«Отчего мастер не накажет этого мальчишку», — удивлялись другие подмастерья, но слова сказать не смели. Все знали, к кудрявому, с лицом ангела Салаи, мастер да Винчи питает особую слабость. Прощает ему все безобразные выходки и даже воровство.
«Джакомо пришел жить со мной в день святой Марии Магдалины 22 июля 1490», — записал Леонардо да Винчи в своей записной книжке особым шифром.
В тот день в его мастерскую привели нового подмастерье, мальчика десяти лет по имени Джан Джакомо Капротти да Орено, младшего сына в семье, не имевшей достаточно средств, чтобы содержать всех.
Мальчик озирался по сторонам и выглядел не испуганным, а наоборот, воодушевлённым. Не испытывая сожаления от расставания с родными, он оценивающе рассматривал своего нового хозяина.
В мастерской да Винчи уже работали пять мальчишек, детей отдавали в услужение, надеясь, что те проявят талант и станут учениками, научатся ремеслу. Выполняя самую простую и черную работу, постепенно они учились смешивать краски, готовить бумагу и холсты, а самым талантливым Леонардо давал уроки.
Появление кудрявого, ангелоликого мальчишки внесло суматоху в размеренную жизнь. В первый же день он украл у мастера Леонардо деньги, которые от намеревался отдать портному за новую рубашку, куртку и панталоны для нового ученика:
«На второй день я велел скроить для него две рубашки, пару штанов и куртку, а когда я отложил в сторону деньги, чтобы заплатить за эти вещи, он эти деньги украл у меня из кошелька, и так и не удалось заставить его признаться, хотя я имел в том твердую уверенность».
Очень скоро за ним закрепилось прозвище Салаи – Дьяволенок, а в записных книжках Леонардо тянулся бесконечный список проказ и проделок, часто злых и глупых.
Не гнушаясь ничем, Салаи воровал у других учеников и у самого Леонардо, у знатных господ, куда посылал его мастер или брал с собой, много ел и пил. Часто Леонардо приходилось заступаться за него и вызволять из передряг.
А остальные только удивлялись и переглядывались – отчего же столь знаменитый и талантливый человек терпит проделки какого-то глупого и жадного мальчишки, капризного бесенка.
Леонардо да Винчи не заблуждался касательно своего ученика. Он видел, что Салаи невежественен, груб и ленив. Но рассмотрев в нем задатки таланта, мастер стал заставлять Салаи заниматься и со временем тот наравне, а иногда и лучше других, помогал Леонардо и копировал его работы.
Была и другая, не менее важная причина, Салаи был очень красив: «очень привлекателен своей прелестью и красотой, имея прекрасные курчавые волосы, которые вились колечками и очень нравились Леонардо».
Нередко мастер использовал ученика в качестве модели. Его лукавая улыбка и кудри запечатлены на полотне «Иоанн Креститель» и множестве рисунков да Винчи. Его образ искуствоведы находят и в «Тайной вечере» и даже «Мона Лизе».
И все же, положение Салаи в мастерской было привилегированным. Только на его одежду да Винчи тратил в год больше, чем на всех других подмастерий, и давал ему денег больше, чем другим. Двадцать пять лет Дьяволенок оставался рядом с мастером.
Но когда Леонардо да Винчи уезжал во Францию ко двору короля Франциска I, он не взял с собой любимого ученика, оставив ему большую сумму денег, которой хватило, чтобы Салаи построил себе дом на землях виноградника, которым владел мастер.
«Когда ты будешь один, ты, наконец-то, станешь принадлежать самому себе…» — размышлял Леонардо в письме Салаи.
В своем завещании Леонардо да Винчи разделил этот виноградник между Салаи и своим слугой Баттиста. Кроме того, Салаи он завещал некоторые из своих работ, среди которых, по легенде, была и Мона Лиза. Но король Франциск или не отослал это полотно, либо речь шла о копии.
После смерти своего учителя, покровителя и друга, Салаи женился на девушке по имени Бьянка Кальдироли. Отец давал за ней хорошее приданое, и молодая чета поселилась в том самом доме на винограднике близ Милана.
Дурной нрав не оставил Дьяволенка и однажды возмездие настигло его, кто-то из оскорбленных им нанял убийц и любимый ученик Леонардо да Винчи скончался в возрасте сорока четырех лет.