Незамужним приходилось ходить по домам и просить «Христа ради», побираться, чтобы не умереть с голоду. История женщин в Древней Руси

Помните советскую сказку «Морозко»? Там героиня Веры Алтайской свою откровенно некрасивую дочь (не в обиду поклонникам великолепной Инны Чуриковой) наряжала. В ход шла свекла, косу «на ярмарке купленную» Мачеха Марфуше приделала. Зачем? Да для красоты, которая «страшная сила».

Девушки в Древней Руси много внимания уделяли своей внешности, у неказистой особы шансы найти жениха и выйти за него замуж были крайне малы.

Судьба одинокой женщины в Древней Руси была незавидной, в старости ей рассчитывать было не на кого, ведь детей и мужа нет. В преклонном возрасте ей приходилось ходить по домам и просить «Христа ради», побираться, чтобы не умереть с голоду.

Мужчины во все времена к вопросу женитьбы подходили серьезно, невест они выбирали. Обязательно нужна была здоровая, работящая и красивая, тогда и дети рождались крепкими и симпатичными.

Молодой женщине с явными недостатками выйти замуж было очень тяжело, парни не хотели связывать судьбу свою, например, с хромой, косой или … худой.

Да, действительно, нынешние стандарты красоты разительно отличаются от тех, «древних». Худую девицу замуж никто брать не хотел, торчащие кости были признаком нездоровья, хвори. Охотнее женились на широкоплечей, крепкой женщине с красивым бюстом и большими бедрами.

Во времена Древней Руси в моде была дородность, ну разве могла худосочная девушка родить десять, а то и двенадцать детей? Полных тоже не любили, их считали ленивыми.

Идеальная по тем временам невеста должна была иметь мускулистые ноги. Свахи, когда приходили в дом к потенциальной невесте, измеряли ее голень, она должна быть как колонна, крепкая и на ощупь твердая. Считалось, что женщина с мускулистыми голенями сможет работать в поле наравне с мужем, да и новорожденного на руках по нескольку часов кряду носить не устанет.

Девушки, у которых обхват до совершенства не дотягивал, шли на хитрость, перед смотринами надевали по несколько пар чулок.

Худосочных девушек обидно дразнили «холерой», если у невесты был узкий таз, то до сватовства обычно дело и не доходило. Если сваты приезжали из соседней деревни, молодуху женщины-свахи уводили в отдельную комнату, где раздевали до исподнего.

Пока мужчины-сваты беседовали с родителем потенциальной невесты, женщины внимательно осматривали девушку и выносили свой вердикт. Как правило, девица с узкими бедрами сразу браковалась, она ведь в родах может и не выжить, какой тогда смысл вообще на ней жениться?

В крестьянских семьях того времени появлялось по 8-10 детей, выживали, как правило, 3-4, и именно на них ложилось бремя содержания престарелых родителей.

Естественно, мужчине не хотелось брать в жены ялицу, проще говоря, бесплодную. На Руси так и не изобрели точного способа проверки невесты на способность к зачатию, церковь в те времена требовала, чтобы невеста до свадьбы была невинной, иначе обряд венчания могли и не провести.

В некоторых областях, впрочем, на этот наказ внимания не обращали, охотнее брали в жены матерей-одиночек, особенно если женщина была ладная и статная, а ребенок – здоровым.

Если жених не хотел воспитывать чужого малыша, то он на свой страх и риск венчался с девушкой во всех смыслах чистой. В этом случае обязательно обращали внимание на жизнь ее старших сестер, если те вышли замуж, родили двух, а еще лучше пятерых детей, то, значит, и у младшей сестры никаких проблем с деторождением не будет.

В общем, как мне кажется, оценивали не саму невесту, а ее ближайших родственников.

С бесприданницами тоже дела имели неохотно, неравные браки в Древней Руси встречались, но очень редко, все же женихи старались выбрать себе невесту из общего круга. Купцы сватались к купцам, помещики – к помещикам, а крестьяне, соответственно, к крестьянам.

Собирать приданое дочери родители начинали практически сразу после ее рождения, большой сундук регулярно пополняли, в него складывали все, что в семейной жизни могло бы пригодиться, – украшения, кухонные принадлежности, постельное белье, одежду, перины, подушки. Многие девушки приданое готовили себе сами, например, сарафаны и рубашки шили задолго до сватовства.

Свекровь дотошно проверяла сундук, в нем обязательно должны быть вышитые собственноручно невестой рушники, которые вручали всем близким родственникам жениха. Для будущего мужа готовили отдельный подарок – большой яркий рушник или рубашку.

Если невеста была дочерью богатых людей, то она могла себе позволить все необходимое для приданого купить в лавке, там, кстати, продавали и венчальные ленты.

Перед смотринами обязательно проводили обряд сговора, сваты от жениха приходили в дом к родителям невесты, расхваливали «купца», расспрашивали про «товар» и, если получали согласие от хозяина дома на смотрины, уходили, но ненадолго.

