Непростая и жертвенная любовь Всеволода Санаева

Всеволод Васильевич Санаев хорошо известен и любим советскими зрителями. А в последние годы у многих он ассоциируется с автобиографической повестью Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

История, центром которой выступает бабушка-тиран, третирующая близких, стала очень популярна благодаря своей пронзительной правдивой мощи. В ней мы видим, как человек, движимый любовью и заботой, постепенно превращает существование любимых в кошмар. Но жизнь — не литература.

Всеволод Санаев родился в Туле в простой многодетной семье. Рос непослушным мальчишкой, плохо учился в школе. Решив, что толку от книжек не видно, отец пристроил сына к делу — на фабрику по производству гармоней.

Сева хорошо проявил себя, к 16 годам у него уже было два подмастерья, которых парень обучал ремеслу.

Много лет спустя на вопрос, чем бы вы занимались, если бы не стали актером, он ответит: «Делал бы прекрасные гармони». А пока он очень молод и понимает, что к работе на фабрике душа у него совершенно не лежит.

Какое же дело занимало все его мысли? По мнению приземленных родителей Севы, сущая блажь. Как-то ребенком он увидел отличную постановку «Дяди Вани» — московская труппа приехала с гастролями в Тулу.

Происходящее на сцене так заворожило двоечника Севу, что долгое время он ни о чем другом не мог думать. А со временем перешел от мыслей к делу.

Путь на театральные подмостки был сложный и долгий. Для начала юноша начал посещать репетиции творческого объединения «Серп и молот».

После смог поступить в драматическую студию и, наконец, в Тульский государственный академический театр драмы имени Максима Горького. Юношу со сказочной внешностью заметили, он понемногу начал выходить на сцену, но в небольших ролях. Часто они состояли всего из двух слов «Кушать подано!».

Впрочем, Всеволод не желал ограничиться Тулой. Старший коллега помог юноше с подготовкой к поступлению на театральный рабфак. И Сева, несмотря на протесты родителей, отправился покорять Москву. Ему все удалось: и рабфак, и теавуз (ныне ГИТИС) Санаев закончил. А дальше дело застопорилось.

После учебы Санаев оказался во МХАТе. Но ролей ему не давали. На московских подмостках хватало мэтров, которые считали: молодые актеры, прежде чем получить роль, должны постоять в очереди.

Всеволод понял, что с системой бороться бесполезно: она давно устоявшаяся. Выбить роль через головы театральных «дедушек» невозможно. Тогда он обратился к кинематографу, который только начал набирать обороты. Отхватить кусочек этой Терра инкогнито оказалось проще.

Сначала Санаеву достались две маленькие роли в фильме «Волга-Волга» (лесоруба и участника оркестра), затем он воплотил образ Василия Добрякова в фильме «Любимая девушка».

Далее последовали другие роли в кино – пусть не всегда яркие, но свое имя в историю российского кинематографа и театральной сцены Санаев вписал. Не только как актер, но и как человек, благодаря жертвенной жизни.

Это могла бы быть прекрасная история о долго и счастливо… А стала печальной историей о непросто и горько…

Накануне войны красавец актер встретил свою будущую супругу. Санаев приехал на гастроли в Киев и случайно увидел прелестную студентку филфака Лидию Гончаренко. На фото тех лет Лидия выглядит невероятно — девушка с трагической, выворачивающей душу наизнанку красотой.

Санаев сразу понял, что женится на ней. Чувства были взаимны: Лидия, несмотря на протесты родных, уехала за Всеволодом в Москву.

Это могла бы быть прекрасная история о долго и счастливо… А стала печальной историей о непросто и горько… И все же, не смотря на все трудности, супруги были преданы друг другу и прожили вместе более полувека.

Семейное счастье омрачала только болезнь Лидии. Она развилась не сразу. Тому предшествовало множество трагических событий. Во время войны Лидия с маленьким сыном оказалась в эвакуации в Казахстане. Там, казалось бы, в полной безопасности, маленький Алексей подхватил корь и дифтерию.

Мальчик в считаные дни сгорел на руках у молодой матери, которая вынуждена была с ужасом наблюдать, как умирает ее ребенок. Убитая горем, Лидия едет к мужу в Москву. Вскоре она узнает, что снова беременна. У супругов рождается дочь Елена.

