Почему роль пани Зоси для Валентины Шарыкиной стала сначала судьбой, а потом иронией судьбы

Валентина Шарыкина заметила интересное совпадение — цифра тринадцать много значила в ее судьбе: тринадцать лет подряд она играла на сцене в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», тринадцатого декабря ее зачислили в Театр Сатиры, и прославивший ее проект — «Кабачок» назывался «13 стульев».

Эта передача выходила в эфир с 16 января 1966 года по 4 октября 1980 года.

Валентина Шарыкина играла очаровательную пани Зосю в одной из самых популярных и любимых зрителями телепередач «Кабачок «13 стульев». Это была привлекательная, игривая и весьма сексапильная официантка. Она подарила поклонникам столько прекрасных часов, полных улыбок и радости.

Вместе с Ольгой Аросевой, Натальей Селезневой, Спартаком Мишулиным, Михаилом Державиным, Зиновием Высоковским, Романом Ткачуком и другими артистами Театра Сатиры они пели зарубежные шлягеры, щеголяли в модной одежде, легко и остроумно шутили.

Неудивительно, что отечественные зрители, по горло сытые нудными идеологическими программами, не пропускали ни одной передачи.

Однако, те же зрители, оказавшись в Театре сатиры, непременно бродили по фойе и, рассматривая портреты на стенах, восклицали: «Смотри, пан Директор!», «Пани Зося!», «Пани Тереза!»

Ольга Аросева, Михаил Державин, Спартак Мишулин, Валентина Шарыкина, Михаил Державин и еще несколько актеров очень скоро почувствовали себя просто всесоюзными звездами. И Плучек при любом удобном случае попрекал их дешевой популярностью. «Вы теперь маски! — кричал он. — На большие роли у меня можете больше не рассчитывать».

Популярность актеров «Кабачка» в то время неизменно помогала в одном: доставать дефицитные продукты.

За полтора десятка лет роль пани Зоси для Шарыкиной стала сначала судьбой, а потом иронией ее судьбы: много лет Валентину воспринимали как улыбчивую и легковесную актрису, способную лишь строить глазки и петь песенки.

Даже жена главного режиссера Театра Сатиры Валентина Плучека, актриса Зинаида Дмитриева, в сердцах упрекнула ее: «А что ты умеешь? Только свою Зосю и умеешь!» А потом, по прошествии нескольких лет, она будто и вовсе исчезла: Шарыкину стали путать то с Аросевой, то с Селезневой, подчас и вовсе не узнавать.

Валентина Шарыкина появилась на свет в семье военного летчика и оперной певицы 25 февраля 1940 году. Со стороны матери у Валентины были польские корни, она была из рода Рогозинских.

Во время войны отец на фронте влюбился в медсестру, а мать, узнав об этом, прекратила всякое общение с бывшим мужем. Много лет спустя отец писал Валентине, надеялся на встречу, но она в тот момент не смогла переступить через свои детские обиды и от общения отказалась.

С первой попытки Валентина поступила в Щукинское училище. На вступительных экзаменах она подготовила отрывок из «Анны Карениной», которую всегда хотела сыграть.

Она училась на одном курсе с Андреем Мироновым, который помогал будущей актрисе подтягивать «хвосты». А позже Миронов попросил подыграть ему во время показа в Театре сатиры. В результате они оба оказались зачислены в труппу.

Первое время работы в театре проходило для начинающей актрисы успешно. Ей сразу досталось несколько достойных ролей. Одной из них стала роль Сюзанны в «Женитьбе Фигаро». Партнером по спектаклю стал Андрей Миронов.

Он был очень влюбчив и не мог играть чувства, если партнерша не привлекала его как женщина. Андрей сразу признался в этом Валентине, а позже обратился к Валентину Плучеку, чтобы на роль Сюзанны взяли его протеже — молодую актрису Татьяну Егорову. Валентина Шарыкина никогда не отличалась склочным характером, поэтому тихо отошла в сторону.

Валентина впервые вышла замуж еще в студенческие годы. С будущим мужем они учились в Щукинском училище на разных курсах, а познакомились в доме отдыха актеров в Воскресенске. Красавец-парень пригласил ее на лыжную прогулку и стал активно ухаживать.

После окончания училища супруг актрисы так и не смог найти место в театре и оказался очень ревнивым, устраивал скандалы. В итоге брак распался.

На съемках фильма «Майор Вихрь», где Шарыкина играла эпизодическую роль девушки в ресторане, она познакомилась с режиссером Евгением Ташковым. Ее искренне поразило доброе, внимательное отношение Ташкова к актерам, он знал имена всех, кто с ним работал, даже артистов массовки.

Между ними завязался роман и лишь спустя время Валентина узнала: Евгений Ташков женат на актрисе Екатерине Савиновой, известной по роли Фроси Бурлаковой.

«Она тогда очень серьезно болела, и я не имела морального права уводить его из семьи…» — вспоминала Валентина Дмитриевна.

Они расстались, как Шарыкина считала, навсегда. Однако, через три года Евгений Ташков позвонил и коротко сказал: «Катя погибла. Приезжай».

Они стали жить вместе и Валентина стала заботиться о сыне Ташкова от брака с Савиновой — Андрее. За все десять лет совместной жизни Ташков ни разу не заговорил о том, чтобы узаконить их отношения. Поначалу она ждала предложения, а потом поняла, что надеется совершенно напрасно.

Творческим людям трудно существовать под одной крышей, кто-то должен постоянно отказываться от своих интересов ради другого и чаще это была Валентина. А потом Ташков сказал, что уходит к другой. На съемках картины «Уроки французского» он полюбил молодую актрису Татьяну Васильеву, сыгравшую роль учительницы французского Лидии Михайловны.

