— Великолепно! Девушка, кто вас готовил к поступлению? – важный мужчина с усами с улыбкой смотрел на Таню.
— Никто, я сама. Я в кружке драматическом занималась, — Таня стояла страшно гордая собой.
— Отлично, отлично! Давайте ваш аттестат, — мужчина склонился над своим списком и сделал какие-то пометки на полях.
— …А у меня нет аттестата. Понимаете, я еще школу не окончила, — Таня вдруг распереживалась, а если она все испортила.
— Ну-с, без аттестата нельзя. Не положено. Давайте так, вы окончите школу и снова придете к нам. Договорились?
Таня выпорхнула из кабинета приемной комиссии и счастливая побежала к тетке…
Детская любовь
Уроженка Ленинграда Татьяна Доронина с детства была по-хорошему «больна» искусством. Этой увлечённости не смогли помешать ни бедная обстановка коммунальной квартиры, ни тот факт, что родители девочки никакого отношению к творчеству не имели.
Таня активно занималась в кружке художественной самодеятельности и не пропускала практически ни одного спектакля Кировского театра и ленинградского Дворца промкооперации.
Во многом этому способствовала её родная тётка Екатерина, которая и привила девочке убеждённость в том, что даже среди всего самого ужасного в жизни всегда есть возможность сохранять достоинство и красоту. Тётя Катя и раздобыла билеты на первые в жизни Дорониной спектакли — «Ночь перед Рождеством» и «Иоланту».
Ещё в старших классах школы Татьяна отправилась пробовать свои силы для поступления в Школу-студию МХАТ. С революционной скоростью она прошла три вступительных тура и… благополучно была отправлена домой ввиду отсутствия аттестата.
Доронина и глазом не моргнула. Она просто почерпнула сил и уверенности, а после окончания школы вернулась и вновь с блеском сдала все экзамены.
Жена декабриста
Эффектная, очень талантливая и экспрессивная Татьяна, конечно же, произвела огромное впечатление на своих однокурсников, но выбрала среди них одного из самых интеллигентных и скромных – Олега Басилашвили.
Окружающие были немало удивлены, Олег и Таня, казалось, герои совершенно разных романов и вместе их представить было чрезвычайно сложно.
Отец Олега кандидатуру невестки не одобрил. Она казалась чрезвычайно холодной и отстраненной. Впрочем, самого парня это нисколько не смущало и после трёх лет встреч Доронина и Басилашвили расписались в ЗАГСе и стали мужем и женой.
Татьяна выросла в мире книг и спектаклей, только придуманную жизнь она считала настоящей. Именно поэтому, когда по окончании учёбы ей предложили остаться в Москве, а Олега по распределению отправляли в Волгоград, она решила многим пожертвовать и отправилась в провинцию вместе с мужем.
Ей казалось, что так и должно быть, она хотела играть роль верной и понимающей жены. А в роли свои Доронина искренне верила.
Впрочем, Олег даже в какой-то степени был рад, что появилась возможность переехать от родителей – за все время совместной жизни Таня так и не сумела найти общего языка с отцом Олега.
Поспешное решение
Обосновавшаяся в Волгограде молодая семья жила вполне себе счастливо, пока в дело не вмешался случай. Актёра Басилашвили пригласили на съёмки в фильме «Невеста». Ехать нужно было в город, и Олег отправился, потому что работа в кино, естественно, оплачивалась куда выше выхода на сцену театра.
Верная и заботливая жена – Доронина, однажды решила навестить любимого мужа. тем более и повод был подходящий – Татьяна как раз узнала, что у супругов будет малыш.
Каково же было удивление девушки, когда вместо радостного от неожиданной встречи Олега она увидела подвыпившего супруга, да ещё и в компании другой актрисы.
Танечка Пилецкая, в обществе которой и обнаружила Доронина мужа, была партнершей Басилашвили по фильму. Как уверяли оба, ничего крамольного они не делали, просто выпили по бокалу вина после тяжелого рабочего дня, беседовали о жизни. Тем более оба актера – семейные люди.
Доронина быстро сделала выводы не в пользу супруга. Уж больно обстановка в комнате, по ее мнению, была располагающей к амурам. Актриса не стала выяснять отношения, но вернувшись домой тут же отправилась к врачу.
Даже не задумываясь о возможных последствиях, актриса сделала аборт. Выяснилось, что супруги ждали двойню… Но это был полбеды. Операция прошла не очень успешно и актриса уже никогда не сможет стать матерью. Вероятно, пройдут годы, и она пожалеет об этом опрометчивом решении, но тогда такое решение ей казалось единственно верным.
С Олегом Таня не развелась. Муж клялся и божился, что ничего не было.
Возвращение к истокам
Татьяну вскоре пригласили в Ленинград. Отказать режиссёру Товстоногову Доронина не могла, но и ехать без мужа отказывалась. Товстоногов был обескуражен, но согласился… Уж больно нужна была ему актриса Татьяна Доронина.
