Махно — оболганный в кинематографе и неоднозначный в жизни. Необычная история легендарного Нестора Ивановича

Термин «Анархия» почти всегда подается под негативным соусом – «Вы, что хотите анархию?». И ответ по умолчанию подразумевается: конечно нет, упаси бог. Но если бы такой вопрос был задан в правильное время, в правильном месте, правильным людям – то положительный, даже восторженный отклик удивил бы многих вопрошающих.

Одним из таких людей, безусловно, являлся легендарный Нестор Иванович Махно.

Как только не пытались «пройтись» по нему беспощадным катком пропаганды, как только его не показывали в кино, учебниках истории и литературе. Но память народная нет-нет, да и вспыхивала яркими подробностями воспоминаний тогда еще живых свидетелей легендарных событий. Передавая от деда ко внуку легенду о щедром, но беспощадном «батьке».

Итак, чем же «потчевали» благодарного зрителя / читателя под соусом анархического беспорядка?

Обычно в фильмах советского периода Махно изображали эдаким страшным «низкоросликом», со злобными глазами и резковатыми движениями.

Гениальный актер Борис Чирков, например, создал великолепный яркий образ, но при всем уважении к актерскому мастерству – персонаж в фильме выглядит чересчур гротескно и нарочито отрицательно (что, собственно, и ожидалось от фильма на данную тематику в то время). При этом периодически фильм якорит зрителя на образе жадного до денег человека.

События, описываемые в фильме, происходят в 1918 году, в то время настоящему батьке Махно было 30 лет и выглядел он так:

На фото настоящего Нестора мы видим достаточно симпатичного молодого человека с открытым смелым взглядом, подтянутого, опрятного и нетипичной для тех лет прической (полевые командиры, как и простые солдаты предпочитали сбривать с головы побольше волос).

В фильме же перед нами – потрепанный судьбой человек ближе к 50 годам, отталкивающей внешности и такими же повадками.

Внешность бывает обманчивой, все понятно, но от простого зрителя помимо внешних данных скрывались истинные намерения и планы легендарного «атамана». За нагромождением штампов прятались цели, продвигаемые революционной повстанческой армией Нестора Махно.

Нестор Иванович стремился создать анархическую крестьянскую республику основной политической системой в которой были бы беспартийные Советы. Это, конечно, не очень понравилось большевикам, хоть формально они и «плыли» примерно одним курсом. «Партийные Советы» сделали все, чтобы не допустить существования такой альтернативы.

Махно считал, что «государство» не должно быть большим, чтобы сильно не отдаляться от народа, а город должен работать на нужды села.

На территории образовавшегося вольного сообщества (на пике обладавшего населением около 7 млн человек, а по территории превышавшего современную Данию или Нидерланды):

  • Не могли действовать продотряды «красных», забиравшие продовольствие у крестьян.
  • У населения была неограниченная свобода владения оружием.
  • Не было налогов.
  • Командиры вооруженных формирований были выборные.
  • Служба в войске была абсолютно добровольной.
  • При этом практиковалось заключение договоров.
  • Велась просветительская и учебная работа. В анархической стране существовала так называемая «свободная школа», отделенная от влияния «государства», учебную программу в которой совместно составляли учителя, ученики и родители.
  • Проводилась перепись населения.
  • На территории не было тюрем. Нестор Иванович считал, что лишение свободы – есть самое страшное, что может случиться с человеком. И провинившегося следовало или простить, или расстрелять, но ни в коем случае не держать взаперти.
  • Нуждающимся раздавали «деньги» (анархисты использовали свою «валюту» — поверх любой существующей тогда купюры ставилась печать с каким-нибудь достаточно юмористическим анархическим посылом), но только в необходимом для комфортного существования человека размере.

  • На подконтрольной территории пресекались и жестоко карались так называемые «еврейские погромы». Из всех участников событий гражданской войны, махновцы были наиболее корректны по отношению к еврейским диаспорам. Нестор Иванович сурово карал попадавшихся на этой провинности.
    Кстати, впоследствии, похороны батьки были оплачены американскими евреями анархистами — Александром Беркманом и Эммой Голдман.

Это, конечно же далеко не все, но тем не менее достаточно для отображения контуров, проповедуемых анархистами идей.

Конечно анархисты в целом и Нестор Иванович в частности, не были ангелами. Скор был атаман на расправу и вспыльчив нравом. Даже по воспоминаниям сподвижников дошло много свидетельств о его личном участии в наказании провинившегося или, например, уничтожении атамана Григорьева, прибывшего на переговоры.

Момент с каруселью, например, очень запомнился многим зрителям. В то время, как по сохранившемуся свидетельству очевидцы захвата Екатеринославля (нынешний город Днепр):

«За время пребывания войска махновцев в Екатеринославле, не было ни одного случая насилия. Только по согласию. Женщины боялись отказывать. Тех, которые ходили к махновцам «утешиться», местные жители называли «махновками». Мол, смотри, Маша-махновка идет.»

Поначалу, «красные» обещали после общей победы признать автономность образовавшегося «государства», но использовав поддержку армии Махно, со временем слова не сдержали.