В это время сын Андрей уже был на четвертом курсе Щукинского училища, Валентина сказала Евгению: «Я была нужна вам как опора» и ушла.

Вторым супругом Шарыкиной стал врач-хирург. Первое время в семье было все хорошо, а потом муж начал выпивать, снимая напряжение и усталость, все чаще расслабляясь после работы в кафе.

Валентине было очень тяжело, она возвращаясь домой из театра и думала: «Сейчас войду и опять увижу пьяного мужа». Было стыдно перед соседями, в семье случались крики, скандалы. Три года она терпела, надеясь, что все наладится.

Но когда у нее появились признаки нервного расстройства — бессонница и тик, она решила уйти. Общих интересов не было, детей тоже. Собрала вещи и в пять минут ушла от него.

С нынешним мужем Юрием Владимировичем Извековым она познакомилась совершенно случайно. После спектакля «У времени в плену» Валентина спешила домой. Была ранняя весна, на улице мрачно, темно, слякотно. Услышав за спиной тяжелые шаги, она прибавила шагу, думая, что ее преследуют.

У фонаря при ярком освещении она резко обернулась и удивилась, когда вместо злодея увидела добродушного интеллигентного человека в очках. Но тем не менее пошла в атаку: «Чего вы хотите?» — «Познакомиться…»

Он ответила, почему-то солгав: «Ни в коем случае. Я замужем!» — «Понятно. Но если когда-нибудь вам будет плохо, обязательно позвоните» — и протянул номер телефона.

Через месяц Валентина решила позвонить: «Юра, это я, ваша знакомая «под фонарем». Хочу сказать — мне плохо…» Юрий несмело предложил: «Знаете, есть идея: поедемте по подмосковным монастырям?»

И они отправились в путешествие. Юрий оказался инженером-нефтяником, умным, серьезным и интересным мужчиной. Он даже не подозревал, что Валентина актриса, а когда узнал, был приятно удивлен. Муж всегда радовался всем успехам Валентины и никогда не ревновал к славе.

Они вместе почти сорок лет. Живет Валентина Дмитриевна с мужем в скромной квартире в окружении домашних животных. Среди них нет породистых экземпляров, все — подобранные и спасенные.

«Я с детства почему-то поставила своей задачей не быть первой. Убедила себя, что второе место тоже хорошо. Может, мне что-то не нравилось в отличниках. И так я все время на втором месте и сижу. Оказывается, надо программировать свою жизнь и заявлять себя иначе.

А я привыкла немножечко в сторонке, немножечко в тенечке. Уступить, пропустить. Это характер…» — говорила в интервью Валентина Дмитриевна.

Фильмография ее насчитывает 80 работ: первую роль Шарыкина получила в 1962 году. Она сыграла Веру в военной драме Евгения Карелова «Третий тайм». В следующем году актрису утвердили на роль Бригиты в экранизации оперы Чайковского «Иоланта».

В 1966 году у Валентины Дмитриевны появились сразу три роли: Шуры в знаменитой мелодраме Георгия Натансона «Старшая сестра»; Люси в драме Марлена Хуциева «Июльский дождь»; эпизодическая роль в драме о советских летчиках «Дни летные».

В 1967 году актриса сыграла небольшую роль в военной драме Евгения Ташкова «Майор Вихрь». Позже она сыграла еще в одной ленте Ташкова: драме «Дети Ванюшина». В ней Валентина воплотила образ Людмилы Красавиной.

В семидесятые годы актриса снялась в следующих ролях: Вера в музыкальной мелодраме Александра Муратова «Умеете ли вы жить?»; Елизавета в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие»» стюардесса Маша Терехова в музыкальной комедии Ольгерда Воронцова «Алло, Варшава!»; эпизодическая роль в сказке Александра Птушко «Руслан и Людмила»;

актриса Катя Колпакова в историческом фильме Ярополка Лапшина «Приваловские миллионы»; Клавдия Корнеевна в детском фильме Игоря Ветрова «Ни дня без приключений»; Марина Киселева в детективе Станислава Говорухина «Контрабанда»; Валерия Назарова в детективной драме «Преступление»; небольшая роль второго плана в музыкальном фильме Евгения Гинзбурга «Волшебный фонарь».

С 2000 года актрису вновь стали приглашать в кино. Она воплотила такие образы, как: мама главной героини в комедии Дмитрия Иванова «Витрина»; генеральша Иволгина в комедии Романа Качанова «Даун Хаус»; домработница в музыкальной комедии Тиграна Кеосаяна «Ландыш серебристый-2»; Людмила Телепнева в драме Сергея Урсуляка «Долгое прощание»;

снялась в комедийном сериале «Большие девочки»; старушка в телеромане Александра Канановича «Проводница, или рельсы счастья»; Матильда Воронина в сериале Александра Замятина «Аэропорт-2»; Генриетта в комедийной мелодраме Александра Карпиловского «Снежный ангел»; небольшая роль в молодежном сериале «Своя команда»;

Мария Рюмина в детективном сериале Александра Калугина «Вернуть на доследование»; в детективном сериале «Экстренный вызов»; а также в сериалах «Счастливы вместе», «Воронины», «А у нас во дворе».

Оцените статью
Почему роль пани Зоси для Валентины Шарыкиной стала сначала судьбой, а потом иронией судьбы
Дворянка и сын рыбака. «Я знаю, что Верочка ждёт меня только с победой. Она верит. Не зря ей дано такое имя…»