«Ни с кем я не дружу»: Кира Муратова — брак с мужчиной на 22 года младше, потеря дочери из-за тяжелой зависимости и отношение к Литвиновой

О гениальности режиссера Киры Муратовой, возможно, будут спорить еще очень долгое время. Особенность и характерность ее фильмов понимают и принимают далеко не все — это зеркало, которое отражает реальную жизнь.

Она снимала кино про то, что люди пытаются от себя отогнать. На что хотят закрыть глаза. Это фильмы-«коллажи», фильмы-«провокации» с жесткой, порой даже жестокой иронией.

Но мало кто знает, что непростая жизнь и горький опыт самой Муратовой сформировал ее отношение к миру и людям.

Кира Короткова родилась в ноябре 1934 года в румынском городе Сороки. Мать, Наталья Исааковна, работала врачом-гинекологом. Отец, Юрий Александрович, был инженером и секретарем Сорокского подпольного уездного комитета компартии Румынии.

В 5 лет девочка переехала с родителями в Бухарест. Когда началась Великая отечественная война, мать и дочь эвакуировали в Ташкент. Отцу пришлось остаться, чтобы обеспечить работу румынского подполья. Но в 1941 году его расстреляли.

В Бухарест Коротковы сумели вернуться уже после победы, где мать получила назначение на должность замминистра здравоохранения Румынии. Благодаря этому у девочки была возможность бесплатно посещать все кинотеатры города. Так она полюбила мир кино.

Несмотря на то что Кира имела право поступить в любой ВУЗ Румынии, после школы она отправилась в Москву. И в 1952 году успешно сдала вступительные экзамены в МГУ на филологическое отделение.

Но уже совсем скоро поняла, что слушать лекции по Пушкину и зарубежной литературе ей скучно. Однако университет все же окончила. А после сразу же подала документы во ВГИК и поступила на режиссерский факультет.

Наставниками и лучшими творческими друзьями для одаренной студентки стали Сергей Герасимов и Тамара Макарова, а их мастерская считалась лучшей по тем временам.

Там же судьба свела ее с Александром Муратовым. Пара решила узаконить отношения, но неожиданно возникли некоторые трудности – девушка была гражданкой другой страны. Хорошо, что влиятельная мама смогла помочь с решением данного вопроса.

Однако только в 1987 году Кира приняла советское гражданство, а после развала страны – украинское.

В конце 50-х по распределению Кира с мужем попали на Одесскую киностудию. С того времени вся жизнь и творчество режиссера будет тесно связана с этим городом. На этой киностудии молодые дарования создали свои первые работы: короткометражку «У Крутого Яра» и фильм «Наш честный хлеб».

Третью их совместную работу — картину «Короткие встречи» вышедшую в 1967 году, Кира Георгиевна считала уже началом своего самостоятельного творческого пути.

И пусть лента была прохладно встречена критиками, но зато она полюбилась публике. Главные роли в картине достались талантливым и набирающим популярность актерам Владимиру Высоцкому и Нине Руслановой.

Одну из трех главных ролей пришлось исполнить и самой Кире. С подачи мужа она заменила актрису, не приехавшую на съемки. Позже Муратова еще раз снялась с Высоцким в ленте «Опасные гастроли».

Этот фильм тоже чуть не ушёл на полку. И лишь благодаря режиссёру Юнгвальду-Хилькевичу удалось этого избежать. Он отстоял его каким-то его чудом.

В 1971 году состоялась ее первая самостоятельная режиссерская работа «Долгие проводы» с Зинаидой Шарко в главной роли. Муратова сняла фильм о «нелепой женщине» без прикрас. Режиссер в принципе ненавидела притворство в обществе и в людях.

Сюжет фильма строился на взаимоотношении матери и взрослого сына, который уже был готов начать самостоятельное плаванье, а она не знала, что делать после этого со своей жизнью. История кажется рядовой, но советский кинематограф был еще не готов к таким сценам.

Фильм полувековой давности и сегодня смотрится как современное кино, которое не устареет еще долгое время. Настолько яркие, правдивые и жизненные характеры в нем отображены. Но советская цензура нашла в истории «противопоставление интеллигенции народу» и на 16 лет отправила ленту на полку.

Тем не менее, начиная именно с этой работы, сформировался особый стиль Муратовой: «На это не любят смотреть. Об этом не любят думать. Это не должно иметь отношение к разговорам о добре и зле».

