Проклятие папы римского настигло актрису Инну Бурдученко? Почему звезда «Иванны» так рано ушла из жизни

Подающей большие надежды актрисе был всего лишь 21 год, когда она трагически ушла из жизни. В жаркий августовский день 1960 года с ней простились в Киностудии имени А. Довженко в Киеве и проводили в последний путь. В толпе много было пересудов о странной смерти: «Это из-за проклятия папы римского…». Что же произошло, и при чём тут папа?

В 1960 году режиссёр Виктор Ивченко с интересом развернул газетную вырезку, привезённую из Рима его приятелем, поэтом Миколой Бажаном.

— Это о твоём фильме «Иванна»!

Однако, ничего хорошего там не сообщалось. В газете напечатали послание папы римского Иоанна XXIII, посвящённое «Иванне». После показа кинокартины в Польше понтифик предал анафеме фильм и его создателей, а картина была запрещена к показу во всех католических странах. На Западной Украине верующим-униатам его запретили смотреть священники.

Сценарий создавался по реальным событиям, обрисованным в повести Владимира Беляева «Побег из «Цитадели». Исполнительницу главной роли Инну Бурдученко нашли в театральном институте имени И.К. Карпенко-Карого, где она училась на втором курсе.

Инна сыграла дочь униатского священника Иванну. Во время Великой Отечественной войны героиня картины узнаёт, что служители церкви сотрудничают с гитлеровцами и благословляют их на расправы над евреями, партизанами и мирными жителями. Она уходит к партизанам.

Жизнь Иванны заканчивается трагически — она попадает в руки гестапо, и её приговаривают к казни. Стоя перед виселицей девушка срывает с шеи крестик и бросает на землю. На пороге страшной смерти она глубоко разочаровывается в церкви, а, возможно, и в вере.

Казалось бы, гнев папы вызвало это богохульство, но в СССР были сняты сильные интересные ленты «Заговор обреченных» и «Овод» с ярко выраженной критикой католической церкви, однако, их папа проигнорировал, да и вообще анафема фильму — уникальное явление в Ватикане.

Может быть, папа римский был возмущен, как показали в картине предстоятеля украинской греко-католической церкви митрополита Андрея Шептицкого (это реальный человек). Убелённый сединами инвалид благообразной внешности был жестоким, коварным и безжалостным человеком.

Шептицкий известен тем, что поддерживал немецких фашистов, а также националистов-коллаборационистов. Правда, у него был острый конфликт с бандеровцами — он осудил массовое убийство поляков.

Возмущение фильмом началось-то в Польше, священники добились запрета его показа на территории страны. А польский кардинал Стефан Вышинский мог донести это возмущение до Иоанна XXIII, так как симпатизировал Шептицкому.

Несколько странно, что говорят о проклятии. Всё же это слово отдаёт чем-то магическим и подходит к действиям колдуна, а не католического служителя. Или же можно говорить о сильной эмоции, да будет, мол, проклят ваш богохульный фильм на веки вечные. Однако, люди придают папскому «проклятию» именно мистический смысл, так как Инна вскоре погибла. Что же случилось?

— Мы с режиссёром Виктором Ивченко увидели Инну в институте, — вспоминал директор картины Григорий Чужой. — О, это иконописное лицо с огромными глазами, в которых бездна! Пригласили на пробы. Сделали 25 фото- и кинопроб.

Девочка превзошла все наши ожидания! Она понимала все задумки режиссёра с полуслова. Во многом благодаря Бурдученко фильм производит столь мощное впечатление. Роль Иванны Инна не сыграла, а прожила.

Премьера состоялась в декабре 1959 года. Картину закупили 17 стран, а молодую актрису заметили и оценили. В жизни Инны произошло ещё одно важное событие. Она познакомилась с мотогонщиком Игорем Кирилюком, и уже через месяц счастливая пара сыграла свадьбу.

В июне 1960 года режиссёр Анатолий Слесаренко пригласил Бурдученко в свой фильм «Так никто не любил». Роль была похожа на роль Иванны. Героиня фильма комсомолка Христина попадает в религиозную секту, но, понимая, где оказалась, вырывается из цепких рук сектантов.