Режиссёр в Дорониной «души не чаял», она сразу же стала безоговорочной примой театра, а вот Басилашвили тяготился успехами жены, своими маленькими ролями и грузом событий в Волгограде. В конце концов Олег «освободился от гнёта», а Татьяна перестала зацикливаться на его измене – муж и жена развелись.
Юфит, как поклонник и Радзинский, как источник вдохновения
О, прима БДТ не могла долго оставаться без внимания мужчин. Вскоре её поклонником стал театральный критик Анатолий Юфит. Увидев Татьяну на сцене, тот совершенно безрассудно влюбился.
По его собственным словам, он был сражён «этим кукольным лицом и хищным взглядом» настолько, что прекратил отношения с одной из известных балерин.
Роман и замужество с Юфитом продлились три года, а причиной расставания стало якобы пренебрежительное отношение со стороны Анатолия…
На самом деле, не в Юфите оказалось дело. Да, Татьяна не терпела недостаточного почтения, но основным фактором послужила встреча с драматургом Эдвардом Радзинским…
Это был случай, когда музой выступили оба партнёра. И Радзинский, и Доронина были совершенно очарованы друг другом в творческом плане, а это очарование разожгло настоящую страсть.
Именно Эдвард уговорил возлюбленную бросить всё и вернуться в Москву. Ни роль примы в БДТ, ни личные просьбы Товстоногова не смогли остановить актрису.
Период брака с Радзинским подарил Дорониной две великие роли в кино – в «Трёх тополях на Плющихе» и «Старшей сестре». Эдвард же кропотливо и вдохновенно работал над пьесами, многие из которых по несколько раз корректировались и редактировались специально под актрису. Она позволяла себе импровизировать, а муж тут же вносил поправки.
Если существовало понятие «брак длиною в жизнь», то отношения Дорониной и Радзинского можно было бы назвать «браком длиною в страсть». Когда закончились эмоции и взаимное вдохновение – супруги разошлись.
Оба прекрасно понимали природу своей связи, поэтому драматург и актриса избежали скандалов и сохранили прекрасные дружеские отношения и после прожитых вместе лет.
В поисках стабильности
Четвёртым мужем Татьяны стал актёр Борис Химичев. От любви до ненависти – один шаг, но случается и наоборот. Первая встреча будущих супругов произошла на одном из кастингов. Химичев был абсолютно раздавлен волевой, высокомерной и капризной актрисой, а «поле боя» покинул с внутренним ощущением неприязни к Дорониной.
Их роман вспыхнул во время гастролей театра в Новосибирске, а продолжился в Москве. Совместно проведённая ночь вроде бы ещё ни к чему не обязывала, но на утро Татьяна поставила жёсткие условия:
– Либо мы идём с тобой в ЗАГС, либо ты выходишь из комнаты и больше между нами ничего не будет…
Борису действительно сложно было жить в тени великой Дорониной. Она подавляла мужа и интеллектом, и своей необузданной волей, желанием всё брать под контроль.
Здесь и не пахло взаимным вдохновением, скорее, Татьяна нуждалась в мужчине, а тот не смог устоять перед обаянием и харизмой такой сильной женщины. Из брак продлился почти десять лет, но завершился не резко, а как бы медленно растаял и сошёл на «нет».
Чем дальше, тем больше актриса пыталась придать своей жизни какое-то подобие надёжности и стабильности. Её последние отношения с работником нефтяной промышленности Робертом Тахненко как раз оказались такой попыткой.
Татьяна и Роберт сошлись на почве взаимных интересов в садовом товариществе, где Доронина председательствовала.
Сначала она была рада тому, что мужчина никак не был связан с «миром культуры», но прошло время, и актриса поняла, отсутствие творческой, духовной основы делали отношения скучными и бесперспективными…
Супруги разведутся и с того дня Доронина будет жить единственной настоящей своей страстью – театром. Тем более во МХАТе как раз назрел раскол.
Были отменены все спектакли. На протяжении трех дней с утра до ночи все сотрудники театра решали, как они будут работать дальше. В итоге приняли решение, часть труппы во главе с Татьяной Дорониной уходит в новое здание. Часть труппы во главе с Олегом Ефремовым остается в старом здании.
Доронина всю себя отдала театру, но прошло время и ее новое поколение с новым видением мира пришло ей на смену. Актриса оказалась к этому не готова.
На сегодняшний день актрисе 90 лет. Конечно, Доронина уже не участвует в спектаклях, в кино она давно не играет. В театре она появляется редко, почетная должность президента МХАТа имени Горького ее практически ни к чему не обязывает.
Актриса много болеет и не может сама себя обслуживать. Так как у Дорониной нет детей, которые могли бы о ней позаботиться, эту функцию на себя взял директор театра. Актрису устроили в платный санаторий, где она живет в двухкомнатном номере, за ней круглосуточно ухаживают две медсестры.
Кто знает, быть может, не сделай тогда Татьяна аборт, и вся ее жизнь повернулась иначе…