С середины 70-х для Киры Георгиевны наступили тяжелые времена. Она ничего не снимала о политике. Но при этом ее фильмы были опасны. Их «складывали на полку», надолго задерживая выход. Или вовсе запрещали.

Тогда же руководителю Одесской киностудии пришел приказ из Москвы уволить Муратову в связи с несоответствием занимаемой должности. Ей предложили место библиотекаря и еще преподавателя в «Школе киноактера».

Решив, что на Украине она не сможет реализоваться, Кира приехала в Ленинград и устроилась работать на «Ленфильм». Здесь она познакомилась с художником-постановщиком, декоратором Евгением Голубенко, своим будущим вторым мужем.

Завистники шептались и удивлялись, что молодой, подающий надежды художник нашел в этой женщине. Голубенко был на два десятилетия младше Муратовой. А он просто относился к ней как к гениальному, талантливому человеку и прекрасной возлюбленной. Несмотря на перешептывания, муж до самого конца был ее верным спутником, соавтором и соратником.

С ней легко работать… Она не начнёт биться в истерике и кричать, — говорил Евгений позже.

Все время, в течение несколько лет Муратова пыталась найти финансы для съемок следующей картины — «Познавая белый свет». И здесь она оставалась верной себе, с особенным взглядом на мир. Жизненный сюжет в ее фирменном изложении. Без сглаживаний. Жестко и реально.

За десять следующих лет она смогла снять только две картины — «Среди серых камней» и «Перемена участи». А в 1989, после возвращения в Одессу, вышел один из ее сильнейших фильмов «Астенический синдром», принесший и международное признание.

Она всегда показывала реальность, которую можно охарактеризовать фразой из ее фильма: «Этой планете я бы поставила ноль».

Фильм был неоднозначно принят зрителями. Но следует отметить один интересный факт – после его выхода в Одессе была закрыта живодерня, а спонсоры из Германии помогли организовать приют для животных.

В начале 90-х для Киры Георгиевны начался расцвет ее творчества. В 1994 году она познакомилась с актрисой Ренатой Литвиновой, которая на долгие годы стала ее любимицей и Музой. Характер и манера актрисы привлекали режиссера.

Их знакомство началось со сценария. Литвинова его написала, Муратова прочла и оценила. Позже они встретились на одном из кинофестивалей. Рената настолько поразила режиссера своими утонченными манерами, что та сразу подумала: «Хочу её снимать”. Киру Георгиевну всегда интересовала тема «странных людей». И сняла.

Вместе они работали над фильмами: «Увлеченья», «Три истории», «Настройщик» (получивший три «Ники» и номинацию на премию Венецианского кинофестиваля), «Мелодия для шарманки».

Уже позже многие критики приписывали им большую дружбу, чуть ли не обоюдную любовь. Но это было не так. Обе отзывались друг о друге с огромным уважением. Но на вопрос журналистов о Литвиновой режиссер резко отвечала:

Ни с кем я не дружу. Уважаю. Контактирую. Могу поддерживать. На этом всё.

Все фильмы Муратовой имеют статус фестивального авторского кино. А такого плана лентам очень трудно найти финансирование. В 2012 году после работы над «Вечным возвращением» Кира Георгиевна объявила о своем уходе из киноиндустрии. Ей уже нечего было сказать этому миру.

Она всегда была человеком очень необщительным и имела стойкое отвращение ко всякой публичности. Не любила никаких интервью. После ухода свела к нулю всяческое общение с миром, оставаясь открытой только для своего мужа и двух внуков. По ее словам, никогда не ценила прошлое, всегда интересуясь настоящим.

Муратова ни разу не обмолвилась, почему не общалась с повзрослевшей дочерью Марианной, которая была рождена в первом браке. Говорили, что женщина страдала наркотической зависимостью. Выносила из дома всё, вплоть до паркета. И умерла, наверное, тоже от этой болезни.

Дочь подарила Муратовой двух внуков — Александра и Антона. Бабушка еще детьми снимала их в эпизодических ролях в своих фильмах. А после смерти матери забрала себе. Когда выросли, старалась поддерживать.

Кира Георгиевна Муратова скончалась 6 июня 2018 года, оставив своим зрителям фильмы для размышления.

Оцените статью
«Ни с кем я не дружу»: Кира Муратова — брак с мужчиной на 22 года младше, потеря дочери из-за тяжелой зависимости и отношение к Литвиновой
Непростая семейная жизнь Евгения Евтушенко и Беллы Ахмадулиной. Что послужило причиной разрыва главной литературной пары 60-х