«Молился памятнику Маяковского». Почему советские интеллектуалы поклонялись неграмотному узбеку и загадка гибели Салеха из «Пиратов XX века»

В том холодном феврале советские люди не могли поверить трагической новости: легендарный Салех из «Пиратов XX века» трагически погиб, его жестоко убили. Что же случилось с актёром Талгатом Нигматулиным, обладавшим чёрным поясом по карате?

Перенесёмся в начало 1985 года. Закончилась долгая эпоха правления Леонида Ильича Брежнева, и прежняя стабильность поколебалась. Интеллигенция начинает увлекаться экстрасенсами, мистикой, восточной философией.

Благодатная почва для появления всякого рода шарлатанов, рядящихся в одежды духовных гуру. Граждан заманивают в секты и без ножа отнимают трудовые сбережения — сами приносят «на блюдечке с голубой каёмочкой»!

В Вильнюсе, столице Литовской ССР, происходит настоящая трагедия. Скорая помощь приезжает на вызов, поступивший из «особого» дома, в квартирах которого проживают высокопоставленные чиновники и творческая интеллигенция.

Мужчина не подаёт признаков жизни, но медики пытаются запустить остановившееся сердце с помощью дефибриллятора. Разряд… второй!

Дальше продолжать почти бесполезно, но врачи повторяют процедуру ещё несколько раз. Наконец, заканчивают безрезультатные попытки и готовятся увезти бездыханное тело.

— Имя и фамилия усопшего?

— Талгат Нигматулин.

— Что?! — врач всматривается в лицо покойника. — Актёр? Салех?!

Талгат Нигматулин был не просто актёром, к своим 35 годам он стал настоящей кинозвездой и кумиром зрителей. Судебные эксперты выносят свой вердикт — это убийство! Сломаны четыре ребра и нос, разбита голова. Медики насчитывают 119 ударов…

Молодая жена актёра прилетает из Москвы в больничном халате и с дочкой на руках, прямо из детской больницы. Супруга не сразу опознаёт убитого и падает в морге в обморок.

Что это за нелюди? Кто так измывался над молодым мужчиной, зачем? И почему Нигматулин не оказывал сопротивления? Чем-то опоили? Жестокое убийство потрясло всю страну, а генеральный прокурор СССР даёт указание разобраться во всех обстоятельствах и найти виновных. Дело поставлено на особый контроль.

14 июля 1980 года на экраны страны вышел боевик «Пираты XX века» режиссёра Бориса Дурова. Талгат сыграл в нём главного злодея Салеха. В СССР фильм посмотрели 87.6 миллионов человек, это был абсолютный рекорд кассовых сборов в Советском Союзе.

По сюжету картины наш корабль перевозил ценный груз — опиум для производства медикаментов. На судно нападают пираты, никого в живых из команды они оставлять не собираются. Посреди океана разворачивается борьба между группой отважных советских моряков и беспощадными морскими грабителями. Фильм был создан по мотивам реальных событий.

Станислав Говорухин и Борис Дуров, выступившие сценаристами, совместили два происшествия: нападение на итальянское судно с урановой рудой (экипаж погиб от рук преступников) и захват пиратами нашего корабля в Южно-Китайском море (по последней истории режиссёром Виктором Ивченко в 1958 году был снят фильм «Чрезвычайное происшествие» с молодым Вячеславом Тихоновым).

Конечно, главными героями «Пиратов XX века» были мужественные моряки! Но зрители восхищались и ярким образом злодея Салеха, которого воплотил на экране Нигматулин.

— Талгат был очень хорош собой, — вспоминала актриса Наталья Хорохорина, сыгравшая в «Пиратах XX века» Машу. — Сочетание Востока и Европы на его лице и во всём его поведении придавало ему изумительное очарование. Он был похож на стремительную хищную пантеру.

После просмотра многие мальчишки захотели заниматься карате и записывались в секции. Но Нигматулин стал не просто кумиром мальчишек. К началу 1985 года он превращается в востребованного актёра, а закончив сниматься в фильме «Противостояние» Семёна Арановича, готовится к съёмкам своей первой полнометражной картины в качестве режиссёра.

Внезапно Талгат бросает работу, снимает со сберкнижки все деньги и устремляется в Вильнюс. Он опаздывает в аэропорт, посадка закончена. Если бы актёр полетел вечерним рейсом, возможно, всё сложилось бы по-другому.

Но он бросается к стойке регистрации и просит пропустить его. Багажа нет, в сумке лежат зимняя шапка и самиздатовская распечатка какого-то философского трактата.

Директор аэропорта распоряжается задержать ради актёра вылет. Этот полёт в облаках стал для Нигматулина последним.

Начинается следствие. Хозяин квартиры, где нашли убитого актёра, рассказывает, что тот пришёл под утро и не успел сообщить, кто на него напал. Снятые со сберкнижки деньги исчезли, поэтому возникает версия ограбления. Но способ расправы с ограбленным актёром выглядит слишком жестоким.

Удаётся выяснить, что одно время Талгата преследовал мастер восточных единоборств Сергей Гозман. Он чёрной завистью завидовал Нигматулину и мечтал с ним сразиться. В кругу своих учеников он неоднократно заявлял, что переломает актёру все кости.

