«Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?» Драматичная судьба Маргариты Володиной, не нашедшей в СССР счастья

— Что, комиссарша, хочешь стать следующей? — незнакомый голос в телефонной трубке заставил Маргариту похолодеть.

10 декабря 1981 года Маргарита Володина позвонила своей подруге актрисе Зое Фёдоровой, с которой они часто созванивались, и предложила увидеться. Но встречи не будет, Зою найдут на следующий день застреленной в собственной квартире, а Володиной начнут названивать по ночам с угрозами.

Судьба советской актрисы Маргариты Володиной была трагичной. Её ждала блестящая актёрская карьера в союзе с мужем-режиссёром, она была молода, красива и талантлива. Но однажды удача отвернулась от неё, а счастливая жизнь разрушилась. В страхе за свою жизнь Володина уехала из страны.

Маргарита была одной из самых ярких звёзд советского кино в 70-е годы.

Одна лишь роль комиссара в картине «Оптимистическая трагедия» («Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?»), вышедшей в 1963 году, навсегда вписала её в историю отечественного кинематографа. Фильмы с её участием посмотрели миллионы зрителей, а фотографии актрисы с завидным постоянством появлялись в журналах.

Почему всё это словно оборвалось в какой-то миг, и Маргарита буквально исчезла с экранов?

«Оптимистическую трагедию» привезли в Канны на фестиваль. Зал рукоплескал минут двадцать после просмотра. Коммунистическая идеология? Да неважно!

— Эта комиссар в юбке великолепна! — переговаривались в зале. — Где только русские берут таких выразительных актрис?!

Маргарита спускалась по лестнице с красной ковровой дорожкой, одетая в шикарное платье, специально сшитое для неё на «Мосфильме» (актриса сама заплатила за два платья), и ловила на себе восхищённые взгляды. У неё были все шансы получить приз за лучшую женскую роль.

Журналисты захлёбывались от восторга, в прессе писали, что фанатичная коммунистка в исполнении Володиной необычайно привлекательна как женщина, а актриса достойна высшей награды.

Однако, чиновники из «Госкино» вмешались, мол, если присуждать приз, то только фильму, награждать одну лишь молодую актрису не следует. В итоге картина получила специально изобретённый приз «За наилучшее воплощение революционной эпопеи», а Володина осталась без награды.

Лучшей актрисой в Каннах была названа Марина Влади за роль в фильме «Современная история: Королева пчёл» («Пчелиная матка») и справедливости ради надо заметить, что она была великолепна.

Зато журнал «Советский экран» объявил Володину актрисой года согласно зрительскому опросу. В СССР для актёра это была очень значимая оценка! И всё-таки Маргарите было обидно за Канны. Однако, она не унывала, и не такое переживала раньше.

По сравнению с жизненными невзгодами, которые ей пришлось испытать ещё в детстве и юности, всё это пустяки, считала актриса.

Маргарита родилась 26 января 1932 года в Ленинграде. В начале лета 1941 Рита поехала с домработницей Шурой в Псковскую область к Шуриным родственникам. Когда началась война, девочка оказалась с ними на оккупированной территории.

Только после окончания войны ей удастся вернуться к маме, которая исправит её год рождения на 1938, и девочка снова пойдёт учиться в третий класс.

Жить и бы радоваться — выжили, выстояли всем бедам на зло! Но спустя несколько лет отчим написал донос на её мать, и та оказалась в тюрьме. Что-то она сделала противозаконное и загремела на пять лет. Вроде как отчим пошёл на это из-за квартиры… Маргарите пришлось нелегко — доучивалась в вечерней школе, устроившись сортировщицей на овощебазу.

Однажды девушка шла по Невскому, с удовольствием дыша свежим воздухом. На глаза ей попалось объявление о наборе в школу-студию МХАТ. Володина круто изменила свою жизнь, отправившись на экзамены.

Её приняли, она уехала в Москву, училась на отлично, получая повышенную стипендию. Лишилась её за съёмок в кино, но, во-первых, за них платили, а во-вторых, Маргарита в 1957 году вышла замуж за режиссёра Самсона Самсонова.