Но Лидия постоянно отравлена страхом и тревогой за жизнь второго ребенка. Она не в меру балует Елену, душит чрезмерной опекой… А Лена, словно в насмешку, растет капризным и озорным ребенком, выбивая мать из колеи постоянными выходками.

Лидией все больше завладевает идея контроля, который поможет ей уберечь близких от всех напастей: если она все будет делать правильно, то сможет защитить родных, ей не придется переживать новые потери…

Но, несмотря на все старания матери, Елена все же заболела инфекционной желтухой.

«Я чуть не умерла тогда, выжила только благодаря маме. Папа работал с утра до ночи, чтобы заработать деньги на врачей. Тогда ведь никаких лекарств, кроме сахарного сиропа, от этого заболевания не существовало. Меня лечили знаменитые гомеопаты.

Мама, отказывая себе во всем, покупала лучшие продукты, деревенский творог, отпаивала меня сахарным сиропом и соком лимонов, которых тогда было не достать. И молилась. Меня даже крестили, хотя в те времена такой поступок считался предосудительным», — вспоминала Елена.

Окончательно душевное здоровье Лидии Санаевой подорвало вмешательство спецслужб. Однажды на общей кухне в коммуналке она рассказала политический анекдот, кто-то из соседей написал донос…

Вскоре к женщине пришли: ей предстояла тяжелая беседа с органами, после которой у женщины развилась мания преследования. Она изрезала на лоскутки дорогую шубу, разбила флакон импортных духов, однажды выскочила из автобуса, чтобы избежать «слежки»…

Наблюдать, как твой близкий теряет рассудок, — испытание, которого никому не пожелаешь.

Санаев устроил Лидию в психиатрическую больницу, где женщину лечили инсулиновым шоком. Она поправилась, но взамен у несчастной развилась прогрессирующая депрессия, состояние, отравлявшее жизнь не только самой Лидии, но и всех вокруг.

Эти впечатления переданы внуком Лидии и Всеволода Санаевых Павлом в его книге.

С двух лет маленький Паша оказался на попечении бабушки с дедушкой. Первый брак Елены Санаевой был неудачным, она обратилась к родителям с просьбой помочь с воспитанием ребенка. Бабушка, уверенная, что ничего хорошего рядом с «непутевой» матерью Пашу не ждет, постепенно полностью завладела внуком.

Только в 11 лет Паша смог вырваться из-под опеки грозной бабушки – его «с боем» забрали к себе мать с новым супругом Роланом Быковым.

Сам Павел Санаев уверяет, что многое в книге утрировано, что в реальной жизни большинство конфликтов со временем удалось разрешить, что враждующие родственники поняли боль друг друга и примирились.

Тем не менее, мы можем прочувствовать, каково приходилось все эти годы Всеволоду Васильевичу Санаеву рядом с больной супругой.

Но лишь однажды актер позволил себе слабость и заговорил о том, что хочет развестись. Он рассказал об этом своей матери, приехавшей из Тулы навестить сына.

«Не могу больше», — устало поник головой Санаев. Мать Всеволода сурово поджала губы: «Нельзя, Сева, не по-людски это».

Больше о разводе Всеволод Санаев никогда не заговаривал. Он прекрасно понимал, что супруга не виновата в своем состоянии. Всему виной болезнь. В глубине души, не смотря на все невзгоды, актер любил Лидию до последних дней.

Всеволод Санаев прожил с Лидией 55 лет, пережив ее совсем ненамного.

«Я-то думала, что после смерти мамы папа сможет быстро вернуться к жизни, найдет себе новые интересы, — вспоминала дочь Елена. — Но папа был безутешен. Пережил ее всего на 10 месяцев. Умирал от рака легких, очень тяжело — ни вздохнуть, ни выдохнуть не мог.

Последние две недели он провел в нашем с Роланом доме. Когда стало совсем плохо, приехала «скорая», врач сказал: «Всеволод Васильевич, поедем в больницу, сделаем укол, кислородную маску подключим». Но папа отказался: «Нет, умру дома».

Всеволода Санаева похоронили рядом с единственной супругой, на Новодевичьем кладбище.

Оцените статью
Непростая и жертвенная любовь Всеволода Санаева
Первый муж ушел к Гундаревой, а второй — лишил квартиры. Как сложилась судьба Натальи Хорохориной