«Не шли мне денег теперь, я замуж выхожу!»: тайный роман советского режиссёра Герасимова и актрисы, моложе его на 35 лет, Любови Виролайнен

— Отойди от неё! Не видишь, мешаешь ей? — Герасимов раздражённо кричал на Солоницына. — Никаких пустых разговорчиков на площадке! Перерыв!

Режиссёр Сергей Герасимов вёл себя несколько неадекватно, и присутствовавшие на съёмках смущались, делая вид, что ничего особенного не замечают. А замечать было что — заслуженный мэтр отчаянно ревновал каждого мужчину к исполнительнице главной роли в его новом фильме «Любить человека» Любови Виролайнен.

Съёмки проходили в 1972 году. Герасимов влюбился (а влюблялся он часто несмотря на крепкий брак с Тамарой Макаровой) в Светлану Светличную и написал сценарий фильма, держа в уме именно её в главной роли. Но Светлана отказалась сниматься.

Она тогда была счастлива в браке и не смогла согласиться на роль несмотря на то, что ей хотелось сыграть в фильме, который перевесит в её кинокарьере «Бриллиантовую руку».

— Я потеряла бы семью. Все мои спотыкания, увлечения, проступки, на которые закрывал глаза мой муж, показались бы детским лепетом в сравнении с тем, что ждал от меня Герасимов, — вспоминала Светличная. — Он хотел, чтобы я принадлежала ему целиком и полностью. Для человека с его возможностями не было ничего запретного.

Он срочно пригласил другую актрису, понравившуюся ему в фильме «Дорога домой». Это была ленинградка Любовь Виролайнен, служившая в БДТ. Она состояла в браке, воспитывала сына, но это режиссёра не останавливало.

Он был очарован красивой девушкой, и его не смущала разница в возрасте в 35 лет. Сергей знал по собственному опыту, что пытаться завоевать красавицу надо всегда, попытка — не пытка!

— Он не скрывал, что испытывает ко мне чувства даже на съёмочной площадке, — вспоминала актриса. — Подойдёт Толя Солоницын просто пообщаться, с ним мы играли пару, Герасимов сразу же ка-а-ак рыкнет на него! Отойди, мол, чего тебе от неё надо?

Тамара Макарова тоже снималась в фильме и бледнела от злости, но никогда не устраивала публичных сцен ревности, она была выше выяснения отношений, и женщин, которыми увлекался любвеобильный супруг, никогда не преследовала. Держала лицо в любых обстоятельствах, и кто знает, чего ей это стоило..

Люба поначалу была в шоке от происходящего и на ухаживания знаменитого режиссёра не отвечала.

— Милая, я люблю тебя! — Герасимов восторженно прокричал это на всю съёмочную площадку. — Я люблю тебя очень!

— Сергей Апполинариевич, зачем Вы мне это говорите?! — Виролайненен прорвало. — Вы и Белохвостиковой это говорили на предыдущем фильме! Кого снимаете, ту и любите?

— Как ты смеешь! — Герасимов побагровел. — Это ложь, всё не так! Перерыв!

Члены съёмочной группы и Тамара Макарова тогда быстро-быстро исчезли из павильона. А потом все поехали в морозный Норильск продолжать съёмки. Макарова не присоединилась к супругу, поэтому не знала, что он, как мальчишка, стоял под окнами общежития, где жила Любовь, переминаясь с ноги с ноги на ногу. Холодно было!

Виролайнен жила в комнате вместе вместе со вторым режиссёром фильма Клеопатрой Альперовой, с которой Герасимов снял уйму фильмов. Альперова явно была на стороне Сергея Апполинариевича, каждый день удивляясь, почему Любовь не отвечает взаимностью великому режиссёру.

— Она уговаривала меня постоянно — пойдём чаю с ним попьём, — вспоминала Виролайнен. — Как ты, мол, можешь так его расстраивать? Такого человека стоит уважить. Приходили к нему с ней, чаёвничали с полчаса, а потом она вдруг поспешно направлялась к выходу: «Ой, мне пора!» Я кидалась за ней, крича: «Клеопатра Сергеевна, я с Вами!»

Потом она выговаривала: «Ты как маленькая, подумай, какой человек тебя выбрал!» А я страшилась его величия, а ещё разницы в возрасте — это же бездна, почти сорок лет! И только Клеопатра Сергеевна знала, как мне сложно было решиться однажды остаться у него…

Верность своему мужу Любовь не удерживала — он гулял, а от жены требовал идеального содержания дома, сам же ничего делать не желал. Но она прекрасно понимала, что жену свою Герасимов не оставит никогда. Он говорил о ней в восторженных тонах и не хотел причинить ей боль.

Съёмки закончились. Режиссёр жил в Москве, актриса в Ленинграде, но это не помешало их отношениям. Герасимов посодействовал тому, чтобы Виролайнен вошла в художественный совет «Мосфильма», поэтому она часто приезжала в столицу.

Ей предоставляли номер в гостинице «Украина», а Герасимов с Макаровой жили в пешей доступности. Поэтому он выходил «гулять с собакой», а сам бежал к Любе.

А ещё Сергей писал письма, нежные, страстные… Да только их постигла незавидная участь — сгорели в огне. Любовь Виролайнен вела двойную жизнь, не расставаясь с супругом, поэтому письма хранила у матери. А та, не выдержав беспокойства за дочь, однажды сожгла их.

Герасимов не жалел денег — каждый месяц он присылал актрисе тысячу рублей! Деньги невообразимые по тем временам… Поспособствовал получению великолепной квартиры, дарил драгоценности.

Самыми шикарными украшениями были перстень и камея, которые режиссёр приобрёл в Италии. Но актриса рассталась с ними по принципу «Легко пришло и легко ушло!» Перстень она отдала цыганке в ресторане «Арагви», покорившей её танцами.

В 1973 году актриса отдыхала в Дагомысе, её госпитализировали прямо с пляжа и срочно оперировали. Она сняла с себя прекрасную камею и подарила хирургу. Операция прошла успешно.

— А чувств-то не было у меня, — рассказывала актриса. — Я его безмерно уважала, он мне столько дал! Открыл мне Ахматову, Цветаеву, Блока, я в школе почему-то их не читала… Я только боялась, что ему со мной скучно, я в свои неполные тридцать лет интеллектом не блистала.

Гуляем в ялтинском ресторане, он мне стихи читает, а я поглощаю за обе щеки крабов, раков, у меня такое голодное детство было! А Сергей читает стихи, потом вдруг печалится: «Лапушка, тебе неинтересно?» А я — «Серёженька, мне вкусно!»

Виролайнен говорила, что иногда ей казалось, что режиссёр относится к ней, как к ребёнку: «У них же с Макаровой своих детей не было!» Любовная тайная связь длилась около шести лет, а потом Виролайнен влюбилась в кардиохирурга Александра Зорина.

— Милый мой Серёженька! — голос Любы в телефонной трубке, как всегда, обрадовал Герасимова, но то, что он услышал, повергло его в уныние. — Не шли мне деньги теперь, я замуж выхожу!

Герасимов всё понял, сказав: «Я за тебя спокоен». А Любовь Виролайнен рассказывала, что её новый муж гордился тем, что её любил великий режиссёр.

Оцените статью
«Не шли мне денег теперь, я замуж выхожу!»: тайный роман советского режиссёра Герасимова и актрисы, моложе его на 35 лет, Любови Виролайнен
Наталья Бондарчук и Николай Бурляев: как распался «клан Бурбонов»