«Нет, не то чтоб и скучно, а как-то странно…», — каким был дебют в свет

«За графиней шла молоденькая девушка в белом платье с голубыми цветками. „Сестра графини!“ — раздалось шепотом повсюду. Все кинули на нее испытующий взгляд; даже старые сановники, занятые в штофной гостиной вистом, невольно удостоили ее мгновенным и одобрительным осмотром; даже женщины взглянули на нее благосклонно.

…Теперь Леонину показалось, что он видит Наденьку в первый раз.

— Ну что, — спросил он, — какое впечатление делает на вас ваш первый бал?

— Хорошо, — отвечала Наденька, — хорошо; только я думала, что будет лучше. Я думала, что мне будет очень весело.

Где и как готовили девушек к выходу в свет

От дебюта в свете зависела судьба девушки. От того, как она себя зарекомендует, зависело все — замужество, карьера. Стоит ли говорить, что с юных лет девочку тщательно готовили к этому событию.

Многие считают, что созданный Екатериной II Смольный институт благородных девиц выпускал из своих стен всесторонне образованных культурных девушек, с которыми можно было поговорить на любую тему и, в то же время, получить удовольствие, пригласив ее на танец.

На самом деле в Смольный институт принимали девушек из бедных дворянских семей. Жизнь у них была не сахар. Образование им давалось только базовое, поэтому выпускницы имели весьма отдаленное представление о литературе и искусстве. Основное обучение сводилось к урокам по придворному этикету и посещению танцевальных занятий.

Учебные балы — мучение для институток

Посещение занятий по танцам было обязательным. Девушки часто не высыпались, и танцевальные па давались им с трудом. В помещениях обычно было холодно. Во время занятий соблюдалась дисциплина, как на солдатском плацу.

Запрещено было разговаривать, шутить. Если у девушки не было денег, чтобы купить бальные туфельки и перчатки, ей выдавали казенные, часто не по размеру и стертые чуть не до дыр.

Единственное, что мирило институток с этой ситуацией, что после уроков их премировали бутербродами с телятиной, мармеладом и пирожными. Но это не могло скрасить скуку, царившую на занятиях.

Домашнее воспитание

Те, кто побогаче и мог позволить себе платить за частных учителей, так и делали. Домашнее воспитание выгодно отличалось от казенного и спектром преподаваемых наук, и самим подходом к обучению. Искусство бального танца прививалось постепенно, посредством организации детских балов, где подростки в свободной атмосфере готовились к взрослой жизни в свете.

Первый выход в свет обычно происходил во время бала и являлся испытанием для девушки. Она должна была знать назубок все формальности этикета, которые следовало соблюдать и не дай Бог ей ошибиться. Это могло надолго, если не навсегда, испортить репутацию девушки.

Для дебюта существовал строгий дресс-код. Платье должно было быть белым с голубой либо розовой лентой. В волосы можно было вставить цветок маргаритки или бутон розы, а шею украсить ожерельем из жемчуга.

Другие драгоценности считались моветоном. На руках обязательно должны быть перчатки, а надевать бальные туфельки с каблуками на первом балу было запрещено.

Особенности этикета на первом балу

Девушку должен был сопровождать отец или старший родственник. Именно у них кавалеры должны были испрашивать разрешение пригласить девушку на танец. Обычно впервые посетившую бал гостью встречала хозяйка дома, знакомившая ее с кавалерами, которые, по ее мнению, наиболее достойны пригласить на танец девушку.

Затем следовали приглашения на танец, и девушка должна была твердо запомнить их последовательность. Не считалось зазорным заносить эти сведения в специальный блокнот — агенду или карне. Гораздо хуже было перепутать или нарушить очередность кавалеров.

Были случаи, когда такая оплошность со стороны молодой особы приводило к дуэлям. Стоит ли говорить, что это бесповоротно разбивало репутацию девицы.

Партнер мог сам представиться понравившейся ему девушке и вручить ее родителям свою визитную карточку. Но только в случае, если не было никого, кто мог бы его представить.

По завершении танца партнер возвращал девушку тому, кто сопровождал ее на бал.

Лев Толстой в своем романе «Война и мир» не зря так подробно описывал дебют Натальи Ростовой и первый восторг от роскоши и света. Все условности того времени с балами и их великолепием давно канули в Лету. Хорошо это или плохо, каждый сам решает для себя.

Оцените статью
«Нет, не то чтоб и скучно, а как-то странно…», — каким был дебют в свет
«Двусторонний портрет Марианы»