Муж, наигравшись, разлюбил, дети забыли про нее, когда ушла слава и отправили в клинику. Вия Артмане и одинокая старость

— Мне она не нравится, в ней что-то барское, — Матвеев не выбирал слов. Выложил напрямую все, что думал о своей партнерше по съемочной площадке.

— Знаешь, а ты ей тоже не понравился. Вия сказала, что ты слишком похож на мужика, — Миша Ершов, улыбаясь, посматривал на актера. Тот от услышанного опешил.

— Ага, так эта пигалица меня с тобой обсуждала? – Женя прищурившись смотрел на режиссера.

— А как же? – засмеялся Миша, — знаешь, ты к ней присмотрись, мне кажется, из вас выйдет неплохая пара, — уже серьезно сказал режиссер и пошел по своим делам.

Знал бы он тогда, что напророчил самую большую любовь в жизни Вии Армане…

В двух словах…

Вия Артмане всегда знала, что будет великой актрисой. Знала, когда в детстве не могла выбраться из нищеты, пасла соседское стадо и мыла полы в чужих домах…

Знала, когда видела безысходность существования в семье с вечно пьяным и злобным отчимом…

Вия свято верила только в саму себя и у неё действительно получилось… Вот только, чтобы сохранить все преимущества звёздного статуса, ей пришлось принести в жертву любовь…

Будущая «королева сцены» родилась в маленьком латышском хуторе Кайве, в семье немецко-польских крестьян…

Всё детство Алиды-Вии Артмане напоминало готическую сказку, как будто вышедшую из-под пера Гофмана… Отец трагически погиб из-за нелепой случайности, не дожив несколько месяцев до рождения дочери.

Мать была вынуждена перебираться с место на место в поисках хоть какого-нибудь заработка, а сама Вия с малых лет узнала, что такое тяжкий труд: в возрасте десяти лет она пасла стадо, принадлежавшее зажиточным крестьянам и мыла полы в их доме…

Там же маленькая Алида-Вия впервые узнала, что такое театр. Это была импровизированная сцена, оборудованная прямо в сарае для местной детворы, но впечатлительная девочка влюбилась в волшебный мир искусства навсегда, а заодно и определилась, кем хочет стать.

Анна Заборская, мама девочки, конечно же, не вытянула бы воспитание дочери на своих руках, поэтому вновь вышла замуж. Это несколько выправило материальное положение семьи, но новоявленный отчим частенько прикладывался к бутылке, да, к тому же поднимал руку и на Анну, и на Алиду-Вию…

Настоящий театр

Вырваться на свободу будущей актрисе удалось после того, как она уехала в столицу Латвии – Ригу.

Большой город и желание бороться за «социальное благополучие» временно отдалили девушку от мыслей о театральной карьере: она, было, подумала стать юристом… но та же Рига показала ей уже не «театр в сарае», а яркий свет больших залов, мир кулис и настоящих актёров…

Вия всё-таки «погналась за мечтой» и после школы поступила в студию при Художественном академическом театре имени Яниса Райниса. Теперь её жизнь изменилась безвозвратно и навсегда: по окончании студии Артмане приняли в труппу театра.

Очень застенчивая и от природы скромная Алида-Вия становилась на сцене совершенно другим человеком: яркой, высокопарной девушкой, не боящейся давать волю эмоциям. Режиссёры театра сразу же обратили внимание на это «чудесное перевоплощение», поэтому за ролями, даже главными, дело не стало.

В период с 1949 по 1956, сократившая своё имя до более ёмкого и романтичного, Вия Артмане переиграла весь классический репертуар от Шекспира до Ибсена…

За столь быстрый успех, как оказалось, надо было заплатить, да тройную плату… Если режиссёры обращали внимание прежде всего на талант молодой актрисы, то актёры театра с первого взгляда оценили её красоту.

Во внешности Артмане сочетались нежная и кроткая привлекательность пастушки и резкая, возбуждающая страстность настоящей королевы.

Любовь не вечна

Не устояла и главная звезда тогдашнего Художественного академического – актёр Артур Димитерс. Он сразу же заприметил Артмане и незамедлительно стал добиваться её внимания и расположения.

Димитерс был старше почти на пятнадцать лет, давно растерял привлекательность молодости, но обладал огромной харизмой, которая продолжала сводить женщин с ума. Вне всяких сомнений, Вия тут же попала под его влияние, но не сразу поняла насколько…

У Артура была жена-художница и сын, но он совершенно обезумел в желании обладать Артмане… Поэтому продолжал настаивать на отношениях, намекая, что получение Вией ролей в театре напрямую зависит от него.

