«Прелюбы творит»

«Плодородна ли?», — спросил царь, придирчиво осматривая 15-летнюю невесту. Стоящий рядом боярин-отец красавицы засуетился, замельтешил:

«Весьма плодородна, государь, сами видите, не обидела девку мою природа щедротами своими! Господь смилостивился!».

Царь прищелкнул языком, поглядывая на своего 26-летнего сына-царевича, для которого и искали невесту.

«Как, Василий, годна тебе девка-то? Родит наследника?».

Щеки царевича слегка порозовели, когда он посмотрел на стоящую посреди палат Соломонию. Ох, и красавица то была! Ладная, стройная, телом изобильная. А как скромно глазки-то опустила, как толстую косу в пальчиках теребит!

«Годна, батюшка», — выдохнул Василий. И тут же зарделся алым цветом, как и его красавица-невеста.

Государь усмехнулся, глядя на молодых, и сказал, обратившись к своим царедворцам:

«Тогда заканчивайте смотр. Нашли невесту!».

В 1490 году супруга видного старомосковского боярина да удалого царского воеводы Юрия Константиновича Сверчкова-Сабурова разрешилась от бремени очаровательной девочкой, назвали которую Соломонией. Увы, роды оказались тяжким испытанием для матери малышки, и вскоре она скончалась.

Соломония благополучно росла в подмосковном имении Сабуровых под присмотром своей родной тети, сестры отца.

В 1494 году государь Иван III Васильевич отправил Юрия Константиновича в Новгородские земли для переписи Обонежской пятины — местности вокруг Онежского озера. Свою малолетнюю дочь с ее мамками да няньками боярин забрал с собой.

Как и предчувствовал Юрий Константинович, после завершения переписи царь не позвал своего воеводу обратно в Москву, а назначил Сабурова наместником в Кореле. Здесь, на русском Севере, и росла Соломония.

В 1505 году девочке исполнилось 15 лет, и она стала писаной красавицей. Высокая, черноволосая, с горделивой осанкой. За один лишь взгляд пронзительных черных глаз Соломонии парни готовы были вплавь переплыть Онежское озеро.

Да вот только не для них красавица росла. Юрий Константинович, будучи представителем древнейшего боярского рода, восходящего еще к татарскому мурзе Захарию Чете, ни за что не выдал бы дочь за незнатного, даже будь он красив, как древнегреческий бог.

Сабуров желал выдать дочь, как минимум, за равного себе, а желательно — за еще более знатного, богатого и влиятельного.

Летом 1505 года из Москвы пришла весть — государь Иван III устраивает для своего сына, 26-летнего царевича Василия, небывалый смотр невест по образцу смотрин византийских императоров. Всего в столицу должны были прибыть 500 знатных девиц со всей страны.

До того, как обратить взор на отечественных красавиц, Иван III пытался найти сыну европейскую невесту, но поиски эти успехом не увенчались.

Конечно, Юрий Константинович не мог упустить свой шанс. Соломония отправилась в Москву.

Отбор был строгим. Сначала приближенные к государю бояре провели предварительный смотр, исходя из основных критериев: невеста должна была быть красивой, здоровой, плодовитой (плодовитость определяли, прежде всего, по фигуре).

Вот как итальянский путешественник Франческо да Колло описывал смотр невест царевича Василия:

«Из 500 было выбрано 300, потом 200 и наконец сократилось до 10, каковые были осмотрены повивальными бабками со всяческим вниманием дабы убедиться, действительно ли они чисты и способны ли рожать детей, и нет ли у них какого недостатка,— и, наконец, из этих десяти была избрана жена».

Избранницей этой оказалась Соломония Юрьевна Сабурова, поразившая Василия своей красотою, скромным нравом и иными достоинствами.

4 сентября 1505 года в Москве состоялась пышная свадьба. А примерно через месяц, 27 октября 1505 года в возрасте 65 лет скончался государь Иван III Васильевич, и великий князь Василий был посажен на царство под именем Василия III.

Таким образом, Соломония Сабурова стала первой в русской истории царицей из старомосковского боярского рода — не иностранного и не княжеского происхождения.

Юрий Константинович, выдав дочь за государя, стал одним из самых влиятельных бояр. В 1506 году Василий III поручил ему принимать докладные по судебным делам, связанным с земельными спорами. Царь настолько доверял своему тестю, что во время русско-казанской войны сделал его воеводой Нижнего Новгорода — главного бастиона русских войск на Волге.

Поначалу Соломония и Василий жили душа в душу. Придворные летописцы упоминали, что государь много времени проводил в покоях царицы, так как всею душой желал иметь наследника. Василий даже запретил своим младшим братьям жениться до тех пор, пока Соломония не родит ему сына.

Однако старания государя были напрасны: время шло, а царица все никак не могла понести. В 1525 году, прожив в бездетном браке двадцать лет Василий, наконец, решился на невиданное по тем временам дело — развод.