К слову, Ивченко отговаривал Инну сниматься в схожей роли:

— В начале карьеры нужна разноплановость! Не спеши, Инна, обязательно появятся более интересные предложения.

Но Бурдученко была на третьем месяце беременности и дала согласие сниматься, так как ей очень хотелось успеть появиться ещё в одной картине до родов. А в июле 1960 года на съёмочной площадке произошла трагедия.

По сюжету Христина выносит из горящего дома красное знамя. Съёмки проходили под Донецком (тогда город носил название Сталино). Заброшенный барак был облит бензином и подожжён, был сделан первый дубль.

— Снято! Всё идеально! — воскликнул оператор Сергей Ревенко.

Однако, режиссёр велел снять второй дубль, и Инна снова ринулась в огонь. Оператор вновь сказал, что отлично получилось, но Слесаренко потребовал на всякий случай снять сцену ещё раз.

— Зачем?! — закричал Ревенко. — Там сейчас всё рухнет!

— Инна, не ходи, это опасно! — актёры, присутствовавшие на съёмках, попытались остановить девушку.

Но актриса уже вбежала в барак. Она схватила знамя, кинулась к выходу, но каблук попал в щель, Инна упала, а через секунду на неё рухнула горящая балка. Девушку вытащил шахтёр Сергей Иванов, снимавшийся в массовке.

В больнице врачи сразу сказали, что надежды на спасение почти нет — 78% поверхности тела было обожжено. Министр культуры Екатерина Фурцева поставила дело на особый контроль. Медики боролись за жизнь Инны, делая всё возможное, но через две недели она умерла.

Режиссёра Анатолия Слесаренко приговорили к пяти годам лишения свободы и ещё пять лет он был лишён возможности снимать художественные фильмы. Однако, как бывший фронтовик, Слесаренко вышел по амнистии и занялся производством документалок на Киевской студии хроникально-документальных фильмов.

Роковую для Инны картину завершил Сергей Параджанов под названием «Цветок на камне».

Игорь Кирилюк тяжело переживал смерть жены и нерождённого ребенка. Мотогонщик тренировался и участвовал в гонках, забывая про осторожность, и через три года после гибели Инны разбился на мотоцикле. Друзья говорили, что всё это время он был словно не в себе, сильно страдая. Его похоронили рядом с супругой.

Спустя 25 лет в 1985 году выяснилось, что режиссёр придумал про себя фронтовую легенду. Вернее, присвоил факты из биографии погибшего фронтовика, сам же он схоронился у родителей в Черниговской области и на фронте не был. Во время оккупации работал в театрах в Ровно и Чернигове.

В 1986 в «Литературной газете» вышла статья-расследование Г. Силиной «Человек с чемоданом», в которой были документально доказаны фальсификация Слесаренко своей биографии, присвоение незаслуженных боевых наград, ложь про участие в партизанском движении (в псевдо-мемуарных книгах), а также финансовые злоупотребления в послевоенное время.

После выхода статьи режиссёр был с позором уволен с киностудии и исключён из Союза кинематографистов Украины. Умер Анатолий Слесаренко в 73 года в 1997 году от рака.

Не хочется как-то совмещать два факта — то, что человек гнилой оказался, и то, что он имел непосредственное отношение к смерти молодой актрисы. Но, возможно, эти вещи очень даже взаимосвязаны.

Ну а «проклятие» папы римского… да какое там проклятие! Не нужно ни анафемы, ни проклятий, ни колдовства, если рядом находится такой человек, как Слесаренко.

Неизвестно, как сложилась бы карьера Инны Бурдученко, но у неё было яркое начало в кинематографе и все шансы стать хорошей актрисой и прожить долгую счастливую жизнь.

Оцените статью
Проклятие папы римского настигло актрису Инну Бурдученко? Почему звезда «Иванны» так рано ушла из жизни
Она отказалась от традиции идти в след за мужем на костер: независимая махарани Джинд Каур и ее золотая тика