«Люби меня, а не Лилю Брик», — молила она

Кровать, наконец, перестала скрипеть. Володя поднялся, взял с окошка сигарету, закурил, глядя в окно на мокрые улицы Парижа. То, что этот огромный, талантливый, красивый мужчина рассказал Тане двадцать минут назад, все еще жгло ее сердце.

Со слезами на глазах, Таня обратилась к возлюбленному:

— Володя, неужели она… Неужели эта страшная женщина закрывалась от вас с мужем на кухне, а вы скреблись в дверь, просились к ним?

Маяковский курил, его сильные плечи дрожали.

Родители Танечки развелись в 1915 году, когда девочке исполнилось девять лет. Папенька, инженер и архитектор Алексей Евгеньевич Яковлев, тут же исполнил свою давнюю мечту — эмигрировал в Америку. Маменька, Любовь Николаевна Яковлева, урожденная Аистова, повторно вышла замуж — ее избранником стал миллионщик, владелец фармацевтических фабрик.

Благодаря деньгам отчима, семья жила в роскоши, но совсем недолго. Пришедшие к власти в 1917 году большевики экспроприировали имущество фабриканта, в том числе, его многочисленную недвижимость. Семья стала в буквальном смысле голодать.

Отчим Тани не выдержал удара судьбы: у пожилого мужчины обострилась старая болезнь, чахотка. Лечить бывшего фабриканта было некому, кормить — тоже. В результате разорившийся миллионщик скончался, оставив жену и падчерицу без гроша в кармане.

Любовь Николаевна, привыкшая к благополучной и обеспеченной жизни, находилась в прострации, и ответственность за семью пришлось взять на себя Тане.

В 1921 году 15-летняя девушка читала стихи красноармейцам на улице, за что те давали ей то немного денег, то что-то из продуктов. Находились и такие молодцы, что предлагали барышне заработать больше, отойдя с товарищем в укромное место, однако, Таня всегда умудрялась выскользнуть и убежать.

В 1922 году у Тани обнаружилась та же болезнь, что и у ее покойного отчима. Следующие три года были мучительными и для Татьяны, и для ее матери. Барышня несколько раз была на грани жизни и смерти.

Любовь Николаевна в отчаянии умоляла свою родню помочь. Помощь пришла в 1925 году, причем, из-за границы. Дядя Татьяны, русский эмигрант из рода Яковлевых, помог племяннице и ее матери переправиться сначала в Финляндию, а затем — во Францию.

В Париже Татьяна довольно быстро пошла на поправку, и вскоре позабыла, что такое чахотка. В 1926 году 20-летняя эмигрантка устроилась в шляпную мастерскую помощницей модистки, но очень скоро переквалифицировалась в манекенщицы.

Мало-помалу жизнь наладилась. Татьяна стала бывать на эмигрантских вечеринках, где, благодаря поразительной внешности, всегда находилась в центре внимания.

У Яковлевой появились не только поклонники-мужчины, но и много подруг. Одной из самых близких стала Эльза Триоле, младшая сестра «музы русского авангарда» Лили Брик.

Эльза эмигрировала во Францию еще в 1918 году, и успела стать на чужбине довольно успешной писательницей.

О Татьяне Яковлевой сестра Лили Брик отзывалась следующим образом:

«В ней была молодая удаль, бьющая через край жизнеутвержденность, разговаривала она захлёбываясь, плавала, играла в теннис, вела счет поклонникам».

Именно Эльза Триоле познакомила Татьяну с мужчиной, благодаря которому имя красавицы-эмигрантки осталось в веках.

Случилось это осенью 1928 года. Во Францию из Советской России прибыл 35-летний знаменитый поэт Владимир Маяковский. Татьяна благодаря Эльзе прекрасно знала, что Владимир до безумия влюблен в Лилю Брик, и готов сделать ради нее все.

Собственно, в Париж Маяковский заглянул не просто так, а чтобы приобрести «Её Лиличеству» новенький автомобиль «Рено». Брик просто захотела иметь машину, и Владимир тут же вызвался ее подарить.

В Париже Маяковский случайно встретил нью-йоркскую знакомую, которая сообщила поэту, что в Ницце в данный момент отдыхает Элли Джонс (Елизавета Зиберт) — американка русского происхождения, с которой у Владимира был роман.

