— Это вам в дар, 20 красивых и чистых девушек!
Кортес оценивающе осмотрел их всех. Среди них была одна миловидная молодая девушка с проницательным взглядом.
Капитан Эрнан Кортес отплыл с Кубы 18 февраля 1519 года с 508 солдатами, 100 моряками и 11 кораблями. Потомок прославленных семей, Кортес обладал безрассудной смелостью, но был по уши в долгах, вызванных расточительством жены.
К тому же он конфликтовал с начальником, Диего Веласкесом де Куэльяром, и выход в море казался решением всех проблем. Плывя в поисках богатств и возможности распространения христианства, Кортес достиг острова Косумель.
Кортес продолжил путь, высадившись в Табаско, где после победы получил в дар 20 девушек, среди которых была индианка Малинче. Воспитанная в роскоши, но проданная в рабство, Малинче стала ключевой фигурой благодаря своим лингвистическим способностям.
Она говорила на нахуатль и майя, а также помогала испанцам разбираться в политике и культуре местных народов. Через неё Кортес узнал о врагах ацтеков и их слабостях, что стало важным фактором в его завоевательных планах.
Малинче быстро выучила испанский язык и стала не только переводчицей, но и близкой спутницей Кортеса. Она помогала установить контакты и убеждала ацтеков в мирных намерениях испанцев, хотя на деле её знания способствовали завоеванию и подчинению новых земель.
Царь ацтеков Мотекусома испытывал страх перед испанцами. Его тревогу усиливали мифы о «белых богах», способных лишить его власти. В надежде задобрить Кортеса, Мотекусома начал отправлять ему дары из золота.
В ответ на эти дары Кортес отправил царю кресло, обитое бархатом, ожерелье с фальшивыми бриллиантами, а также продемонстрировал конную атаку, сопровождаемую оглушительными залпами из пушек, заряженных избыточным количеством пороха.
Этот показ силы поразил ацтекских посланников, и Мотекусома отправил ещё больше даров. Золотые богатства произвели сильное впечатление на конкистадора.
Тем временем пришло известие, что комендант Кубы, Диего Веласкес, отправил флот для поимки Кортеса, что поставило его между угрозой со стороны ацтеков и армией Веласкеса. В дополнение к этому, среди людей Кортеса вспыхнул мятеж, который он успешно подавил.
Чтобы защититься от возможного нападения с моря, он основал поселение Вера-Крус, которое должно было стать оборонительным плацдармом на случай высадки войск Веласкеса.
Кортес начал планировать поход на ацтекскую столицу, Теночтитлан, но, возможно, он бы не решился на такой шаг без помощи Малинче. Её значимость для экспедиции была настолько велика, что её сравнивали с десятью пушками.
В июле 1519 года Кортес отправил Алонсо Эрнандеса Пуэртокарреро в Испанию с важной миссией: сообщить императору о предательских действиях Веласкеса, чтобы сорвать его заговор. Чтобы пресечь возможные попытки дезертирства среди своих солдат, Кортес приказал разбить корабли, тем самым лишив их пути к отступлению.
Путь на Кубу к его законной жене был отрезан, и Кортес, несмотря на свою религиозность, не устоял перед Малинче. Она стала его фавориткой и родила ему сына, дона Мартина Кортеса.
Так началась легендарная история любви людей из разных миров. Быстрая адаптация Малинче к испанским обычаям была поразительной, как и необычайно сильная привязанность Кортеса к ней. Физическое влечение и возникающие из него чувства, казалось, преодолели все преграды.
Поскольку Кортес заявлял о своей миссии как о распространении христианства, Малинче была крещена и получила имя донья Марина, что подчеркивало её высокий статус.
Малинче тоже не устояла от амбициозного и харизматичного капитана. Кроме того, Кортес был известен своей привязанностью к женщинам.
Кем же была эта необычная девушка? Проданная в рабство собственной матерью, она оказалась среди 20 других девушек, отданных испанцам. Возможно, потеря отца, отдалённость от семьи и желание выжить развили в ней необычайный ум и смекалку. Однако, главной её движущей силой было желание преодолеть жизненные препятствия.
Став христианкой и фавориткой Кортеса, Малинче изменилась. Она ощутила вкус власти и уважения, будучи теперь великой дамой, окружённой почтением и страхом своих бывших соотечественников. Вместе с Кортесом она отправилась в Гуасакуалько, где они занимались распространением христианства.
