Мадам Тюссо. Могла сложить голову на гильотине, но ей повезло

Мария Тюссо прожила поразительную жизнь, выбившись из «грязи в князи», рухнувшая с высоты, обреченная на смерть и снова возродившаяся, словно птица Феникс. И это не говоря об ее удивительном таланте — она смогла оживить культовых исторических персонажей.

Как все начиналось

Она появилась на свет в декабре 1761 года под именем Мари Гросгольц. Ее отец был солдатом, погибшим за пару месяцев до рождения дочери. Девочку воспитала мать (Анна-Мария Вальтер). Родительница вместе с Марией и другими детьми переехала в Швейцарию. В городок Берн. Там она устроилась экономкой к скульптору Филиппу Вильгельму Куртиусу.

Маленькая Мария частенько наблюдала, как Куртиус создает из воска человеческие головы, бюсты, фигуры. Он, видя интерес девочки, обучил ее азам лепки, а потом она стала постигать искусство создания восковых скульптур.

Когда Куртиус переехал в Париж Анна-Мария (к тому времени ставшая его супругой) с детьми последовала за ним. Имеется даже предположение, будто Мария была внебрачной дочерью Куртиуса, но подтвердить такое уже не представляется возможным.

У Марии был явный талант. Она придавала вылепленным фигурам поразительное сходство с позировавшими. Одной из ее первых моделью стал сам Вольтер. Слава о талантливой молодой скульпторше начала греметь на всю Францию. Помимо Вольтера Мария создала скульптуры Жан-Жака Руссо и Бенжамина Франклина.

Сестра короля Франции Людовика XVI Елизавета стала брать уроки у Марии. Девушка смогла подружиться с королевской семьей. Это был ее взлет, обернувшийся смертельной опасностью. Когда революционеры захватили страну и королевская семья была арестована, королевского скульптора тоже схватили и бросили за решетку.

У Марии был один путь — на гильотину. Но неожиданно судьба перед ней приоткрыла другую дверцу…

Чем все завершилось

Марию обвиняли в том, что представительница буржуазного режима и что сочувствует ему. Что-то объяснять и доказывать новым властителям Франции было бесполезно, оставалось лишь ждать, когда двери суда распахнуться перед ней и будет вынесен зловещий приговор. И тут не было бы счастья, да несчастье помогло.

Король и королева были казнены. Революционеры пришли к мысли, что неплохо бы вылепить посмертные слепки с голов казнённых. Вспомнили про заточенного скульптора и предложили ей сделать маски с Марии-Антуанетты и Людовика XVI. Естественно, она была вынуждена согласиться, так как отказ был чреват тем, что срок казни приблизится.

Ниже посмертная маска Марии-Антуанетты. Такие нежные и мягкие черты лица, она кажется умиротворенной…

Марию стали постоянно приглашать, чтобы она делала посмертные маски казненных, перед тем, как их тела будут закопаны. Ее работы очень ценились, так как имеющиеся портреты художников могли искажать действительность, приукрашивая или не донося увиденное, а вот слепки страховали от обмана.

После того, как был казнен Робеспьер, Марии дали указание сделать его посмертную маску.

Мария вспоминала о своей работе над посмертными масками:

Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива

В 1794 году Мария получила свободу, а спустя год вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. У них родилось двое сыновей. Но семейная жизнь не задалась, так как супруг был азартным человеком. Он проигрывал деньги, которые зарабатывала жена и считал, что это в порядке вещей. Когда Француа начал злоупотреблять алкоголем, Мария перестала надеяться на его исправление и оставила мужа.

Мадам Тюссо вместе со старшим сыном уехала в Великобританию. Вернуться назад она уже не смогла. Младший сын присоединился к ней позднее. На новом местожительстве она пополняла свою коллекцию фигур восковыми фигурами английских аристократов, политиков и известных лиц.

Когда Мадам Тюссо исполнилось 74 года, она открыла свой музей. Сперва были просто выставки, оказавшиеся шагом к созданию главного детища ее жизни.

Эта великая женщина скончалась в 1850 году. На момент смерти ей было 89 лет. Можно сказать, что она ушла вовремя, так как ее искусство начало вытесняться фотографией.

Оцените статью