Георгий Милляр из детских фильмов-сказок очень любил детей, но сам не мог их иметь и сильно жалел об этом. Актер часто ассоциируется с образами нечистой силы, и его Баба-Яга остается одной из самых незабываемых и неповторимых. Однако его нельзя считать актером одной роли, ведь на его счету около 140 работ.
Детство
Георгий родился в 1903 году и принадлежал к французскому дворянскому роду де Милье. Его отец приехал из Франции и работал инженером-мостостроителем, а мать была дочерью золотопромышленника. К сожалению, отца не стало, когда мальчику было всего три года, но мать смогла обеспечить достойное существование и нанять сыну гувернантку, которая учила его иностранным языкам.
Его родная тетя была актрисой, и благодаря ей Георгий с раннего детства полюбил театр. В 7 лет он загримировался под Мефистофеля из «Фауста» и устроил дома спектакль. Несколько лет они с матерью жили у деда в Геленджике, где Георгий окончил школу и устроился в театр бутафором. Там он сыграл первую роль, заменив актрису в спектакле «Золушка».
В 1917 году жизнь семьи изменилась: их дом в Геленджике конфисковали, а в большой московской квартире их семье была выделена одна комната.
Образование и карьера
Чтобы скрыть свое происхождение, Георгий взял себе фамилию Милляр, после чего стал учиться в театральной школе при Московском театре Революции. В этом театре он успешно проработал до 1938 года. Паралельно с игрой в театре он начал сниматься в кино, но это были только маленькие эпизодические роли.
Съемки в «Марионетках» подарили ему встречу с Александром Роу, который был ассистентом режиссера. И когда Роу снимал свой первый фильм «По щучьему велению», то пригласил Милляра сыграть царя Гороха.
Через год Милляр снялся в его сказке «Василиса Прекрасная», где одной из его ролей была Баба-Яга. Актер обошел на пробах даже Фаину Раневскую. Чтобы создать образ Бабы Яги, он наблюдал за старушками, копировал их походку и особенности речи, а характер заимствовал от вредной соседки.
Как верно подмечал актер, мало, кто из молодых актрис согласился бы так себя изменить и выглядеть на экране в безобразном виде, а пожилые актрисы не смогли бы активно прыгать и скакать. А Миллер запросто мог сделать все, что требуют гримеры, он приходил на съемки с выбритыми волосами и бровями, и сам выполнял трюки.
Позже он удачно вжился в роль Кащея Бессмертного, а его худоба, которая появилась после перенесенной малярии, только усиливала впечатление от его героя.
Милляр снялся в 15 фильмах Роу, из них только в четырех он сыграл Бабу Ягу: «Василиса Прекрасная», «Морозко», «Огонь, вода и медные трубы», «Золотые рога».
Артист всегда активно участвовал в создании своих образов, придумывал костюмы и грим, а особенно виртуозно он владел мимикой, беря за примеры сцены из немого кино.
Он настолько стал ассоциироваться со сказочными персонажами, что в иных фильмах его и не узнавали. Актер играл эпизодические роли в кинофильмах «Война и мир» (француз Морель), «Драгоценный подарок» (профессор Утятин), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (играл в домино), «Кин-дза-дза» (постовой эцилопп) и др.
Милляр признавал, что играть сказочные образы — это его амплуа, но он очень мечтал исполнить серьезную и глубокую роль, вроде Цезаря, Вольтера и Суворова. Однако режиссеры не видели в нем героя.
Милляр был душой компании, обожал остроумные шутки и написал сборник афоризмов, которые могли сравняться с высказываниями Фаины Раневской.
Он любил зрителей и особенно детей, а когда его пригласили на детское мероприятие в концертный зал «Россия», то нарисовал 850 рисунков, где изобразил Бабу Ягу и оставил автограф, чтобы каждому ребенку достался от него памятный подарок.
Однако в назначенный день за актером не приехали и даже не предупредили об отмене концерта. Рисунки пришлось раздать соседям, а некоторые хранятся в музее дома кино.
О личном
В молодости актер был женат на некой актрисе, но этот брак долго не продлился. После свадьбы актер выяснил у врачей, что он не сможет иметь детей, а его жена, не зная об этом, объявила, что ждет ребенка.
Милляр остался жить со своей матерью в коммунальной квартире, и лишь когда ее не стало, то по настоянию Роу решил жениться. Его избранницей стала 60-летняя соседка Мария, которая в войну потеряла мужа и сама вырастила детей. Он надел костюм и бабочку и пришел к ней свататься.
На предложение руки и сердца 65-летнего жениха потенциальная невеста отреагировала удивленно и сказала, что мужчины-то ей уже без надобности, на что актер ответил в своей шутливой манере: «Я не мужчина! Я Баба-яга!». Она приняла его предложение и вскоре они поженились.
Через 5 лет супругам дали двухкомнатную квартиру на окраине Москвы, где они прожили еще 20 лет. Мария обеспечивала быт и заботу, сопровождала мужа в киноэкспедициях, и он относился к ней с большой нежностью, называя «лапочкой». Когда Георгию Францевичу было 85 лет, его наградили званием народного артиста РСФСР, а спустя пять лет его не стало. Актер ушел тихо во сне.