К 1985 году карате запретили, но существовали подпольные секции, Гозман тогда возглавлял одну из них. Его задерживают в Ленинграде с катаной в спортивной сумке.

Однако, Сергей возмущён намёками на его причастность к убийству: он хотел победить Талгата в честном поединке! У Гозмана обнаруживается алиби, однако, ему дают пять с половиной лет за незаконное преподавание карате и ношение холодного оружия.

Следствие пристально изучает приятелей Нигматулина, оказавшихся в злосчастной «особой» квартире. Это трое московских студентов, несколько литовцев, а также две по-своему интересные личности: киргиз Абай Борубаев и Мирза Кымбатбаев из Каракалпакии.

Абаю 34 года. Его отец — редактор областной газеты «Ленинский путь», мать — заведующая кафедрой в Ошском пединституте в Киргизской ССР. Он окончил университет, также становится известно, что Борубаев пытался покончить с собой и проходил лечение в психиатрической клинике.

Переехав в Москву, Борубаев увлёкся парапсихологией. Он называл себя учёным и выступал на семинарах, где собирались любители всего мистического и поражающего воображение.

На семинарах на сцену выходили гипнотизёры, парапсихологи и экстрасенсы, демонстрируя необычные способности, например, предсказывая будущее с помощью хрустального шара или определяя невидимые биополя.

Борубаев специализировался на излечении страшных недугов путём наложения рук. Конечно, ни один тяжёлый больной не выздоровел, зато Абай приобрёл известность и покровителя, им стал старый друг его отца, председатель Госплана Николай Байбаков. Абай добыл удостоверение сотрудника Сибирского филиала Академии наук и мечтал развернуться, как следует.

Будучи человеком, не обладающим каким-то колоритом или обаянием, Абай ищет, из кого бы создать некоего гуру. И находит!

Мирза Кымбатбаев занимался классической борьбой, которая была очень популярна в Средней Азии и на Кавказе. Он зарабатывал на жизнь в подпольных боях, где работал тотализатор. Абай привёз его в Москву, и парочка планомерно обрабатывала легко внушаемых граждан. Среди их поклонников — высокообразованные люди: писатели, поэты, преподаватели и журналисты.

— Мирза в своём расписном одеянии выглядел, как инопланетянин, и вёл себя подобающим образом: молился памятнику Маяковского и купался зимой в Москва-реке, — вспоминал один из почитателей Кымбатбаевачлен ЦК КПСС, редактор журнала «Огонёк» Анатолий Сафронов, проходивший по делу свидетелем.

Для общения с интеллектуалами Мирза выучил несколько цитат из Корана, Библии и Владимира Ильича Ленина: «Учиться — нада», «Женщина — человек», «Много книг — свой ум нет», «Снег башка попадёт». Впрочем, последняя фраза не из его лексикона.

Сидя в позе лотоса, Кымбатбаев принимал желающих приобщиться к духовному богатству. За посещение платили 50, а то и 100 рублей. Деньги оседали в кармане серого кардинала Абая Борубаева.

Почему неглупые люди попадали под влияние сектантов? Доктор психологических наук Карвасарский из НИИ имени Бехтерева, в свое время занимавшийся феноменом Мирзы, интерес Талгата и других граждан к двум мошенникам объяснил очень просто. В своем интервью «Литературной газете» он назвал Мирзу и Абая «проективными личностями»:

— Они были настолько лишены ярко выраженных свойств, что люди с воображением старательно дорисовывали себе их образы. А они старались общаться как раз с такими людьми.

Мирза мог практически ничего не говорить, кроме своих полуграмотных фраз, жертвы проходимцев додумывали непроизнесённое сами.

— Мирза посадил меня на пол в своем доме и кормил хлебом с рук, отламывая его по кусочку, — рассказывала лектор МГУ Елена Ивашина на допросе. — Никто так не обращался со мной до тех пор! Потом я стала ему говорить о своей жизни, о том, как мне страшно, о судьбе. И меня осенило: я стала передатчиком его мыслей! Он внушал, а я говорила. Потом начался энергообмен.

— Уточните, что вы имеете в виду, говоря про энергообмен, — попросил следователь.

— Мы соединились, как мужчина и женщина, — смутившись, ответила Елена.

«Энергообмен» широко практиковался и совершался не только тет-а-тет, а и группой, рекой лился алкоголь. Вокруг секты стали возникать грязные, но не беспочвенные слухи, началось брожение умов, которое следовало жёстко пресекать.

С Талгатом Нигматулиным Абай и Мирза познакомились на премьере фильма «Вооружён и очень опасен» в московском кинотеатре «Октябрь» в 1977 году. Актёр попал под влияние шарлатанов. Нигматулина тяготило его амплуа, он был востребован в кинематографе, но роли давали небольшие.

Абай с Мирзой пообещали ему открыть канал для связи с Космосом, через который актёр будет черпать творческое вдохновение.

