собственный дом. Говорили про каких-то там настоящих владельцев… Это было совершенно скотское поведение по отношению ко мне, как к латвийской актрисе… – комментировала происходящее Вия.

Реальность была удручающей. Вия по происхождению была батрачкой и новое правительство не забыло об этом. По всем понятиям Латвии потомок батраков не мог жить в богатом доме.

Из квартиры Артмане всё-таки выгнали. Сын Каспар выступил с гневной статьёй, после которой Вие выделили новую квартиру, но жильё нуждалось в ремонте. В конце концов, Артмане продала квартиру и перебралась в летний домик в одном из латвийских сёл. Её «пастушья эпопея» так и не завершилась никогда…

Печальная участь

Жизнь в посёлке Мурьяни была наполнена заботами, с которыми организм актрисы уже не мог справиться в силу возраста. Она сильно страдала из-за болезни ног, а в последствие пережила инфаркт и инсульт…

Последние свои дни она доживала в психиатрической лечебнице. Она настоятельно просила, чтобы ее дочери рассказали, кто же был ее настоящим отцом.

Кстати, причиной попадания в психиатрическую лечебницу была не болезнь, а банальное нежелание детей взять на себя заботу о матери. В клинике было что-то на подобии пансионата для пожилых людей…

Да, пока Вия была известной и состоятельной, она нужна была своим детям, они готовы были сражаться за ее недвижимость, наследие. Но как только она превратилась в немощную старуху, от нее избавились. Вот такая она, дочерняя и сыновья любовь…

Оцените статью
«Когда ушла слава, дети обобрали ее до нитки и отправили психиатрическую клинику». Вия Артмане: жизнь с нелюбимым мужем и тайная любовь
Водаабе: народ, где жена может уйти к другому, но обязана оставить детей мужу и возместить ему все расходы, понесённые им при женитьбе