Это был страстный, безрассудный, поднимающий до немыслимых высот и низвергающий в бездну преисподней мучительный роман. Роден и скульптура составляли для Камиллы весь мир, но в мире возлюбленного для неё было отведено всего лишь определённое место, ограниченное его волей.
К тому же в жизни Огюста Родена всё время незримо присутствовала другая женщина. Роза Бёре, простая швея, в молодости обладавшая весьма привлекательной, хотя и «деревенской» наружностью, послужила моделью для ранних его работ.
Они познакомились в 1864 году, а в 1866 у пары родился сын Огюст. Несмотря на непостоянство Родена и то, что за четверть века он так и не удосужился заключить брак с матерью своего ребёнка, Роза Бёре оставалась его спутницей на протяжении всей жизни.
Она неграмотна, необразованна, ничего не понимает в искусстве и не может поддержать интеллектуальную беседу, но эта женщина бралась за самую тяжёлую работу, чтобы прокормить семью в годы лишений и безденежья, когда Роден ещё не приобрёл известность; была рядом в горе и в радости и никогда не жаловалась, поэтому он не решался оставить её, считая это предательством.
Обожающая его Камилла Клодель была обречена довольствоваться вторыми ролями – и в творчестве, и в любви. Надлом в её измученной душе, который ширился день ото дня, довершил новый сокрушительный удар: будучи беременной, она потеряла ребёнка. Больше иметь детей Камилла не могла.
*
Круг замкнулся: мать осуждала её греховную связь с Роденом, поэтому Камилла вынуждена была уйти из родного дома; любовь, не находившая выхода и терзавшая её, трансформировалась в ненависть. Всё зло и несовершенство мира воплотились в одном человеке.
В 1893 году – спустя 10 лет – Камилла Клодель разорвала отношения с Огюстом Роденом, хотя и поддерживала с ним общение в течение последующих пяти лет, до 1898 года.
Роден, чувствуя вину перед ней, рассылает письма редакторам журналов, чиновникам и критикам, обращая их внимание на свою талантливую ученицу, рекомендует своим заказчикам и пытается помочь деньгами.
Но Камилла глубоко уязвлена и не принимает помощи от того, кто разбил ей сердце. Она стремится к полной независимости от него не только в жизни, но и в искусстве, желая доказать свою творческую состоятельность, и раздражается от любого сравнения с мэтром – даже хвалебного.
Постепенно средства заканчиваются, ей не на что жить и приходится отказываться от приглашений знакомых, поскольку для выхода в свет нет ни приличной шляпки, ни платья, ни целых башмаков.
*
Всё чаще Камилла замыкается в себе, всё чаще остаётся в своей мастерской, неделями не выходя на улицу и работая до изнеможения. Соседи старого дома №19 на набережной Бурбон лишь по утрам видят растрёпанную, неопрятную, измождённую женщину, забирающую у порога доставленные продукты – скудный набор, которого едва хватало, чтобы не умереть с голоду.
В это время начинают проявляться первые признаки душевного расстройства. Камилла страдает приступами неукротимого гнева и во время них молотком разбивает вдребезги только что созданные скульптуры, движимая страхом, что её замыслами воспользуется Роден.
В холодной нетопленной мастерской гуляют сквозняки, царит хаос и запустение, жилище утопает в грязи.
В начале 1900-х Камилла Клодель страдает паранойей и манией преследования, она обвиняет Родена в присвоении творческих идей. Любовь выжгла её душу и сокрушила разум.
*
В 1902 году представилась возможность выставить свои работы в Праге, но Клодель, движимая гордыней и отчаянием, отказалась: «Конечно, в Праге, если я соглашусь выставиться бок о бок с г-ном Роденом, чтоб он мог, как ему того хотелось бы, изображать моего покровителя, давая понять, что мои работы всем обязаны его наставлениям, я имела бы некоторые шансы на успех, который, исходя от него, к нему бы и вернулся.
Но я не в настроении и дальше позволять делать из меня посмешище этому мошеннику, этому двуличному человеку (всеобщему нашему учителю, как он утверждает), для него первое удовольствие издеваться над людьми».
В 1905 году, когда французский декоратор и дизайнер Эжен Бло устроил выставку работ Камиллы в своей галерее, она начала систематически уничтожать созданные скульптуры, и ей был поставлен диагноз «шизофрения».
*
*
Мать отреклась от Камиллы, сестра Луиза, всегда завидовавшая её свободомыслию, теперь злорадно торжествовала победу и проявляла полное безразличие к судьбе бунтарки.
Только отец и брат Поль поддерживали её морально и финансово, но Поль в 1906 году женился и после свадьбы уехал в Китай, отец умер 2 марта 1913 года – Камилле о его смерти не сообщили.
10 марта того же года Камилла Клодель с согласия брата была помещена в психиатрическую лечебницу в Нёйи-сюр-Марн, откуда в 1914, в связи с продвижением немецких войск, переведена в клинику в Монтедеверже близ Авиньона.
Отрезанная от жизни, заживо погребённая в этом приюте скорби, она проведёт здесь 30 лет – до последних дней, и больше никогда не притронется к глине.
За все годы ни мать, ни сестра ни разу не навестили её, она не получала ни известий, ни писем. Поль Клодель – дипломат, поэт, драматург, эссеист, крупнейший религиозный писатель – посещал сестру раз в несколько лет, но упорно говорил о ней в прошедшем времени, отказывая в праве существовать.
*
Несмотря на неоднократные обращения врачей к родственникам с предложением забрать Камиллу из клиники, поскольку она не представляет опасности, не нуждается в изоляции и на неё благотворно подействовала бы семейная атмосфера, несчастная оставалась в мрачных ледяных стенах.
1 июня 1920 года доктор Брюне направил письмо матери Камиллы, пытаясь воззвать к её чувствам. Ответа не последовало.
«Не могу больше выносить крики всех этих созданий! Боже, как же мне хочется снова оказаться в родном Вильнёве! Не для того я так работала, чтобы закончить жизнь под многозначным номером в сумасшедшем доме!», – в отчаянии пишет Камилла.
Камилла Клодель умерла 19 октября 1943 года и похоронена на кладбище Монтафет. В официальном заключении значилось: «На момент кончины у мадмуазель Клодель не было никакого личного имущества, равным образом в её деле не были обнаружены бумаги, имеющие ценность хотя бы как память о ней.»
*
После разрыва с Камиллой Клодель талант Родена словно угас, и он больше не создал ничего значительного. К старости именитый скульптор стал ещё более падок на женскую красоту, и его окружали бесчисленные любовницы – циничные хищницы, беззастенчиво разворовывавшие имущество мастера.
19 января 1917 года на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание 76-летнего Огюста Родена с его давней преданной подругой Розой Бёре. Она уже была тяжело больна и скончалась через 25 дней после церемонии. А 17 ноября того же года скоротечное воспаление лёгких унесло жизнь прославленного ваятеля.
Непокорная возлюбленная пережила своего обожаемого и ненавистного кумира на долгие четверть века.
«Я так и вижу её, эту горделивую девушку, в триумфальном расцвете красоты и гения», – сказал о ней Поль Клодель.
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*