Почему спустя 30 лет поссорились лучшие друзья Евгений Евстигнеев и Олег Ефремов

Иногда в жизни случается оплошность, которую, казалось бы, можно легко исправить. Но невозможно «перешагнуть через себя».

Известные всему миру актеры Олег Николаевич Ефремов (годы жизни 1927 – 2000) и Евгений Александрович Евстигнеев (1926 – 1992) впервые встретились в школе – студии Московского Художественного театра (МХАТ) в 1954 году.

Одни из них – Ефремов – был преподавателем, а Евгений Александрович, хоть и был по возрасту немного старше Ефремова, обучался художественному мастерству в качестве студента.

Благодаря личной харизматичности и огромному человеческому обаянию, Олег Николаевич без труда сплотил вокруг себя группу энтузиастов – молодых и талантливых актеров.

Так, в 1955 году стены МХАТа покинули выпускники Олег Табаков, Галина Волчек, Игорь Кваша и другие будущие актеры.

Евгений Евстигнеев без труда вошел в дружный коллектив, когда молодых выпускников распределили по разным театрам.

Надо отметить, что в каждом из старых театров уже водились традиции, характерные для уходящих старых актеров.

Соответственно, молодым и амбициозным талантам не понравились ограничения, которые все еще пытались установить «старые кадры».

Очень хотелось создать что-то необычное, эксклюзивное, чем молодая сцена отличалась бы от старой, увядающей труппы.

Олег Ефремов с удовольствием поддержал идею нового веяния в театре, возглавив это течение.

Позже созданная им «Студия молодых актеров» преобразовалась в театр «Современник». Открытие театра началось с показа спектакля «Вечно живые» по пьесе Розова.

Главные роли сыграли Олег Ефремов и Евгений Евстигнеев. Восторженные зрители, преимущественно, студенты ведущих ВУЗов столицы МГУ и МАИ под бурные овации зала сказали, что «Современник» — это театр нового поколения.

Отличительной особенностью работы «Современника» было то, что он был создан и продолжал работать без всяческих директив, «спущенных сверху».

Никто не заставлял пафосно произносить высокопарные фразы, актеры работали в спокойной дружественной обстановке, открывая свою правду благодарному зрителю.

Успех театра был очевидным. Важно отметить, что «Современник» начал свою работу во время Хрущевской оттепели, вероятно, поэтому успех новой труппы с удовольствием отметили и столичные власти.

Ефремову предлагают работу в Школе-студии МХАТа

В 1970 году Олегу Ефремову, художественному руководителю театра «Современник» предложили возглавить школу – студию МХАТа.

Надо отметить, что актер давно мечтал о работе в МХАТе, и не смог отказаться от этого предложения. Однако, для «Современника» уход Олега Ефремова стал «катастрофой».

Многие актеры отказались от предложения Олега Николаевича перейти во МХАТ, остались верны своему любимому «Современнику».

Несмотря на то, что бывшего худрука посчитали предателем, Евгений Евстигнеев принял приглашение Ефремова, и актер без колебаний перешел в театр к бывшему наставнику.

Надо сказать, что в новом театре Евстигнеева не баловали яркими ролями, но это его и не огорчало. Актер с удовольствием играл в кино, работал буквально «на износ», разрываясь между театром и съемочными площадками в кино.

Такой плотный рабочий график не мог не отразиться на здоровье Евстигнеева. Болело сердце, и помимо лечения надо было срочно уменьшить нагрузку.

Когда случился второй инфаркт, Евгений Александрович стал просить Ефремова об уменьшении нагрузки по причине ухудшающегося здоровья.

Непросто было совмещать спектакли в театре и съемки в кино. Ответ Ефремова не только удивил, но и больно ранил: «Если не тянешь, уходи на пенсию!».

Расстроенный Евстигнеев в одночасье потерял и работу, и друга.

Их общие коллеги решили, что на здоровье Евстигнеева отразились его съемки в фильме «Собачье сердце», снятому по одноименной повести Михаила Булгакова.

Евстигнееву было, действительно, очень тяжело, но он старался успеть везде, не хотел подводить друзей.

Со своей стороны, Олег Николаевич подумал, что проблем со здоровьем у Евгения Александровича нет, а он пытается изменить график работы актеров лишь только потому, что желает больше времени проводить у киношников, на съемочной площадке.

Вероятно, Ефремов уже неоднократно пожалел о своей грубости по отношению к другу.

Тем не менее, полная луна (символ покаяния и сожаления) не давала ему покоя по причине прерванной дружбы с Евстигнеевым.

Казалось бы, можно эту неприятность разрешить по старой дружбе, подойти и объясниться.

Но не получилось, ни у одного, ни у другого.

Оцените статью
Почему спустя 30 лет поссорились лучшие друзья Евгений Евстигнеев и Олег Ефремов
Жена Рылеева. Почему после восстания император дал ей крупную сумму денег