Режиссёр сменил еврейскую фамилию Эйдельштейн на Самсонов, был старше Маргариты на 11 лет (а не на 17, учитывая, что ей изменили год рождения) и женат, но ради Володиной оставил жену и двухлетнюю дочь. Творческий союз Самсона и Маргариты был плодотворным, супруг снял её в пяти своих фильмах.

Она дебютировала у него в «Огненных верстах» в 1957, а потом были «Ровесник века» (1960), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Три сестры» (1964), «Арена» (1967) и «Каждый вечер в одиннадцать» (1969). Снималась Володина и у других режиссёров, поскольку была действительно хорошей актрисой, муж просто явил свету её талант.

В 1959-м, окончив Школу-студию МХАТ, Маргарита поступила на службу в «Современник», через год перешла в театр Советской армии. В 1961 году актриса ушла в Театр-студию киноактёра.

Роман с театром у неё не сложился, а ведь всё могло быть по-другому, если бы Володину взяли во МХАТ после Школы-студии. Но этого не произошло из-за аморального поведения актрисы, ведь считалось, что она разбила семью режиссёра.

— Мне все говорили, все: какая же ты глупая, выбирай — или театр, или твой Самсонов, — рассказывала актриса. — Но я тогда была пылкая и его любила. Мне казалось, что он такой талантливый и такой беспомощный по-человечески, что его нужно защищать. И вот я его защищала.

Рита родила дочь Машу и считала себя очень счастливой женщиной. Любящий муж, доченька и работа мечты. 13 лет продлился этот брак, из которого постепенно уходила любовь: Самсонов дико ревновал свою эффектную жену, хотя она поводов не давала.

— Ревновал дико! — рассказывала Маргарита Володина. — Так а сколько сплетен было… О моем «романе» с Тихоновым говорила даже Нонна Мордюкова. Но его не было. Нонна, выяснив это, начала со мной общаться.

Мы с Тихоновым даже никогда крепко не дружили, Вячеслав был достаточно замкнутым человеком, не лез в конфликтные ситуации, но мог проявить по-настоящему мужской характер.

Однажды он стал свидетелем разговора, в котором группка актрис в негативных красках обсуждала меня. Тихонов остановился, прислушался и, заметив несправедливость сказанного в мой адрес, быстренько этих дам поставил на место: «Немедленно прекратите! Закройте рты!» Я ему за такое ко мне отношение очень благодарна.

Последний совместный фильм Самсонова и Володиной «Каждый вечер в одиннадцать» рассказывал о счастливой любви, возникшей в результате случайным образом набранного номера.

Несколько месяцев после его выхода на экраны была феноменальная нагрузка на телефонную сеть, люди пытались искать своё счастье, как в картине. Фильм посмотрели 46 миллионов зрителей! А Самсон разошёлся с Маргаритой и сделал всё, чтобы её не приглашали в кино.

— Меня просто вычеркнули, будто такой актрисы нет, — вспоминала Володина. — И это после триумфального фильма… Спасали концерты, у меня был прекрасный номер по «Оптимистической трагедии», люди аплодировали стоя. Сложно пришлось — не то слово, на руках маленькая дочь и больная мать, а бывший муж распускает сплетни.

Почему-то Володину невзлюбили актрисы, мужчины за неё заступались… Имело ли это под собой какие-то основания, Бог знает. Родители Андрея Миронова поддерживали Володину, жившую с ними по соседству.

А Андрей, услышав как-то злые слова в адрес Маргариты на киношной тусовке, спросил: «Что она вам сделала?» «А ничего» последовал ответ. Стоит Володина в гримёрке, видит в зеркале Лидию Смирнову, а та с усмешкой говорит: «А вот инородное тело появилось».

Как-то Олег Анофриев, служивший в то время Театре киноактёра, сказал Володиной, что группа актёров написала на неё донос в КГБ.

— Когда не было работы в кино, я в отчаянии написала письмо в Австралию одному эмигранту, который очень хорошо относился к нам, когда мы привозили «Оптимистическую трагедию», — объясняла Маргарита.

