Несчастная бабушка в окошке: почему главную советскую сказочницу бил муж и она не смогла наладить отношения с единственным сыном

«Ты почему плачешь? Иди-ка расскажи, что с тобой случилось?» — эти слова для доброй и доверчивой Анастасии Зуевой обернулись семейной трагедией. Она хотела помочь, а в ответ получила жестокий удар, и потом так и жила одна, никому больше не веря.

Детство без родителей

Отцом Настеньки был крестьянин, и славился как отличный художник-гравер. Он души не чаял в двух своих дочерях. Настя родилась в 1896 году в селе Спасское Тульской губернии, у нее была еще сестренка Лиза. Семья жила хорошо, но несчастный случай прервал жизнь отца.

Погоревав немного, вдова снова вышла замуж – благо ухажер относился к ее дочкам сносно. Но спустя какое-то время отчим потребовал, чтобы девочек в доме больше не было. Матери пришлось отдать их на воспитание к своей сестре, у которой не было своих детей.

Тетка жила в достатке – она работала управляющей в богатом имении. Она вплотную занялась образованием племянниц, уча их не только грамоте, но и шитью, ведению домашнего хозяйства и приготовлению вкусных обедов. Так как другой перспективы она не видела, то стала готовить девочек к тому, чтобы те смогли стать хорошими хозяйками и женами для своих будущих супругов.

Дом, в котором жила тетя, был довольно популярным среди интеллигенции, так как хозяйка имения слыла дамой умной и красивой. Там собиралась молодежь на обеды и ужины, общалась на темы театра и искусства. Настасья обожала сидеть в тени, где-нибудь у окошка и слушать эти разговоры. Она мечтала о том, чтобы хоть разочек оказаться в театре.

Когда девочки стали чуть постарше, тетя отправила их учиться в город Тулу в Ольгинскую женскую гимназию. Но через какое-то время они вместе с сестрой и тетей переехали в Москву. Тогда же Настя и ее подруга решили попробовать поступить в Школу искусств.

Подружка отбор не прошла, а вот Настасья показала себя во всей красе, и ее взяли. Тетушке сначала не понравилась перспектива, что ее племянница будет актрисой. Однако, узнав, что обучение будет бесплатным, женщина противиться не стала.

Театр и любовь поклонников

Настя окончила Школу драм искусств в 1915-м, ей посчастливилось учиться у «трех великих Николаев»: Александрова, Подгорного и Массалитинова. Эту школу переименовали во 2-ю студию МХАТ. На театральную службу в эту студию талантливую девушку приняли без проблем.

Труппа много гастролировала. Зуевой довелось объездить всю страну. Революция прошла для людей театрального искусства не то чтобы совсем незаметно, но без особенных потерь. В те годы стала развиваться карьера Анастасии в театре, ее любили в партийной верхушке, актриса удостоилась двух орденов Ленина, стала появляться на радио.

В 1932-м Зуева впервые снялась в кино – это был фильм «Просперити», после чего небольшие роли в других картинах, например, «Светлый путь», «Донецкие шахтеры», «Васек Трубачев и его товарищи». Очень хорошо удалась актрисе роль Коробочки в «Мертвых душах».

Но всем нам актриса больше всего известна по роли сказочницы в цикле фильмов Александра Роу – ни одна сказка не обходилась здесь без появления доброй бабушки, которая открывала ставни терема в начале повествования и закрывала их в конце.

Первый муж и рукоприкладство

Но личная жизнь доброй и веселой актрисы почему-то не складывалась. За своего первого мужа, начальника железной дороги Ивана Евсеева Анастасия вышла в революционный 1917 год. Несмотря на приличную разницу в возрасте, у них была большая любовь, Евсеев заботился о жене, как о милой своей девочке, дарил подарки.

В 1918 году родился сын Костя – а Ивана будто подменили – куда только делась вся любовь и нежность. Ему не нравился плач малыша, а еще бесило, что жена так и не бросила свой театр. Ревнивый муж хотел, чтобы супруга безвылазно сидела дома и растила ребенка. Дома были постоянные скандалы.

Масло в огонь добавили «доброжелатели», поведавшие Насте, что у мужа есть квартира на стороне, куда он приводит молоденьких девушек. В результате очередного скандала Иван распустил руки, избив Анастасию до полуобморочного состояния.

Семейная жизнь актрисы не заладилась

Этого актриса стерпеть не смогла и подала на развод. Но муж добился того, что Костя остался с отцом. Женщина-мать очень тяжело переживала это – много дней проплакала, на работу не ходила. Правда муж давал ей видеть сына ненадолго по определенным дням, но эти короткие встречи еще больше разрывали материнское сердце.