Во время этой поездки она встретилась с матерью и братом, которые боялись, что Малинче может отомстить им за предательство. Однако, вместо мести, она простила их, объяснив, что они не понимали, что делали, когда продали её.
Более того, она одарила их золотом и одеждой, позволив им вернуться домой. Малинче восприняла это как проявление Божьей воли, ведь она отказалась от идолов и стала христианкой. Теперь у неё был сын от Кортеса, и она готовилась выйти замуж за дворянина Хуана Хармильо.
Впечатляло, что в обществе, где женщины в основном были замкнуты в пределах своего дома, Малинче пользовалась необычайной свободой. Её влияние было настолько велико, что Кортес повесил нескольких индейцев за неуважение к ней.
Когда в июле 1522 года его жена, Каталина Суарес, прибыла в Мексику, между супругами были напряжённые отношения. Каталина сильно ревновала мужа к его индейским фавориткам. Тем не менее, нет данных, что Малинче испытывала ревность.
Возможно, она считала Кортеса своим «Богом», которому поклонялась и служила, не испытывая желания соревноваться с другими женщинами. Она с удивительным спокойствием принимала всё, включая его сожительство с другими женщинами.
Через несколько месяцев после рождения сына доньи Марины, Каталина, жена Кортеса, покинула роскошный пир, оскорблённая словами мужа: «От вас, госпожа, мне ничего не нужно«.
По слухам, жена конкистадора жаловалась на его жестокое обращение и однажды сказала: «Однажды вы найдёте меня мёртвой из-за жизни, которую я вела с моим мужем«.
Удивительно, что в ноябре 1522 года её нашли мёртвой в их доме в Койоакане. Официальной причиной называли приступ астмы, однако среди современников распространились слухи, что Кортес мог задушить свою жену.
Хотя Каталина страдала от слабого здоровья и считалась «постоянно больной», следы на её шее вызвали подозрения. Расследование не подтвердило вину Кортеса, но судебные разбирательства продолжались, и даже правнуки капитана были обязаны выплачивать пенсии потомкам его жены.
Некоторые полагают, что трагедия произошла после ссоры, когда Каталина разгневалась из-за присутствия в доме индейских фавориток Кортеса. В приступе ярости он мог попытаться её успокоить, но это привело к сердечному приступу, ставшему роковым. Эта версия выглядит более правдоподобной.
В августе 1519 года Кортес с 400 солдатами, 15 всадниками и тысячей носильщиков отправился в столицу ацтеков. Их встретили города с красивыми оштукатуренными домами, похожими на испанские, и пирамиды из черепов.
В Тлакскале, бывшей ацтекской крепости, произошла кровавая битва между несколькими сотнями испанцев и десятками тысяч тлаксаланов, которая закончилась победой закованных в броню конкистадоров. Тлаксалане поняли, что эти «белые люди» могут стать мощными союзниками против ацтеков.
Мотекусома, услышав от своих посланцев о непобедимости испанцев, впал в депрессию. Попытки доказать смертность «белых богов», такие как показ головы испанца, не принесли желаемого эффекта.
В стремлении заключить союз с «белыми богами», индейские вожди предлагали Кортесу браки с местными женщинами. Восемь индианок, одетых в роскошные рубашки и украшенных золотыми украшениями, предстали перед испанцами. Как и в Европе, в Мексике браки использовались для политических связей.
Кортес отказался принять этот дар, требуя, чтобы сперва их и город крестили. После сопротивления индейцы уступили, и девушек окрестили: племянница касика Фатаса получила имя Каталина, а дочь касика Куэски — Франциска.
«Франциска была очень красива для индейской девушки, и Кортес отдал её Алонсо Эрнандесу Пуэртокарреро, остальных распределил между солдатами».
Подарив девушек, касики надеялись приобрести дружбу испанцев. Слепой касик из Тлакскалы, Ксикотенга, однажды привёл свою дочь и сказал Кортесу: «Господин Малинче, вот моя дочь, незамужняя и невинная. Я привел её для вас«.
Кортес, не колеблясь, принял её и отдал Педро де Альварадо, называя его своим братом. Дочь другого касика, донья Эльвира, досталась Хуану Веласкесу де Леону. Восхищённый солдат Берналь Диас дель Кастильо описывал этих девушек как прекрасных и юных, крещённых и отданных офицерам.
Кортеса в свою очередь называли «владыкой Малинче», что, возможно, связано с уважением к его фаворитке. Марина не только переводила, но и раскрывала Кортесу сведения о богатствах ацтеков и планах Мотекусомы.