Элли прибыла в Ниццу с двухлетней дочерью Патрицией, отцом которой был Маяковский.

Поэт решил, что ему необходимо увидеть дочь, и отправился в Ниццу. Отправился не один, а в компании двух, как он говорил, «знакомиц» — молодых русских эмигранток, отлично владевших французским языком.

«Знакомицы» были нужны поэту, чтобы скрыть от Лили Брик, получавшей всю информацию о передвижениях Маяковского от сестры Эльзы, истинную цель поездки в Ниццу.

Элли Джонс была поражена, что бывший возлюбленный прибыл в компании двух красавиц. Маяковский на недоуменный вопрос Элли ответил, что «просто не хотел ее смущать».

Впрочем, Элли-Елизавета была невероятно счастлива увидеть Владимира. Встреча, кстати сказать, состоялась в номере Маяковского. Начался сильный дождь, и поэт предложил Элли остаться. Та согласилась. Владимир попросил «знакомиц» удалиться, что те и сделали.

Оставшись одни, Маяковский и Джонс проговорили до утра, затем уснули. Как позднее вспоминала Элли, близости между ней и Владимиром так и не случилось: молодая женщина понимала, что отношения закончены.

25 октября Маяковский вернулся из Ниццы в Париж, откуда сразу же написал Элли письмо. Очевидно, поэт, изнуренный потребительским отношением и равнодушием Лили Брик, находился в смятенном состоянии духа, ему хотелось любви, хотелось женской ласки.

Элли ответила на письмо, и казалось, что пара может воссоединиться. Однако этого не случилось. В тот же день, когда Маяковский бросил в почтовый ящик послание для матери своей дочери Патриции, он встретил Татьяну Яковлеву.

Встречу подстроила Эльза Триоле, вероятнее всего, по поручению Лили. «Ее Лиличество» обеспокоилась, что Владимир может вернуться к Элли и дочери, после чего Брик пришлось бы попрощаться с дорогими подарками вроде автомобиля «Рено».

План сестер был прост: Владимир закрутит небольшой «романчик» с красавицей-манекенщицей, а тем временем Элли Джонс уедет обратно в США.

Эльза Триоле провела весьма сложную и хитроумную комбинацию. Сестра Лили Брик знала, что Татьяна Яковлева прихворнула — бронхит. 25 октября Эльза убедила свою подругу Надежду, русскую жену доктора Сержа Симона, позвонить Татьяне и немедленно пригласить ее на прием.

Между тем, притворившись больной, Эльза попросила Маяковского сопроводить ее к доктору Симону.

В доме врача Владимир и Татьяна и увидели друг друга в первый раз.

Эльза и Лиля были убеждены, что роман Маяковского с манекенщицей будет коротким. Дело в том, что Триоле по поручению Брик неоднократно находила для Маяковского девушек за границей. Все эти отношения заканчивались быстро, и статусу Лили как «единственной музы Маяковского», вовсю пользовавшейся его кошельком, ничто не угрожало.

Однако с Яковлевой все сложилось иначе. Маяковский был потрясен красотой Татьяны. Для Яковлевой встреча также стала потрясением:

«Войдя к Сержу Симону в гостиную, я увидела хозяина, Эльзу Триоле и высокого, большого господина, одетого с исключительной элегантностью в добротный костюм, хорошие ботинки и с несколько скучающим видом сидящего в кресле.

При моём появлении он сразу устремил на меня внимательные серьёзные глаза. Его короткий бобрик и крупные черты красивого лица я узнала сразу — это был Маяковский».

У Татьяны, в отличие от притворщицы-Эльзы, был бронхит. Молодая женщина кашляла, смущенно прикрывая рот платком.

Маяковский боялся заразы как огня, но на этот раз даже не подумал поберечься. Напротив, поэт вызвался проводить Татьяну домой, на улице остановил такси.

В машине было холодно, легко одетая Татьяна дрожала. Заметив это, Владимир снял с себя теплое пальто и укрыл ноги красавицы. Этот момент стал переломным для Яковлевой:

«С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможно».

На следующий день Маяковский повел Татьяну в ресторан, после чего они стали встречаться каждый день. Стремительно развивавшийся роман так захватил Владимира, что он даже перестал писать своей обожаемой Лилечке — небывалый случай!

