Крепостные бабы прятались по избам, а жена трепетала. Причуды помещика Каменского

В Москве на Смоленском бульваре стоит старый, требующий реставрации дом. Бывшая усадьба графа Каменского, чья фамилия была хорошо известна еще со времен Екатерины Великой.

Сам дом не представляет особого интереса, привидений там не наблюдалось, а вот фигура одного из первого богачей России, фельдмаршала, достаточно интересна. Императрица считала его сумасшедшим и изо всех сил старалась держать подальше от своей персоны, а также от командования армией.

По свидетельствам очевидцев тех лет, это был действительно страшный человек, при имени которого трепетали не только крепостные, но и все, кто был лично с ним знаком. Что же такого страшного было в этом графе?

Из армии он прямиком отправлялся к возлюбленной

Императрица, хоть и позволила графу Каменскому дослужиться до фельдмаршала, страшно его не любила. Она считала этого человека опасным для армии и всячески ограждала его от командования. Но не всегда это удавалось.

Каменский действительно слыл не слишком порядочным человеком, но он был умен и красив. Многое ему за это прощалось. На слишком многое закрывались глаза. А закрывать было на что, поскольку граф был невероятно жесток не только с солдатами, дворней, но и с родными.

Своих троих сыновей, из которых один был прижит с крепостной, он сек даже после того, как они получили генеральские чины.

С врагами тоже не церемонился, причем, действовал так, что «впечатлял» даже своих союзников. Однажды по приказу графа был вырезан целый турецкий городок. Не пощадили ни женщин, ни малолетних детей. Так Каменский мстил туркам за личные неудачи.

С крепостными обращался не лучше. Мог высечь, отправить в Сибирь. Все в его усадьбе трепетали. Именно поэтому, когда граф стал захаживать к крепостной, его жена не возражала. Каково было бедной женщине жить с таким человеком, неизвестно.

Но наверняка не сладко. А сделать она ничего не могла, поскольку разводов в те времена было не предусмотрено.

Каменский был крайне экстравагантен, он носил голубые куртки на меху, к ним подбирал желтые панталоны от мундира, волосы связывал в пучок. В доме вечно крутились всевозможные карлики и карлицы, представительницы малых народов.

Он любил театр и часто по его воле ставили Вольтера и Мариво. Любимой зверушкой его был большой попугай. Вся Москва знала, что этот попугай любит распевать похабного содержания песни вместе с дворовыми девками.

Каменского страшно боялись. Покарать его никто не смел. Но отдал он Богу душу все же не сам. Та самая крепостная организовала против него целый заговор. Она воспользовалась помощью своего кавалера, служителя закона.

Тот нашел среди крепостных человека, который люто ненавидел графа (было за что, по вине его погиб родной брат этого человека) и уговорил его совершить злодеяние.

Чтобы все прошло гладко, крепостная сообщила о месте нахождения графа заранее. Он был постоянно окружен охраной дома, держал бойцовских собак. Но в путешествие взять охрану не мог. Убийца проследил за ним, запрыгнул к нему в карету и ударил топором.

Граф погиб на месте. Преступника, правда, поймали, Он получил 99 ударов плетьми.

Наследники сумасшедшего

После оьпевания графа имущество досталось старшему сыну Сергею. Он пошел в папеньку, был до мозга костей армейским человеком, любил пороть людей, любил театр. Все доставшиеся ему по наследству средства тратил на содержание крепостного театра.

Даже лично сидел на кассе. Актрисы, игравшие в нем, правда, были не в восторге, поскольку если они плохо играли, то доставалось им под первое число.

Перепадало и официальной фаворитке молодого графа. По слухам она должна была сидеть в театре позади него. На шее у нее висел портрет с изображением графа.

Если она в чем-то, по его мнению, была виновата, то портрет перевешивался таким образом, чтобы всем был виден только затылок графа, нарисованный на оборотной стороне картины. Ее заставляли в таком случае стоять на коленях не меньше суток и отбивать поклоны. Кормить, естественно, никто ее не собирался.

Отошел на тот свет граф ничуть не лучше отца. Тот, правда, был богат, а вот его старший сын до того поистратился, что родственникам не было за что его хоронить.

Не лучшей была судьба и у среднего сына. Он подавал большие надежды, но совершил незначительный проступок по службе и был сослан куда-то в глубинку. Там он утонул. Больше о нем ничего неизвестно.

А вот младший сын, которого звали Николаем, был и умным, и добрым, и очень трудолюбивым. Он быстро продвигался по службе и мог составить хорошую партию для любой девушки. Но влюбился в неподходящую. Его мать решила избавиться от нее и выдала ее замуж.

Несчастный долго страдал, но спустя некоторое время отошел и все же решил жениться на той, кого ему прочили в невесты. Ею была, если не первая красавица столицы, но девушка умная, образованная и безмерно богатая.

К несчастью, богатство и сыграло злую шутку. К ней сваталось так много женихов именно из-за богатства, что она уже никому не верила. Потому, когда Николай посватался к ней, она отказала, о чем жалела всю оставшуюся жизнь.

Еще не успевший отойти от предыдущего разочарования в любви, впечатлительный молодой человек, сошел с ума и вскоре почил.

В Москве утвердилось мнение о том, что над Каменскими довлеет проклятие. И прокляли их очень давно, еще при Петре I, вот и не везло им ни в карьере, ни в любви. Говорили также и о том, что у младшего из Каменский был шанс все изменить.

После отказа невесты он перед своим экипажем встретил юродивого, который дал ему платок на счастье.

Этому подарку граф значения не придал, а платок передал своему адъютанту. Имя этого адъютанта – Арсений Закревский и он стал министром внутренних дел, а позже и генерал-губернатором Москвы.

Родные, вспоминавшие этот случай, считали, что Николай таким образом отдал свое счастье другому, так и не сумев избежать рока, который погубил его отца и брата.

Каменских уже нет, а дом стоит и простоит наверняка еще немало.

Оцените статью
Крепостные бабы прятались по избам, а жена трепетала. Причуды помещика Каменского
История из жизни немецкого актёра Отто Мелиса, сыгравшего роль Хельмута в фильме «Семнадцать мгновений весны»