Её проницательность и ум, а также преданность Кортесу принесли ей уважение среди индейцев. Однако её имя стало символом предательства в Мексике, хотя она не стремилась к власти.
Марина узнала от тлакскаланцев об армии ацтеков и их тактике. Это помогло Кортесу, который вместе с союзниками отправился в Чолулу, не зная, что там скрыта 20-тысячная армия ацтеков. Он послал Марину к жрецам Кетцалькоатля, и она убедила их прийти к нему. Благодаря своим источникам, в том числе жене одного из командиров Чолулы, Марина подтвердила, что ацтеки готовят нападение на испанцев.
Благодаря предупреждению, Кортес атаковал город Чолулу, разрушив его и развеяв миф о неприкосновенности священного города бога Солнца Кетцалькоатля. После этой резни францисканец Бернардино де Саагун писал о страхе и ужасе, охвативших народ, основываясь на рассказах выживших индейцев.
Раскрытие заговора подтвердило, что план был организован Мотекусомой, который намеревался поймать испанцев и использовать их в каннибалистских ритуалах. Тем не менее, испанцы продолжали завоевания, и местные жители начали воспринимать их как сверхъестественных существ.
После кровопролития в Чолуле, которое осудил доминиканец Бартоломе де Лас Касас, в Теночтитлане состоялось собрание, где правитель Мотекухзома, несмотря на возражения, решил встретиться с Кортесом.
Когда испанцы достигли Теночтитлана в ноябре 1519 года, они были поражены его величием и размером, там проживало до полумиллиона жителей. Город на озере, с огромной рыночной площадью, превзошёл даже города Европы.
Первая встреча между Мотекусомой и Кортесом состоялась 8 ноября 1519 года. Местная знать воздавала Кортесу почести, а сам правитель Мотекусома коснулся земли перед испанцем и поцеловал ему руку, символизируя божественное признание. Когда Кортес хотел обнять его, сановники остановили его, подчеркивая, что к правителю можно относиться только с почтением.
Марина, будучи переводчицей, умело передавала слова Кортеса и Мотекусомы, адаптируя их к восприятию ацтеков. Мотекусома, охваченный тревогой, верил (или делал вид, что верит), что перед ним стояли посланцы бога Кецалькоатля, который должен был вернуться, или, как минимум, что Кортес представлял императора Карла V.
Правитель ацтеков находился в состоянии страха, что сыграло на руку Кортесу. Позже, чтобы умаслить Кортеса, Мотекусома предложил ему в жены свою дочь. Кортес назвал её Анной, но не женился на ней, хотя имел от неё и других женщин из ацтекского двора детей. Марина, по-видимому, не возражала, поскольку верила, что Кортесу, как «Богу», дозволено всё.
Испанцы почувствовали угрозу в Теночтитлане, и Кортес арестовал Мотекусому, осознав его слабость. Правитель призвал народ подчиниться испанцам, а Кортес и его солдаты демонстрировали уважение к Мотекусоме. Несмотря на это, жрецы готовились к восстанию, но Мотекусома не осмелился дать приказ. Марина сообщала о заговоре, и Кортес приказал построить бригантины для эвакуации правителя к Карлу V.
Кортес продолжал убеждать Мотекусому в своей расположенности, а правитель видел в нём Кецалькоатля. Когда Панфило де Нарваэс высадился для поимки Кортеса, тот разбил его отряд, подкупив солдат золотом.
Тем временем Альварадо устроил резню в Теночтитлане, что вызвало восстание ацтеков. Мотекусома, обессиленный, пытался остановить конфликт, но потерял авторитет и вскоре погиб. Кортес вернулся с армией, но был вынужден отступить, потеряв большую часть войска. К счастью, во время военных действия Марина выжила.
Далее про её жизнь известно гораздо меньше. После событий Конкисты, Марина вышла замуж за Хуана Харамильо и, вероятно, умерла около 1529 года. Её сын, Мартин Кортес, впоследствии был осуждён за заговор против испанской короны.
В современной Мексике её образ вызывает противоречия: одни считают её предательницей, другие — героиней, способствовавшей созданию Мексики.
Хотя она сыграла важную роль в прекращении кровопролития и жертвоприношений, её действия связаны с утратой ацтекской культуры, которая была жестокой и не оставляла места для любви. Малинче остаётся важной и спорной фигурой в истории, несмотря на символ предательства, приписанный ей.