Талгат был счастливо женат в третий раз на актрисе Венере (в девичестве Ибрагимова). В 1982 году родилась дочь. Супруга и друзья актёра боролись, как могли, против влияния проходимцев, но Нигматулин не прислушивался к голосу разума в их лице. Абай пытался поссорить супругов.

Однажды он встал у Венеры за спиной и рукой начертил над головой девушки крест — в их ритуалах это было отсечение человека от связи с Космосом (Космос в лжеучении подменял Бога).

Талгат же надеялся, что Венера со временем поверит его духовным учителям. Сам он отвернуться от них готов не был. Филиалы секты находились в нескольких городах СССР, а ученики ежемесячно платили дань своему гуру, будучи заверенными, что деньги идут на благое дело — якобы, создаётся мега-современная лаборатория по изучению психологии человека.

Следствие установило, что Нигматулин отдал Абаю около 10 тысяч рублей, 2 обручальных кольца, трое дорогих часов и другие ценные вещи. Актёр не был очень богат, он содержал мать, помогал родственникам и платил алименты двум детям от двух предыдущих браков.

Однако, сбережения нашлись и немалые для того времени. Он всё выгреб подчистую и добровольно отдал сектантам.

Итак, в начале февраля 1985 года Абай вызывает Талгата в Вильнюс. Он летит туда, не зная, по какому поводу приглашён. Сектанты собираются на квартире литовского фотохудожника, чтобы наказать одного из литовцев, задумавшего составить конкуренцию Абаю и Мирзе. Каратисту Нигматулину приказывают его избить.

Шокированный этим предложением, актёр отказывается, уходит и бродит по улицам Вильнюса. Он был добрым и справедливым человеком. По его возвращению разъярённый Абай объявляет, что Талгат осмелился ослушаться учителя, предал его и должен быть наказан. Он приказывает остальным: «Бейте!»

Нигматулин, полностью находящийся под влиянием сектантов, был уверен, что заслужил наказание от учителя и должен перенести его, не сопротивляясь. Избиение продолжалось несколько часов с перерывами на чай и коньяк…

— Мы думали, что это какое-то новое испытание, — давал показания Григорий Бушмакин, один из трёх московских студентов, прилетевших в Вильнюс. — Я не верил, что Талгату может быть плохо. Мне казалось, стоит Мирзе взмахнуть рукой — и Талгат станет как новенький, и мы сядем и поговорим…

Потом со мной происходило что-то странное. Я слышал команды Абая, и мне казалось, что в моем мозгу возник маленький Абай, руководящий моими движениями. В глазах был туман, я почти ничего не видел вокруг.

Маленький Абай неспроста возникал в мозгу Бушмакина. Во время следствия он окончательно сходит с ума, и его увозят психиатры. Абай и Мирза пытаются «закосить» под сумасшедших, но им это не удаётся. Литовцы потихоньку выпускают своих, под следствием находятся только трое русских, прилетевших из Москвы (минус спятивший Бушмакин), и два азиатских главаря.

22-летняя Венера Нигматулина просит встречи с Абаем Борубаевым. Одержимая жаждой мести, она проносит металлическую спицу в надежде заколоть убийцу. Однако следователи ставят три стола между Венерой и Абаем.

Супруга актёра, учившаяся у него карате, пытается прорваться к Борубаеву, её с трудом останавливают от расправы. Венера возвращается домой, ложится лицом к стене и перестаёт есть.

Суд Литовской ССР дал Абаю Борубаеву 15 лет, Мирзе Кымбатбаеву — 12. Борубаев умер в заключении в 1988 году. Ходили слухи, что в колонии его убили заточкой. По одним предположениям это был Сергей Гозман, отомстивший негодяю за смерть того, с кем он хотел встретиться в честном поединке.

По другим — поклонники таланта актёра. Впрочем, если убийство и имело место, его тщательно не расследовали. Но куда как вероятнее сведения о смерти от туберкулёза.

Кымбатбаев, отсидев, вернулся в родной кишлак. До встречи с Борубаевым он не только участвовал в подпольных боях, но и изображал из себя целителя, смешивая конский навоз с какими-то травками и бормоча несколько непонятных заклинаний.

Теперь к прежним волшебным приёмам он добавил общение с Космосом. В кишлаке верили в его невероятные способности. Умер в 2006 году от цирроза печени.

Венера Нигматулина решила жить ради дочери Линды. После развала СССР она уехала в Алма-Ату, Линда стала певицей, а так же актрисой, как и её сводный брат, сын актёра от второго брака Саид. Дочь Урсула от первого брака Нигматулина занимается подводной съёмкой, путешествуя по миру.

Фильм «Пираты XX века» когда-то спас Брежнев, из-за обилия жестоких сцен картину хотели положить на полку. Лента попала к генсеку, так как он регулярно смотрел новинки (не один фильм таким образом избежал забвения), и Брежнев распорядился пустить захватывающий боевик в прокат.

Кто бы мог подумать, что судьба уготовила Талгату Нигматулину куда как более жестокую участь в реальности.

Оцените статью
«Молился памятнику Маяковского». Почему советские интеллектуалы поклонялись неграмотному узбеку и загадка гибели Салеха из «Пиратов XX века»
Жизнь и творчество: актер Владимир Шевельков