Артмане очень хотела играть, да и «отрицательное обаяние» Димитерса уже не отпускало актрису на свободу…

Брак Вии и Артура был настоящим союзом актёров. В нём не было бездыханной, безнадёжной и всепоглощающей любви, но зато было настоящее творческое сотрудничество с совместной работой над ролями, ночными бдениями и обсуждениями спектаклей…

В 1956 году Вия Артмане наконец дебютировала в кино, в фильме «После шторма», а уже через год у пары Димитерс-Артмане родился сын Каспар.

Казалось бы, жизнь сложилась… «Пастушка» добилась успеха в театре, начала сниматься в кино, да ещё и создала счастливую семью… Но семья-то как раз таковой не являлась…

Димитерс всегда относился к жене, как к своей собственности, да и добивался Артмане только из собственного самолюбия, а уж после рождения Каспара и вовсе наплевал на семью.

Все домашние хлопоты и забота о ребёнке легли на плечи Вии, а ведь ей ещё надо было работать в театре и на съёмочной площадке. Димитерс же вспоминал о жене только когда находил очередной повод для ревности…

Артмане продолжала успешно сниматься, за фильмом «После шторма» последовали «Чужая в посёлке» и «На пороге бури», но настоящий союзный успех случился после выхода военной мелодрамы «Родная кровь». Вместе с ним пришла и единственная настоящая любовь…

Партнёром Вии оказался Евгений Матвеев. Чувства, которые играли актёры в фильме, оказались настолько яркими и эмоциональными, что не могли не вызвать любовь между Артмане и Матвеевым.

Роман вышел за рамки съёмочной площадки, а когда Вия родила дочь Кристиану, то даже самые сомневающиеся признали: что-то было… Девочка оказалась слишком похожей на Евгения и совершенно не напоминала Артура Димитерса…

И Вия, и Матвеев дико страдали, но не сумели оставить свои семьи. Да и не могла Артмане позволить себе променять долгожданный успех на постоянную жизнь в тени скандала.

Она сделала свой выбор: все досужие сплетни либо игнорировала, либо пресекала, Димитерс же, в силу характера, повозмущался, но Кристиану дочерью признал, дал ей свою фамилию и больше к этой теме не возвращался… По крайней мере – на людях…

Вия продолжала радовать поклонников от картины к картине. Некоторые фильмы, конечно, было совершенно проходными, но роли в «Туманности Андромеды» и во «Временах землемеров» вошли в классику отечественного кинематографа.

Звезда Артура Димитерса постепенно уходила за небосклон. Вне всяких сомнений – Артмане давным-давно переросла своего учителя. Продолжая блистать в театре, она закрепила успех кинокарьеры двумя отличными работами в 70-е годы: Джулии Ламберт в экранизации Сомерсэта Моэма и Екатерины Великой в «Емельяне Пугачёвом»…

Димитерс ушёл из жизни в 1986 году… Только после его смерти Вия, наконец признается, что никогда не была счастлива в браке.

– Артур не был тем мужчиной, о котором я мечтала… Я не хотела, чтобы он всё время находился рядом, но пришлось смириться… Он оказался замечательным актёром, отцом моих детей, но любимым мужчиной так и не стал…

Распад СССР принёс Вие ожидаемую неприязнь со стороны независимой Латвии… Ей припомнили абсолютно всё: и активное участие в партийной жизни, и приписывали какую-то непонятную «советчину» в манере игры…

Квинтэссенцией нападок стало лишение актрисы собственной квартиры. Оказалось, вдруг, что её предыдущие владельцы сильно желают вернуться в Латвию и вновь завладеть потерянным из-за советской власти имуществом...

Пожилая уже актриса вынуждена была переехать в сельскую местность. Она как будто возвращалась к истокам, к тем временам, когда была маленькой девочкой-пастушкой…

Но гордость Артмане всегда оставалась королевской. Вия не могла позволить себе уронить достоинство великой актрисы. Отовсюду ей протягивали руки помощи, даже Евгений Матвеев умолял переехать в Москву и жить недалеко, в его загородном доме… Сын Каспар выбил для матери квартиру, но Вия уже не хотела в ней жить…

Ей пришлось уйти и из театра. Та же гордость не позволяла довольствоваться ролями третьего плана, Артмане очень хотела запомниться зрителю примой.

Вия тихо угасала в маленьком домике в сельской местности. Уход от постоянной деятельности постепенно подрывал её здоровье, вскрывались всё новые болезни…

Перед смертью Вия нашла в себе силы и призналась жене сына Каспара, что всю жизнь любила только одного человека, а Кристиане попросила сказать, что та была рождена в православной вере…

На закате жизни дети крайне редко приезжали к ней в гости, а последние годы она и вовсе провела всеми забытая и брошенная. Сын, который когда-то так «шумел», чтобы матери вернули жилплощадь после получения недвижимости почти не вспоминал про нее…

Оцените статью
Муж, наигравшись, разлюбил, дети забыли про нее, когда ушла слава и отправили в клинику. Вия Артмане и одинокая старость
Преступление в семье Райкиных