Крестьяне, когда-то поддерживавшие Нестора Ивановича, поверили в Новую Экономическую Политику, обещанную новой властью. Декларируемый отказ от военного коммунизма и продразверстки, коммун, обещание предоставить возможность свободного труда на своей земле, подвигли крестьян, уставших от многолетней непрекращающейся войны, сдать оружие и вернуться на свои хутора.

А сам Нестор Иванович, тяжело раненный, чудом смог вырваться из окружения и прорваться в Румынию в 1921 году.

И практически сразу же на экранах тогда еще немого кино замелькали странные образы легендарного командира, созданные пропагандой тех лет. Образ Махно подавался нарочито карикатурно и злобно.

В образе, созданном Владимиром Кучеренко, Нестор Иванович предстает перед зрителем какой-то странной смесью пожилого жестокого интеллигента, конечно же не умеющего распознать гениальные планы противника, но при этом непонятно, тогда как оказавшегося атаманом у странных «казаков».

В исполнении Владимира Сутырина, «батько» – что-то среднее между клоуном и рок звездой, который грозно морщит брови и при этом не может усидеть в кресле-качалке, карикатурно в нем переворачиваясь.

Но какие же факты о Махно тогдашний кинематограф предпочитал скрывать от своего зрителя?

Старательно скрывалось, что своим существованием большевики во многом обязаны тем самым уничтоженным ими анархистам и, лично Нестору Ивановичу.

Речь идет о наступлении Деникина в 1919 году на Москву.
Его успех, скорее всего стал бы бесславным концом правления «красных». Серьезно и долго противостоять такому мощному противнику большевики тогда еще не могли. Троцкий «на панике» требовал от Махно срочно присоединиться к красной армии и «стать на пути» Деникина.

В ответ на его истерику Махно отправил матерную телеграмму. Но тем не менее, тогда он большевиков спас. Армия Махно стала громить тылы белых, сильно ухудшив снабжение основной наступающей части армий Деникина.

Ситуация стала настолько серьезной, что часть наступающих войск были срочно отправлены в тылы для восстановления снабжения. Темп наступления сломался, инициатива была потеряна и «красные» смогли выстоять.

Воспоминания Бухарина о серьезности положения на тот момент:

«Ситуация была настолько критичной, что верхушка «красных» готовила документы и деньги для побега.»

В другой сложной для зарождающейся советской империи ситуации, именно бойцы анархисты под командованием одного из ближайших сподвижников Махно – Семена Каретника переправились через Сиваш и в тяжелых боях разгромив противника, обеспечили победу красной армии в битве за Крым.

А еще из уст новой власти никогда не звучало, что одного из братьев батьки – Григория — убили именно «красные».

Не любили они позже упоминать, что Владимир Антонов-Овсеенко лично вручал Нестору Махно 4-ый по счету в Советской Республике орден Красного Знамени.

Мало, кто знал, что тот самый «железный» Феликс Дзержинский не смог справиться с повстанцами Махно и от перенапряжения сил и нервов даже слег на лечение.

Не рассказывалось, что в Екатеринославе (совр. Днепр), захваченном Махно, был объявлен «революционный порядок». Были прекращены грабежи, разрешалась свободная торговля и мелкое предпринимательство.

Но все же, это был человек-легенда. И не так-то просто было с ним справиться, даже на полностью подконтрольном информационном поле. Зрители даже в отрицательном образе находили определенное сочувствие и понимание.

Чего только стоит песня в душевном исполнении персонажа Бориса Чиркова, которая запомнилась зрителю гораздо больше, чем сам фильм:

Надо отдать должное, со временем подача образа немного поменялась. И уже в многосерийном фильме «Хождении по мукам» 1977 г. (ремейке «Хмурого утра») перед зрителями предстает, уставший, не пьющий, в меру строгий, верный слову и, конечно же, вспыльчивый батька Махно.

Сюжет с каруселью и стрельбой по красавицам пропадает, а на флагах уже видны слоганы батьки про свободу.

Крича на пьяного подчиненного: «Пачкаешь идею – пачкаешь меня».

В ответ на цитату персонажа Зиновия Гердта о большевиках:
«Ты им нужен сегодня – целуются, не нужен – завтра поведут на веревке в ЧК», он отвечает, что дал слово и сдержит его.

Вообще от этого сериала возникало ощущение, что это профессор Мориарти, появился в степях Гуляй-Поля и стал батькой для крестьян повстанцев.

А как же отображают батьку в наше время

И, наверное, самый полюбившийся современному зрителю образ Нестора Ивановича в сериале «9 жизней Нестора Махно».

Нестор Иванович так сильно пугал своей решимостью в достижении анархических идей, что после изгнания и до конца жизни – карательные органы постоянно пытались ликвидировать его на чужбине.

Сам Нестор Махно давно ушел в мир иной, но его образ, идеи и память о нем до сих пор продолжают волновать современного зрителя и кинематограф, который, несомненно, еще предложит много трактовок давно минувших событий.

Оцените статью
Махно — оболганный в кинематографе и неоднозначный в жизни. Необычная история легендарного Нестора Ивановича
Памяти Глеба Панфилова: Известный режиссёр после смерти жены утратил интерес к жизни и пережил её всего на 7 месяцев