— Он тогда мне подарил шикарный кожаный костюм, а Самсонову – кожаную куртку. И вот я попросила его помочь мне. Причем я не хотела ничего конкретного и ни на что не надеялась. Это письмо попало в КГБ.

— Они писали доносы, и я писала наверх, — горько усмехалась Маргарита. — Просила вернуть меня в кинематограф, ведь ничего плохого я не сделала. Писала Брежневу и его дочери Галине, которая благосклонно относилась к актёрам.

Брежнева, кстати, дружила с Зоей Фёдоровой. В это время появляется мужчина, в объятиях которого Володина чувствует себя защищённой от жестокого мира, и выходит за него замуж. Второй муж оказывается преступником, занимающимся бриллиантами, естественно, вне закона.

Пять лет продлился их брак, а потом Маргарита узнала, что супруг участвовал в финансовых афёрах, да ещё и прикрывался её именем. После его ареста и убийства Зои Фёдоровой, которая, по версии следствия, имела отношение к «бриллиантовой мафии», актриса не чувствовала себя в безопасности, особенно, когда ей звонили неизвестные с угрозами.

Однако, судьба дала ей передышку. Однажды в Болгарии Маргарита попросила гадалку предсказать судьбу, и та поведала, что актриса будет очень счастлива с мужчиной, но … всего лишь год!

Володина попала в больницу, и во время операции ей занесли инфекцию. Всё было очень плохо, жизнь висела на волоске, но её спас врач Михаил Крутиков, который ухаживал за ней по собственной инициативе, вне рамок стандартного протокола.

Маргарита выздоровела, а с Мишей они полюбили друг друга. Он был добрым хорошим человеком, сумевшим понравиться и дочери Маше, и матери Володиной.

Год, целый год счастья… Михаил умер от сердечного приступа в 41 год прямо дома, на руках у Маргариты.

— Я была в такой депрессии… — вспоминает Володина. — Крах, полный крах всех надежд. И опять сплетни, мол, муж умер не просто так. Однажды мне подожгли дверь в квартиру… возобновились звонки с угрозами — найди бриллианты!

Дочь Маша закончила театральный, но появилась только в одном фильме «Время и семья Конвей» вместе с матерью, где Владимир Басов снял актёров и их детей, дети играли киногероев своих родителей в молодости.

Самсонов отказался помогать дочери в карьере, Маша занималась дубляжом, родила дочку Аню от женатого мужчины, а потом уехала во Францию. Там она пела в ресторанах, позже занялась живописью.

Внучка жила с Володиной, которая ездила по стране с концертами от «Бюро пропаганды советского кино». Жить было нелегко, а тут ещё возобновились угрозы по телефону. Тем временем Маша вышла замуж за француза, жила скромно и тосковала по дочери.

Маргарита решила, что дальше так продолжаться не должно — родные люди должны быть вместе. В 1994 году Маргарита с Аней оказались в Париже, где блиставшая некогда актриса устроилась посудомойкой в ресторан.

— Я приезжала во Францию на фестиваль в 1963 году… Как меня встречали и опекали! Ну а теперь всё было по-другому, начиная с обыска на таможне. Я не узнала Парижа, всё было чужим и враждебным. В СССР у меня была сложная жизнь, но, уехав, я жила совсем непросто, какое-то время вообще на нелегальном положении.

Со временем Франция приняла меня, платят крохотное пособие. Живётся несладко, но я нашла нашу церковь и пришла к вере, а главное — мои дочь и внучка здесь, и у них всё хорошо. По-прежнему люблю Россию и испытываю огромную грусть из-за того, что возвращаться мне некуда.

Оцените статью
«Ну, кто ещё хочет попробовать комиссарского тела?» Драматичная судьба Маргариты Володиной, не нашедшей в СССР счастья
«Выпивали с Евстигнеевым и мечтали о новой жизни»: боевой летчик, король эпизода и 130 ролей в кино. Судьба Владимира Кашпура