Костя вырос с отцом. Лишь через 15 лет, окончив уже школу, он вновь стал жить в доме мамы, которая помогла ему в поступлении в МГУ и давала деньги. Из-за долгой разлуки они так и не смогли найти общий язык: о доверии в этой треснувшей много лет назад семье речи не шло. Костя воспитан был так, что видел в своей матери лишь спонсора, который дает деньги. Но не мать.

Парень женился после окончания института – невестка понравилась Анастасии. Но сын показал свой нелегкий характер, и семья распалась, оставив дочку у бабушки Насти.

Бабушка же очень сильно привязалась к своей единственной внученьке, и старалась, чтобы та ни в чем не испытывала нужду. Елена характером пошла в мать – деньги ее не испортили. А благодарность к любимой бабушке жила во внучке все годы, до самой смерти Анастасии Зуевой.

Новая любовь и горе

Тот развод с Иваном оставил тяжелый след в душе Анастасии, и много лет она старалась не заводить никаких отношений, чтобы больше не испытывать боль, что перенесла в молодости. Однако в 36 лет встретила «идеального мужчину» — театрального композитора Виктора Оранского и сдалась.

Счастье было огромным. Супруги понимали друг друга, стремились всегда быть вместе. Актриса хотела родить еще ребенка, однако не получалось.

Эта женщина была поистине добрым и светлым человеком, и никогда не проходила мимо чужой беды, хотя своих проблем у нее было немало. Так и в тот раз – она спешила домой после очередной репетиции и заметила девушку, которая сидела прямо посреди улицы на своем чемодане и горько плакала.

«Расскажи мне, что случилось» — актриса положила руку на плечо плачущей девушки. Та подняла лицо, и сквозь слезы стала рассказывать, что приехала в Москву, хотела поступить в институт, но ее не приняли, а теперь не знает, куда идти. Сердобольная Анастасия Платоновна пригласила девушку к себе домой, пообещав, что поговорит насчет института.

Девушка осталась в доме актрисы, став ей почти как дочь. Но через какое-то время обнаружилось, что Оранский считает по-другому, а «дочь» совсем не против. В итоге благодетельница осталась одна – ее предал муж, тот, кому Анастасия Зуева доверяла больше всех на свете.

Пропало доверие и любовь

Но через несколько лет, когда уже шла война, Оранский вернулся назад и привез с собой маленькую дочку, которую ему родила та самая разлучница. Ради ребенка Анастасия не стала выгонять блудного мужа, но и предательства не простила. Они жили, как соседи, никаких супружеских отношений больше не было.

Не было и доверия. Мать девочки снова появилась после войны. И подала на алименты. После чего Оранский стал сильно болеть, и Зуева все никак не могла решиться, чтобы выгнать его. Так прошло еще 7 лет. А в 1952-м композитор умер.

Анастасия не оставляла работу – это была ее отдушина, также как и внучка Елена. Однажды в 1959-м году МХАТ отправился на гастроли в Японию. Там в Зуеву влюбился невероятно богатый японец – ради нее он ездил за театром в каждый город, где они выступали. Клялся в вечной любви через переводчика и звал замуж. Но актриса отказывала – какое замужество в 63 года?

Последние годы жизни

В 1984-м у Анастасии случился инсульт. К себе ее забрал Константин, который давно строил планы на наследство пожилой актрисы. Однако Елена добилась того, чтобы бабушка переехала к ней. Внучка окружила ее заботой и смогла поставить на ноги. После еще 2 года артистка появлялась на сцене МХАТа.

Елена проживала в Лондоне – там у нее была семья. Она, видя, что бабушка поправилась, вернулась в Англию. А вот Константин никак не мог успокоиться, в 1986-м году он в очередной раз пришел к матери и стал требовать, что «в ее годы уже не стоит выходить на сцену».

В результате этого визита Анастасия Платоновна сильно переживала – ведь работа была ее единственной отрадой. И снова случился инсульт, выкарабкаться из которого она уже не смогла.

Анастасия Платоновна запомнилась всем советским зрителям (да и не только), как бабушка в окошке, рассказывающая удивительные сказки. Примечательно, такие роли она играла даже в молодые годы, даже Станиславский говорил про Зуеву, что это ее предназначение – играть светлых бабушек с добрым сердцем и чистой душой.

И действительно, Анастасия Платоновна Зуева свои роли перенесла на собственную жизнь – неизменно оставаясь добрым человеком, несмотря на все выпавшие на ее долю испытания.

Оцените статью
Несчастная бабушка в окошке: почему главную советскую сказочницу бил муж и она не смогла наладить отношения с единственным сыном
Татьяне Пилецкой 94 года: почему на её актерской карьере был поставлен крест. Как сегодня живет и выглядит актриса