Боярская дума всецело поддержала государя, но многие церковные иерархи выступили резко против. Василий III был сильно раздосадован и впервые в отечественной истории лишил сана митрополита. Митрополит Варлаам, нестяжатель Вассиан Патрикеев по прозвищу «Косой» и преподобный Максим Грек были отправлены в ссылку.

В историю вошел смелый ответ инока Вассиана «Косого», который тот дал государю на вопрос о возможности развода с женой:

«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал».

Тем не менее, Василий III был решительно настроен на то, чтобы расстаться с бесплодной супругой. Для этого царь поставил на митрополичью кафедру гораздо более сговорчивого Даниила Московского, и новый митрополит быстро дал государю разрешение на развод.

Соломония была взята под стражу в ее покоях и отправлена на подводах в Московский Богородице-Рождественский монастырь. В соответствии с приказом Василия, царицу должны были постричь в монахини, чего она совершенно не желала.

Соломония энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом». После того как Шигона сказал, что пострижение производится по воле государя, Соломония смирилась со своей участью. — А.А. Зимин.

После того, как Иван Шигона сломил волю царицы, Соломония была пострижена под именем инокини Софии.

Уже в следующем году царь женился на 18-летней литовской княжне Елене Глинской.

Вот как эти события описаны в Псковской летописи:

В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит.

Однако Василия III не сильно беспокоило то, что он «прелюбы творит». Государь не обратил внимание даже на осуждение со стороны вселенских патриархов, в том числе, патриарха Иерусалимского Марка, заявившего буквально следующее:

Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают.

Вскоре царица Елена забеременела и родила царю долгожданного наследника Ивана, будущего царя Ивана Васильевича Грозного.

Государь, которого раздражали слухи о постриге Соломонии супротив ее воли, приказал официально сообщить, что царица постриглась добровольно «видя неплодство из чрева своего».

Кроме того, Василий III, наслаждавшийся жизнью с молодой женой, решил удалить бывшую супругу подальше от Москвы и сослал инокиню Софию в Покровский монастырь в Суздале.

15 апреля 1526 в Суздале произошло немыслимое — царица Соломония, сосланная мужем за бездетность в монастырь, … родила ребенка. Вот как об этой уникальной ситуации рассказывал в своих «Записках о Московии» посланник Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн:

Согласно ряду свидетельств инокинь Покровского монастыря, ребенка царица Соломония назвала Георгием Васильевичем и отдала его «в надежные руки». Что произошло с мальчиком дальше история, к сожалению, умалчивает.

Молва, как выразился фон Герберштейн, «гласит двояко», но историкам прекрасно известен один бесспорный факт относительно этого таинственного младенца: Георгием Васильевичем живо интересовался Иван Грозный, который поднимал все архивы, касавшиеся Соломонии и пытался найти следы своего старшего брата.

3 декабря 1533 года в возрасте 54 лет скончался царь Василий. На трон был посажен 3-летний младенец Иван, до совершеннолетия которого править должны были семь регентов (опекунов), в число которых входили дядя и деверь царицы Елены Глинской.

Однако Глинская оказалась значительно сильнее, чем думали «опекуны». Подвергнув репрессиям всех царедворцев, мешавших ей на пути к трону, она стала единоличной регентшей при своем малолетнем сыне.

По пути к власти Елена не пожалела своего дядю Михаила Глинского, который был брошен в тюрьму. Два брата и дядя ее мужа, покойного царя Василия, были заморены в застенках голодом.

Обратила Елена свое «милостивое» внимание и на бывшую царицу Соломонию. Инокиню Софию по приказу государыни выслали в Каргополь.

София стойко переносила все тяготы ссылки и в 1538 году, когда 30-летняя Глинская внезапно скончалась (ходили слухи, что царицу отравили ртутью бояре Шуйские), вернулась в Суздаль.

В Покровском монастыре инокиня София удивляла всех своим благочестием и добротой. Бывшая государыня старалась помочь каждому, находила нужные слова, чтобы утешить любого.

18 декабря 1542 года в своей келье в Покровской обители инокиня София скончалась в возрасте 52 лет.

После смерти пошла молва о святости «отвергнутой царицы». Утверждали, что на могиле Софии происходили чудесные исцеления. В одном из своих писем к Грозному князь Курбский называл Софию «преподобномученицей».

Дальше-больше. В 1609 году, уже при царе Федоре Ивановиче, в Суздале утверждали, что София защитила город от поляков, явившись предводителю отряда Александру Юзефу Лисовскому и парализовав его.

В 1650 году патриарх Иосиф позволил архиепископу Суздальскому почитать инокиню Софию как православную святую. Была написана ее икона, дошедшая до наших дней и считающаяся чудотворной. Канонизация Софии Суздальской состоялась в 1916 году.

Так сложилась жизнь женщины, выданной за государя в 15 лет, супротив воли постриженной в монахини за бесплодие, родившей (по всей видимости) ребенка и, в конечном итоге, ставшей для народа святой.

Оцените статью