Обряд смотрин, по большому счету, был особо и не связан с оценкой внешности самой невесты, сваты во второй раз шли в дом к родителям невесты и осматривали ее приданное. У девушки обязательно должна была быть собственная прялка, ее, как правило, девочке дарили на третий или пятый день рождения.

Нравы, конечно, со временем менялись, собирать сундуки с приданным делом было очень муторным, поэтому родители девушки старались просто откладывать деньги, их перед свадьбой и дарили молодой паре.

На самом деле, для невесты это было неудобно, деньги практически сразу тратились на общие нужды, себе она ничего не приобретала. Деньги могла забрать свекровь и потратить их по своему усмотрению.

Я уже говорила, что будущих невест оценивали не только по каким-то внешним критериям. Свахи обязательно подробно расспрашивали мать семейства о том, что умеет по дому делать ее дочь. Как правило, после женитьбы сына все хозяйство приходило в руки невестки (если парень был единственным наследником).

Она выполняла тяжелую работу, доила скотину, таскала воду, топила печь, готовила завтрак, обед и ужин на большую семью. При этом она должна была уметь шить, ткать и вязать. На сенокос мужья обязательно брали своих жен, женщины должны были наравне с мужчинами сено вязать в снопы.

Иногда свахи просили потенциальную невесту продемонстрировать свои таланты и, если результат их удовлетворял, договаривались уже о смотринах и сватовстве. Невеста считалась никудышной, если быстро уставала, такую считали либо больной, либо лентяйкой.

Идеальным вариантом было сочетание в женщине смирения, трудолюбия и даже покорности. При этом она должна была понимать, когда ей следует замолчать.

Вообще в Древней Руси мужчинам перечить было не принято, последнее слово всегда оставалось за главой семьи. Если семья жениха была небогатой, то на мелкие недостатки девушки она глаза закрывала, но при условии, что родители за дочку давали 15-20 рублей в качестве приданого.

Вообще, конечно, женихи Древней Руси были очень привередливыми, они искали невесту себе одновременно умную и глуповатую. Звучит нелепо, да? Сейчас все объясню.

Женщина, на которой мужчина собирался жениться, должна была обладать некоей житейской мудростью. С «деловыми» предпочитали не связываться, мало ли, а вдруг она колдовкой окажется?

Да и шибко умных тоже не жаловали, никому не хотелось семейную жизнь со скандалов начинать. Такая ведь жена перечить начнет, мнение свое высказывать, советовать, как лучше поступить, а мужчина ведь такого терпеть не станет, его слово – закон.

«Ум» заключался как раз таки вот в этой житейской хитрости. Умная женщина знала, когда нужно согласиться с супругом, а когда – промолчать, когда ласку показать. Не зря же говорят, что жена – это шея, а муж – голова.

Только вертеть этой головой нужно было уметь. При этом и на тихоне тоже никто жениться не хотел, ну что с ней делать? С ней же будет скучно.

В общем, мужчинам в Древней Руси нужно было, чтобы женщина была покорная и при этом веселая, улыбалась круглые сутки, танцевала, если нужно будет, в важные вопросы со своим мнением не лезла и пела лучше всех.

Какие-то двойные стандарты получаются!

Жениться на «злых» тоже не желали. Древние русичи в это слово вкладывали немного другой смысл, нежели мы. Злыми называли женщин распутных, самостоятельных, к колдуньям тоже часто применяли этот термин.

В Древней Руси считали, что к доброй жене тянет, а от злой хочется сбежать подальше. Кстати, Марфушу из сказки «Морозко» тоже бы посчитали злой, но отнюдь не из-за вредного характера. Львиную долю своего свободного времени Марфуша проводила у зеркала, разглядывая себя и напрашиваясь на комплименты, мужчины таких «цац» не любили, старались подальше от них держаться.

Возрастной «ценз» на браки разнился в зависимости от области и эпохи. Родители жениха и невесты могли договориться друг с другом о свадьбе заранее, когда их детям исполнится 12-14 лет, а само венчание старались провести попозже, лет в 16-18.

Во-первых, к этому времени невеста уже полностью формировалась физически, на нее можно было взвалить тяжелую работу. А во-вторых, взрослая девушка с большей долей вероятности могла родить ребенка и сама при этом остаться в живых.

20-23-летние женщины на Руси считались «перестарками». Люди рассуждали просто, если на нее внимание никто до сих пор не обратил, значит, есть в ней какой-то изъян. Тридцатилетних женщин и вовсе звали «вековухами», за них вообще приданого не давали. Для вековухи получить предложение руки сердца от мужчины было большим счастьем.

Все же невест той эпохи мне жаль. Получается, замуж могла выйти только полностью здоровая красавица с хорошим приданым, легким нравом и с широкими бедрами? А остальным как быть?Женщина даже с небольшим внешним недостатком (например, со шрамом на лице) могла свою жизнь прожить в одиночестве.

Оцените статью
Незамужним приходилось ходить по домам и просить «Христа ради», побираться, чтобы не умереть с голоду. История женщин в Древней Руси
Роза Бертен. Судьба портнихи из низов, сумевшей стать любимицей Марии-Антуанетты