Лишь через две недели Маяковский «отбил» Лиле телеграмму, в которой сообщил, что автомобиль «Рено» куплен.

Машину поэту помогала выбирать Татьяна, но этого Владимир своей «музе» сообщать не стал.

Русские эмигранты, встречавшие Владимира и Татьяну в Париже, как один сходились во мнении — эти люди идеально подходят друг другу. Например, знакомый Маяковского, писатель Янгфельдт Бенгт рассказывал:

«Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюблённого. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом».

Владимир, как и в случае со всеми другими его возлюбленными, не удержался и рассказал Татьяне о своей больной любви к Лиле Брик. Со свойственной ему искренностью, Маяковский рассказал, как однажды Лиля и Осип заперлись на кухне, а он скребся в дверь, плакал, просил пустить его, дать и ему немного любви.

Татьяна была поражена. Гениальный поэт, красавец-мужчина, — играл в отношениях с Лилей роль извечного слуги, верного раба, мальчика на побегушках. Яковлева пару раз мельком видела Лилю, и не считала ее красавицей.

«Люби меня, а не Лилю Брик», — молила Татьяна, но Владимир никак не мог забыть свою «единственную музу».

В декабре 1928 года виза, выданная Маяковскому французами, перестала действовать. Поэту пришлось уехать.

Владимир вернулся в Москву, подарил «Ее Лиличеству» новый автомобиль, но счастлив поэт не был. Маяковский понял, что Татьяна ему намного дороже, чем он себе представлял.

Лиля тоже это поняла и использовала испытанное средство — познакомила Владимира с молодой актрисой Вероникой Полонской.

Поэту Вероника понравилась, но он продолжал тосковать и по Татьяне. В начале 1929 года Маяковский начал оформление французской визы, но процесс затянулся из-за вмешательства Лили Брик.

Владимир увидел Татьяну лишь весной 1929 года. Встреча была теплой, но короткой: Маяковскому пришлось вернуться в Москву. Владимир звал Татьяну в Россию, но та наотрез отказалась.

К осени 1929 года Татьяна поняла, что отношения с Маяковским не имеют будущего: во-первых, поэт обожал Лилю Брик, во-вторых, из-за дальности расстояний влюбленные не могли видеться.

В ноябре Лиля Брик сообщила Владимиру страшную весть:

«Нет никаких сомнений в том, что на днях Татьяна Яковлева выйдет замуж за виконта дю Плесси». Каково?!».

Брик не ошиблась. В начале декабря 1929 года Татьяна вышла замуж за французского дипломата виконта Бертрана дю Плесси.

Маяковский был шокирован.

В апреле 1930 года Татьяна Яковлева узнала, что Владимир застрелился. Доподлинно неизвестно, что именно подтолкнуло поэта к роковому шагу, но одно очевидно: крах отношений с Татьяной внес в «чашу потерь» Маяковского огромный и, возможно, решительный вклад.

«В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину», — Наталья Брюханенко, одна из возлюбленных Маяковского.

Татьяна не могла не испытывать вины из-за смерти Маяковского. У молодой женщины началась депрессия, она стала часто ссориться с мужем. В 1933 году, через четыре года после свадьбы, Яковлева и виконт дю Плесси разъехались, но разводиться не стали. Сохранить отношения не помогло даже наличие у пары 3-летней дочери Франсины.

В 1940 году виконт де Плесси скончался, и Татьяна вышла замуж за эмигранта из Киева, художника и журналиста Александра (Алекса) Либермана.

С Либерманом Татьяна эмигрировала в Нью-Йорк. В штатах Александр стал главным редактором модного журнала «Conde Nast Publications». Татьяна занималась домом, помогала дочери Франсине с ее детьми, писала мемуары.

Умерла Татьяна Алексеевна в апреле 1991 года в возрасте 85 лет. Свой архив, в том числе, переписку с великим поэтом, Яковлева завещала дочери Франсине.

Так сложилась судьба женщины, которая была ближе всех к тому, чтобы вырвать Маяковского из когтей «Ее Лиличества». Но и у Татьяны Яковлевой не получилось этого сделать…

Оцените статью
«Люби меня, а не Лилю Брик», — молила она
Почему Юрия Шерстнева называли монстром с экрана и куда исчез актер в начале нулевых